Информационная карта автора методической разработки Мережко Елены Васильевны Населённый пункт с.Богдановка, Тоцкий р-н Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с её уставом) МАОУ Богдановская СОШ Адрес школьного сайта в Интернете bogdan-scool.ucoz.ru Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке) Учитель истории Адрес личного Интернет-ресурса Рабочий адрес с индексом 461113, ул. Школьная 14 Домашний адрес с индексом 461113, ул. Чапаевская, 9 кв. 1 Рабочий телефон с междугородним кодом 83534996154 Домашний телефон с междугородним кодом 83534996237 Мобильный телефон с междугородним кодом 89033996415 Факс с междугородним кодом Рабочая электронная почта Meregko1971@yandex.ru Личная электронная почта Педагогическое кредо «Не мыслями надо учить, а учить мыслить» Даю согласие на обработку персональных данных и использование представленных материалов в целях развития образования с возможностью редакторской обработки. Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: _____________________ (_____________________________________) подпись Ф.И.О. участника «_____» ___________ 20___г. Название предмета – История Класс -10 УМК - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История с древнейших времён до конца XIX века.2014г. Уровень обучения - профильный Тема урока: Русская культура второй половины XIX века. Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час. Место урока в системе уроков по теме – комбинированный урок Цель урока - cформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в XIX века, ее достижениях и вкладе в мировую культурную сокровищницу Задачи урока- Образовательные: показать исторические особенности развития русской культуры ; показать вклад живописи, архитектуры в мировую культуру; показать значение русской литературы.; познакомить с основными памятниками русской культуры второй половины XIX в. Развивающие: развивать познавательные способности, внимание, воображение, память; умения анализировать произведения искусства и литературы; продолжать развивать коммуникативные умения . Воспитательные: пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства, воспитывать уважение к людям творческого труда. Планируемые результаты - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Техническое обеспечение урока - мультимедийная презентация, видеоролики, картины Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) - Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. История России. Программа курса. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.http://dic.academic.ru /http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Содержание урока Тема: Русская культура второй половины XIX века. Цели и задачи урока: Cформировать представление обучающихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; развивать умения обучающихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам; прививать обучающихся чувство любви и гордости, ответственности за сохранение культурного наследия; любовь к Отечеству и его истории. Оборудование урока: персональный компьютер, проектор, экран, репродукции картин художников второй половины XIX века, портреты деятелей культуры второй половины XIX века рабочие материалы. Целесообразность выбора приемов и методов, применяемых на уроке. 1. Недостаточное количество наглядного материала. 2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных источников информации. 3. Наглядная презентация учебного материала. 4. Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся. 5. Развитие мышления учащихся за счёт возможности самостоятельной систематизации и обобщения материала, установления и прослеживания логических связей. 6. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Предварительная подготовка к уроку: «Выставки передвижников». Обучающиеся должны найти картины художников второй половины XIX века, на которых а) изображены современные им события; б) исторические события. Найти дополнительный материал об истории создания и описание одной-двух картин по своему выбору. Ход урока I. Организационный момент. Сообщение учащимся темы урока, его целей, разъяснение практической значимости занятия, постановка перед учащимися задач урока. II. Проверка домашнего задания. 1. Каковы причины реформы образования во второй половине XIX века? 2. Назовите основные положения реформы образования. 3. Каково значение и практическое применение в повседневной жизни изобретений и достижений второй половины XIX в. III. Актуализация опорных знаний учащихся. Сегодня на уроке мы познакомимся с художественной культурой и бытом России второй половины XIX века. Учимся четко излагать мысль, работать с наглядным материалом. При изучении данной темы нам необходимо следующее понятие – художественная культура. Вспомните что означает данное понятие ? Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая её продукт и процесс. При изучении данной темы нам необходимо следующее понятие – художественная культура. Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая её продукт и процесс. III. Изучение нового материала. Во второй половине ХIХ века ведущим жанром литературы и живописи становится критический реализм. Запись на доске и в тетради: Критический реализм – художественный стиль, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений. Писатели были поглощены происходившей на их глазах исторической драмой, вызванной сменой одного жизненного уклада другим. 2. Литература второй половины XIX века 1) Во второй половине XIX века ведущей областью духовной жизни России продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия жизненных проблем литература была не только культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. Основным художественным направлением стал критический реализм. 2) Писатели были поглощены происходившей на их глазах исторической драмой, вызванной сменой одного жизненного уклада другим. Для произведений того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Давайте познакомимся с писателями данного периода. Достоевский - Толстой - Чехов - Тургенев – - На уроках литературы вы знакомились с романом Тургенева «Отцы и дети». - Кто главный герой этого романа? (Базаров) После опубликования этого романа Тургенева «Отцы и дети» распространение получает термин «нигилизм», т.е. отрицание господствующей идеологии. И главный герой романа Базаров был назван нигилистом. Некрасов Николай Алексеевич. Любовь к литературе ему привила его мать, которая и была его первым учителем. Его перу принадлежат такие произведения, как: «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Крестьянские дети», «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Утро», «Последние песни». В своих произведениях Некрасов отражал жизнь простых крестьян, городской бедноты. Им написаны поэмы о жизни декабристов. - С какими из произведений Некрасова вы уже знакомились на уроках литературы? - Давайте послушаем отрывок из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». - Что попытался показать автор? 2. Изобразительное искусство второй половины XIX века Работа со хемой « Художники второй половине XIX века » События XIX в. Беседа по вопросам - Кто главный герой картин, на которых изображены современные художникам события? - Каким современным событиям посвящены картины? - Какие исторические события изображались художниками? Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные проблемы, что и литература. Основным направлением живописи второй половины XIX века является критический реализм. В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения диплома картины на сюжет скандинавской мифологии объяснив это тем, что в жизни есть более достойные темы для кисти. Не получив разрешения на свободную тему художники покинули Академию и основали петербургскую Артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижников. Передвижники – это товарищество русских художников, в своих произведениях которые отражали жизнь с ее проблемами. Передвижники устраивали свои выставки в Москве и Санкт-Петербурге, а также в провинциях. Среди художников – передвижников были: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов, братья Маковские. Позднее к ним присоединились В.М. Васнецов, Н.А.Ярошенко, К.А. Савицкий. 1) Иван Иванович Шишкин – 2) Виктор Михайлович Васнецов - 3) Иван Николаевич Крамской - 4) Илья Ефимович Репин – 5) Василий Иванович Суриков - это художник, который всё, от конской сбруи до пёстрой московской толпы, писал с натуры и тщательно, до деталей выверено. Своим творчеством художник как бы напоминал: мы все зависим от прошлого, им определенно и наше будущее. Самые известные полотна художника: «Боярыня Морозова» (1887г.), «Утро стрелецкой казни» (1881г.), «Взятие снежного городка» (1891г.), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899г.). - Ребята, посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос: Что общего между этими полотнами Сурикова? Сообщение учащегося: «Выставки передвижников» Игра – аукцион На аукцион выставляется несколько картин, в зависимости от того, какой дополнительный материал удалось найти ученикам. Купившим картину считается тот, кто рассказал о ней больше всего. IV. Архитектура и скульптура После отмены крепостного права строительство приобретает огромный размах. Сооружаются банки, универсальные магазины, фабричные здания, казармы для рабочих, склады, вокзалы и доходные дома. - Подумайте, к чему стремились владельцы этих зданий при строительстве? (Можно предположить, что конкуренция и необходимость рентабельности предприятия и его скорейшей окупаемости заставляли искать наиболее дешевые, экономически выгодные конструкции). Главным становится не внешняя красота, а инженерное искусство. Но было бы ошибочно утверждать, что зодчие того времени совершенно не думали об эстетической стороне архитектуры. Они обращаются к изучению древне русской архитектуры XVII века, результатом чего являются появление так называемого псевдорусского стиля. Работа с иллюстрацией - Рассмотрите изображение Верхних торговых рядов (ныне здание ГУМа) в Москве и попробуйте назвать основные черты псевдорусского стиля.( Маленькие окошечки третьего этажа, крыши – башенки) Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. был М.М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Мастер создал серию исторических портретов: “Ермак”, “Иван Грозный”, “Пётр I”. Выдающимся событием культурной жизни было открытие памятника А.С. Пушкину в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А.М. Опекушин. М.О. Микешен в памятнике “Тысячелетие России”, открытом в Новгороде в 1862 г., в бронзе 129 скульптурных фигур. В архитектуре себя окончательно изживал классицизм. Новые типы зданий требовали новых архитектурных решений. Зодчие применяли декоративные формы прошлого, что привело к господству эклектики. Электика – смешение разных художественных стилей Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. В этом стиле были построены знаменитые московские здания – Исторического музея (А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской Думы ( Д.Н. Чичагов ), Верхних торговых рядов (А.П. Померанцев), Балтийский вокзал (архитектор Александр Иванович Кракау). Особой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома. 3)Музыка Вторая половина XIX в. – время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество “Могучей кучки”. Главный источник вдохновения композиторы, того времени, черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы “Могучей кучки” создали ряд бессмертных произведений. Могучая кучка – или Балакиревский кружок – содружество пяти композиторов: Балакирева, Мусоргского, Кюи, Бородина и Римского - Корсакова 1) Милий Алексеевич Балакирев . В 1837 году начал свою деятельность в качестве пианиста и дирижёра. С 1867 по 1869 годы – главный дирижер Императорского русского музыкального общества. В 1882 году написал симфоническую поэму «Тамара» 2) Модест Петрович Мусоргский – создатель «самой народной» по духу музыки. Его произведения: Борис Годунов, Хованщина из-за своей оригинальности , воспринимались как нечто стихийное. 3) Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его музыка впитала в себя многоцветие народных сказок и напевность русских песен. «Садко», опера «Сказ о царе Салтане», «Майская ночь», «Моцарт и Сольери» - это дар композитора. - Послушайте отрывок из произведения Римского – Корсакового «Полет шмеля». ( звучит музыка ) - Какое настроение оно у вас вызывает? Почему? 4) Петр Ильич Чайковский - гений, который оставил богатое музыкальное наследие. Самые известные произведения Чайквского: «Лебединое озеро», « Щелкунчик », «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Евгений Онегин». -Давайте прослушаем отрывки из произведений Петра Ильича Чайковского. ( звучит музыка ) - Кто из вас знает как называется это произведение? (Лебединое озеро) - Послушайте отрывок из произведения Чайковского «Щелкунчик». Какое настроение оно у вас вызывает? 1. Закрепление изученного материала 1) Литература – установите верное соответствие (модуль) - Какое направление было основным в литературе 19 века? (критический реализм) - Каковы основные черты этого стиля? - Назовите произведения, написанные в стиле критического реализма. 2) Архитектура – впишите имя архитектора (модуль) (Шервуд и Кракау) 3) Скульптура – собери пазлы (памятник Николаю I) (модуль) 4) Живопись – сопоставьте авторов и их произведения (модуль) - К какому товариществу относились эти художники? (передвижники) - Что отражали они в своих произведениях? (реальную жизнь) 5) Музыка – 1. Как называлось товарищество русских композиторов второй половины XIX века и почему? (могучая кучка, согласно бессмертным произведениям, которые они создали). 2. Кого из русских композиторов принято считать основателем «Могучей кучки»? (Балакирева) 2. Домашнее задание. 1) Написать эссе на тему: «Жизнь и творчество……( писателя, живописца, архитектора, композитора)» 2) Параграф 35., вопросы и задания к главе 6, стр.463 3. Оценивание. 4. Рефлексия: - Вам понравился урок? Какой раздел вам был более интересен?
Автор(ы): Мережко Е. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx