История. 10 класс. УМК – А.Н. Сахаров, «История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004 (ч.1) Уровень обучения: базовый. Тема урока: Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х годов. Часы отведенные на изучение темы:1. Место урока в системе уроков по теме:1. Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: создание условий для развития аналитического мышления при работе с текстом учебника и дополнительными источниками. Задачи: определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного; проанализировать реформы 1550-х годов и выяснить их последствия; дать свою оценку значимости реформ для России XVI века. Планируемые результаты: предметные: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи; личностные: умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности, приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого. Оборудование: - учебник «История России», 10 класс, А.Н. Сахаров, презентация, мультимедийный пректор. План урока: 1. Проверка домашнего задания. 2. Правление Елены Глинской. 3. Бярское правление и его причины. 4. Венчание на царство. Первый «царь всея Руси». 5. Состав и деятельность избранной Рады. Реформы и их значение: 1. реформа государственного управления 2. военная 3. судебная 4. церковная Этапы урока. 1.Организационный момент. 2. Постановка цели и задач урока. 3.Изучение нового материала. 4. Закрепление. 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7. Подведение итогов урока. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся на изучение новой темы. Сегодня мы познакомимся (вспомним) еще с одной исторической личностью, хотя и очень жестокой, в чем-то коварной, но интересной. Впервые вы с этим человеком, царем познакомились в 6 классе. На протяжении трех уроков у вас сформируется целостное представление, и расширятся знания об этом царе. Учитель зачитывает несколько цитат о нем. Учащиеся в свою очередь должны ответить на вопрос: какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? И назвать имя царя, а, следовательно, и тему урока. Цитата первая: Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и, собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ключевский) Цитата вторая: Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский) Какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? Назовете имя царя, а следовательно и тему урока. (Ответы учащихся). Итак, тема урока…(сл-1-2) 3. Изучение нового материала. 1) В тетрадях записывается число и тема урока. В карточках предлагается заполнить 1-2 колонки таблицы (Приложение1). Что я знаю? Что я хочу узнать? Что я узнал? Учащиеся читают свои записи вслух. - Как можно сформировать общую цель урока? Сегодня мы постараемся расширить свои знания о личности и деятельности Ивана Грозного. А в конце урока попробуем дать оценку значимости реформ Ивана Грозного для России XVI века 2) Детство Ивана IV. Прослушивание индивидуальное сообщение. Опережающее задание. - Сформулируем вывод. (События, которые пережил Иван в детстве, повлияли на его характер. Благодаря той обстановке, в которой вырос Иван, он стал пугливым и скрытным, трусливым и недоверчивым, жестоким.) 3) Правление Елены Глинской. Вопрос рассматривается с опорой на презентацию в виде лекции (сл.-3-4). 4) Боярское правление. Неожиданная смерть великого князя Василия III в 1533 году повлекла за собой борьбу за власть между различными боярскими группировками: Бельских, Шуйских, Глинских. Прочитайте в учебнике текст на стр.272-274 и охарактеризуйте последствия борьбы за власть различных группировок в 30- 40-е гг. XVI в.(индивидуальная самостоятельная работа с текстом учебника) Выделяется основная проблема, факты, персоналии, которые реально могут воздействовать на ситуацию (сл.-5) Сформулируем вывод: (Итоги боярского правления печальны. К середине 40-х гг. XVI в. слабость центральной власти достигла опасной черты. Насущными стали задачи достижения стабильности, объединения господствующего сословия, упрочения правопорядка, восстановления силы и авторитета великокняжеской власти. Требовались решительные политические шаги, серьезные преобразования (сл.-6)). 5) Венчание на царство. Вопрос рассматривается с опорой на презентацию в виде лекции (сл.-7-9). 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. 6) Состав и деятельность избранной Рады. Реформы и их значение. Сообщение новых знаний учителем в виде лекций. Выступления в Москве весной - летом 1547 года подчеркнули необходимость преобразований (сл.-10). Около 1549 г. царь Иван IV приблизил к себе новых советников, вошедших в историю под называнием Избранная рада (сл.-11-12). На Руси название Избранная рада никогда не было в ходу. Единственный раз оно встречается в сочинении князя Андрея Михайловича Курбского «История о великом князе Московском». Курбский писал свою «Историю...» в Великом княжестве Литовском, куда бежал в 1564 г. Обращаясь к польским, литовским и русским читателям, жившим в княжестве, он применил понятное им слово «рада», происходящее от немецкого «рат», что означает «совет». Так князь-беглец подчеркивал, что совет доверенных лиц выполнял у царя роль своеобразного правительства. - Какие ассоциации связаны у вас с понятием «реформы»? 7) Мини - исследовательская работа (сл.-13-14). Задание: используя текст учебника стр.276-280 и раздаточный материал, перечислите реформы Избранной рады. Какие они имели последствия для развития Руси?(Приложение 2) Работа в тетради: Реформы Избранной рады (………) впишите временные рамки. В состав Избранной рады входили ……….. Общая цель реформ- Заполнить таблицу. Самостоятельная, индивидуальная работа учащихся. Название реформы Годы Основные мероприятия и значение Судебная 1550 – Судебник -увеличение платы за пожилое, -наказание за взятки, -тягло для всего населения, большая соха Центрального и местного управления -расширение состава Боярской думы -Введение Земских соборов -Создание приказной системы -Упразднение института кормлений -Продолжение осуществления губной реформы Военная реформа - 1550 г. 1555 – 1556- 1550 г. создание стрелецкого (регулярного) войска, - попытка формирования «избранной тысячи», Уложение о службе – ограничение местничества в военное время Финансовая введение новой единицы налогообложения большой сохи -введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и весов Церковная 1551 г – принятие Стоглава. Он оформил пантеона(список) всех русских святых; регламентировал церковную жизнь – службы, обряды 2) введение единой системы налогов, проведение описи церковных земель 3) усиление контроля со стороны государства Обмен информацией (сл.-15-21), вывод. (Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Это явилось закономерным процессом, связанным с внутри- и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед Российским государством в XVI в.) 4. Закрепление. Обратимся к раздаточному материалу. Учащиеся знакомятся с разными оценками историков и делают вывод об образе царя Ивана VI. Оценки правления Ивана Грозного. Время царствования Ивана IV и сама личность грозного русского самодержца никогда не оставляли равнодушными историков, политиков и деятелей культуры нашей страны. Множество исторических исследований, произведений художественной литературы, кинофильмов, научных и публицистических статей не дают остыть этой проблеме. В последние годы интерес к этой интригующей эпохе еще более возрос. Обратимся к оценкам, характеризующим как саму личность царя, Ивана VI, так и время его правления. Какой образ царя и его эпохи вам представляется? 1. «При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал» С.М. Соловьёв. 2. «…дорая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!» Н.М.Карамзин 3. То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники. Супротив его всё бояре да князья. По бокам его всё опричники; И пирует царь во славу божию, В удовольствие своё и веселие. Из ''Песни…'' М. Ю. Лермонтова 4.«Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал». И.В.Сталин. Вывод учащихся. (Иван VI и его эпоха представляется в оценках историков неоднозначно. Спор о царе Иване Васильевиче идет уже четыре с лишним века и отличается разнообразием. В разные времена по-разному историки трактовали его деятельность. У историка XIX века Карамзина оно однозначно: "герой" в первый период своего царствования он превращается в тирана во втором, но практически везде за ним прочно закрепился термин «Грозный».) -Заполните третью колонку в карточке полученной в начале урока. Закрепление материала (тест). Смотри приложение 3 1. Избранная рада – это: А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ Б) сословно-представительный орган власти В) орган местной власти Г) орган для подготовки конституции в России 2. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили: А) Б.Ф. Годунов Б) М.И. Воротынский В) А.Ф. Адашев 3 . Судебник 1550 г. крестьянам: А) разрешил уходить от феодалов в любое время года, увеличив лишь плату за «пожилое»; Б) отменил право Юрьева дня и таким образом их окончательно закрепостил; В) подтвердил право Юрьева дня, но лишь после уплаты «пожилого»; Г) оставил без изменения форму, закрепленную в Судебнике 1497 г. 4. В каком году был принят «Стоглав»: А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556 5. Новый Судебник наделял Боярскую думу правом: а) утверждения налогов, о которых просил царь б) высшего законодательного органа при царе в) вершить высший суд в стране г) определять внешнюю политику 6. В результате изменений в системе местного управления: (Укажите несколько вариантов ответов) а) окончательно сложилась система приказов б) отменено кормление в) изменен порядок замещения высших должностных лиц г) территория страны стала делиться на уезды 7. Одним из итогов военной реформы стало появление: а) ополченцев в) стрельцов б) драгун г) гвардейцев 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Подберите цитаты историков, литераторов об Иване, выразите свое мнение. Параграф 20, вопросы и задания стр.-280-281. Индивидуальное сообщение Ермаке Тимофеевиче. 7. Подведение итогов урока. Рефлексия. На уроке я… Я весь урок… Приложения. Приложение1. Что я знаю? Что я хочу узнать? Что я узнал? Приложение 2. Работа в тетради: Реформы Избранной рады (………) впишите временные рамки. В состав Избранной рады входили ……….. Общая цель реформ- Название реформы Годы Основные мероприятия и значение Судебная Центрального и местного управления Военная реформа Финансовая Церковная Приложение 3. 1. Избранная рада – это: А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ Б) сословно-представительный орган власти В) орган местной власти Г) орган для подготовки конституции в России 2. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили: А) Б.Ф. Годунов Б) М.И. Воротынский В) А.Ф. Адашев 3 . Судебник 1550 г. крестьянам: А) разрешил уходить от феодалов в любое время года, увеличив лишь плату за «пожилое»; Б) отменил право Юрьева дня и таким образом их окончательно закрепостил; В) подтвердил право Юрьева дня, но лишь после уплаты «пожилого»; Г) оставил без изменения форму, закрепленную в Судебнике 1497 г. 4. В каком году был принят «Стоглав»: А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556 5. Новый Судебник наделял Боярскую думу правом: а) утверждения налогов, о которых просил царь б) высшего законодательного органа при царе в) вершить высший суд в стране г) определять внешнюю политику 6. В результате изменений в системе местного управления: (Укажите несколько вариантов ответов) а) окончательно сложилась система приказов б) отменено кормление в) изменен порядок замещения высших должностных лиц г) территория страны стала делиться на уезды 7. Одним из итогов военной реформы стало появление: а) ополченцев в) стрельцов б) драгун г) гвардейцев
Автор(ы): Теняков О. Я
Скачать: История 10кл - Конспект.docx