Название предмета: История России Класс :10 УМК (название учебника, автор, год издания): А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов. История России 17-19 века ,часть 2.М.: «Русское слово», 2004 год. Уровень обучения (базовый) Тема урока: Период Алексея Михайловича Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Цели урока: 1. На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному». 2. Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают 3. Понять, что, несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение, они наносили ощутимые удары по феодальному строю. Задачи урока: Образовательные: 1. Дать характеристику городских народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича: Соляного бунта 1648 года и Медного бунта 1662 года 2. Дать оценку похода Василия Уса как предвестника крестьянской войны С.Разина. 3. Рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина 1670-1671 гг., социальном составе участников. 4. Определить причины поражения восстания, его последствия, значение. Развивающие: 1. Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой; 2. Развивать умения анализировать, давать обобщающие и сравнительные характеристики, определять причинно-следственные связи, делать оценочные выводы. 3. Развивать умения определять и объяснять термины. Воспитательные 1. Воспитание понимания опасности и трагичности для народа стихийных массовых выступлений.; 2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом. 3. Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа. Планируемые результаты: - характеризовать особенности внутренней политики Алексея Михайловича; -определять направления внешней политики, уметь работать с исторической картой; -находить и выявлять причинно-следственные связи. Техническое обеспечение урока: карта: «Народные восстания в России в 40-70-х годах XVII в.». Содержание урока I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ. Приветствие. Создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Подготовка учащихся к работе. -XVII век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII-ый, веком бунташным. Летопись повествует о различных восстаниях как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения XVII века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, Медный бунт, Разинщина и другие городские волнения были вызваны вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно к попыткам поиска правды. Постановка проблемной ситуации. -Главные события, давшие XVII веку такое название, произошло при «тишайшем» правителе Алексее Михайловиче – втором правителе из династии Романовых. Царь – «тишайший», а век – «бунташный». Есть ли здесь противоречия? А какие последствия имели бы народные волнения не будь царь «тишайшим»? (Ответы – предположения учащихся). Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти. II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. -Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял собой XVII век. Задания на знание терминов даётся письменно и выборочно на карточках для слабоуспевающих учащихся. Работы на уроке не озвучиваются. Вариант 1: ярмарка, «заповедные годы», ясак, крепостное право. Вариант 2: «урочные лета», тягло, казачество, мануфактура. Классу даётся задание: 1) Дать характеристику политическому строю России в 17 веке Учащийся: Россия в XVII веке была сословно-представительной монархией. (Даёт характеристику органов сословно-представительной власти). 2) Социальное устройство России 17 века. Учащийся: социальная структура общества была сословной (Даёт определение понятию «сословие», называет основные сословия, в том числе податные и неподатные) 3) Что нового появляется в экономике? Учащийся: ответ по карте. Называет важнейшие отрасли. Даёт оценку развития торговли. Называет крупнейшие ярмарки. 4) Что такое мануфактура? Учащийся: называет признаки мануфактуры. Вывод совместно с учащимися: В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства. Вопрос учителя: 1) По какому пути происходило развитие сельского хозяйства? 2) В чём недостатки этого пути? Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время. III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА -Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока. Какое определение этому понятию можно дать? «Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением. ( запись в тетради). -Результатом изучения темы на уроке и дома должно стать заполнение данной таблицы: Вопросы Соляной бунт Медный бунт Восстание С. Разина Дата Причины Повод Состав События Результаты Территория (Работа строится на групповой работе- результате домашнего опережающего задания: выступление представителей групп) -В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт. I. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании . Учащиеся фиксируют в тетради: Причины: 1. Притеснения и взяточничество приказных людей 2. Наличие белых мест и слобод, в которых жили зависимые от феодалов ремесленники – конкуренты посадских людей 3. Безземелье и малоземелье крестьян 4. Гнет государства и насилие местных властей на окраинах, падение жизненного уровня основной массы населения 5. Устаревшее законодательство Повод: Введение налога на соль Место действия: Москва Состав восставших: Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне События: Погром дворов бояр и дворян, физическая расправа над вельможами Результаты: Уступки со стороны царя. Созыв Земского Собора, принятие Соборного Уложения (нового свода законов). -Какие выводы сделала власть? (Ответы учащихся. Подчёркивается факт принятия Соборного Уложения 1649 г.) -Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года. II. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании . Учащиеся фиксируют в тетради: Причины: 1. Изнурительная война с Речью Посполитой 2. Экономическое положение страны 3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения Повод: Введение медных денег вместо серебряных. Рост цен Состав восставших: Чернь, солдаты, горожане, крестьяне События: Выпуск прокламаций, выдвижение требований. Погром дворов Результаты: Подавление восстания войскам. Отмена медных денег Место действия: Москва, Коломенское III. Работа с текстом документа. Г.Котошихин о восстании в Москве 1662 г. (Медный бунт). Учебник стр. 301. Вопрос к документу: Что нового вы узнали о причинах и ходе бунта? - Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги: 1. Кто являлся участниками восстаний? 2. Каковы были их цели? 3. Каковы итоги восстаний? (Ответы учащихся.) Итак, восстания в целом закончились безрезультатно. Положение народа не улучшилось, и они искали вольницу – где? (На юге.) - Почему беглые крестьяне в массе своей устремлялись на Дон? (Ответы учащихся. «С Дона выдачи нет») Однако к середине 60-х годов XVII века положение на Дону ухудшилось. С чем это связано? Рассказ учащегося о восстании казаков во главе с В.Усом.( карта). Но кульминационным событием XVII века было восстание под предводительством С.Разина. IV. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании . Учащиеся фиксируют в тетради. Экономические причины: 1. Увеличение помещиками и вотчинниками повинностей и оброков 2. Рост государственных налогов 3. Ухудшение положения посадских людей 4. Ухудшение положения приборных и служилых людей 5. Неурожаи, эпидемии, голод Политические причины: 1. Усиление крепостного права соборным уложением 1649г. 2. Войны с Польшей и Швецией сопровождались разорением населения 3.Политика правительства на Дону – экономические санкции, вызвавшие голод 4. Политика правительства, направленная на ограничение казачьей вольницы Территория: Все Поволжье, слободская Украина (карта). Сообщение учащегося о Степане Разине. V. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании . Учащиеся фиксируют в тетради. Социальный состав: Крепостные крестьяне, казаки, посадское население, мелкие служилые люди, работные люди События по карте: 1). 1667- 1669гг.- «Поход за зипунами» 2) 1670- взяты Астрахань, Царицын, Саратов 3) Лето 1670 – Осада Симбирска; апогей движения 4) Октябрь 1670 – разгром армии Разина дворянским ополчением 5) Лето 1671 – казнь С. Разина 6) До осени 1671- подавление отдельных выступлений. Вопросы к учащимся: 1. Сравните поход С. Разина «за зипунами» и поход 1670–1671 гг. В чем сходство и в чем различия? 2. Что такое «прелестные письма»? VI. Учащиеся совместно с учителем формулируют и записывают в тетради. Причины поражения: 1. Вера в «хорошего царя». 2.Превосходство сил Дворянского ополчения 3.Стихийность , отсутствие чётких целей и единого руководства восстанием. 4.Локальность восстания. Значение: 1. Одно из самых больших восстаний в истории России. 2. Показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения. 3. Знаменовало ответ на новый этап закрепощения крестьянства, стремление государства лишить 4. привилегий слободских и «черных» людей, купцов и другие сословия. IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА -Как Вы думаете, почему некоторые историки называют восстание С. Разина «крестьянской войной»? Справедливо ли это для характеристики всего движения в целом или только для отдельных его этапов? V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -Параграф № 6 учебник А.Н.Сахарова, уметь давать сравнительную характеристику народных выступлений XII века на основе данных таблицы, вопросы 1-5 VI. ИТОГ Выставление оценок.
Автор(ы): Вайгнер Н. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx