Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

26 Опричнина. Последние годы Грозного царя (Теняков О.Я)

Текст урока

  • Конспект

     «История.
    10 класс.
    УМК – А.Н. Сахаров, «История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004 (ч.1).
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Опричнина. Последние годы Грозного царя.
    Часы отведенные на изучение темы:1.
    Место урока в системе уроков по теме:3.                                                                                                           Тип урока:комбинированный.
     Цель: подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях.
    Задачи:
     на основе использования лекционного метода обучения с включение решения проблемных вопросов помочь учащимся в развитии способности логически мыслить, анализировать, обобщать, применять знания на практике по теме;
    воспитывать чувство сопричастности к судьбе Родины, патриотизм;
    совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать    формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.
    
    Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики народных восстаний, понимать их причины и значение; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
      Оборудование:  карта «Русское государство в  XVI в.»,  мультимедийный проектор, презентация,  учебник А.Н. Сахаров, «История России с древнейших времен до конца XVI века».
      План урока
         1.Проверка домашнего задания.                                                                                                                                                                                                                                2.Опричнина.                                                                                                                                                         3.Причины и цели опричнины.                                                                                                                                                                     4. Опричный террор.                                                                                                                                                                  5. Итоги опричнины.                                                                                                                                                 6. Оценки опричнины в отечественной и зарубежной истории.    
    Этапы   урока.
    1.Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. 
    3. Актуализация знаний.
    4.Изучение нового материала. 
    5. Закрепление. 
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                                                               8. Подведение итогов урока.
    
           Хорд урока.
    1. Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. Учитель сообщает план урока (сл-2)и ставит перед классом проблемный вопрос (сл-3).                                                                                                                                                                        
    3. Актуализация знаний.
    Фронтальная бесеседа по впросам праграфа 21.
    4. Изучение нового материала.
    В тетрадях записывается число и тема урока (сл-1). В карточках предлагается заполнить 1-2 колонки таблицы (Приложение1).
     Что я знаю?
    Что я хочу узнать?
    Что я узнал?
     
     
     
    Учащиеся читают свои записи вслух. 
    1) Опричнина.
    Дается определение термина – опричнина (сл-4) и записывается в тетрадь. «Опричнина»- доклад учащегося. Можно дать опережающее задание (сл 4-9).
    2) Причины установления опричнины. Задание. Самостоятельно с помощью текста учебника (стр.-294-298) определить цели и причины введения опричнины. Заслушиваются ответы учеников, сопоставляются с информацией на слайдах-10-11.          
                      Причины введения опричнины.                                                                                                               1)	Во введении опричнины прослеживалась борьба против отдельных личностей среди высшего боярства, неугодных Ивану IV.
    2)	Опричный террор был направлен и против дворянства.
    3)	Опричнина есть следствие болезненной подозрительности Ивана IV, который вырос в атмосфере боярских жестоких интриг.
    4)	Опричнина была результатом созидательного выбора царя.
                                                                       
    Учитель обращает внимание учащихся на следующее. Информацию преподносит учитель для экономии времени урока.
    Усиливается влияние Боярской думы, а именно - многие члены Боярской думы считали войну с Ливонией преждевременной, значит, они не поддерживали стремление Ивана IV выйти к балтийским берегам, а советовали царю войну закончить, заключить перемирие с Ливонией и заняться укреплением южных и восточных территорий.
    Коллективно члены Думы могли с успехом противостоять многим невыгодным для них решениям царя.
    Пока русские войска одерживали победы, противоречие между целым сословием - боярством - и царем было не очень заметно. Но стоило начаться серьезным военным неудачам, как царь перешел к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить сопротивление боярства, сделать их послушными. Трагично было то, что царь вступил в противоборство с целым сословием, самым сильным сословием в русском обществе. И эта борьба принесла Российскому государству только вред.
    В 1553 году царь Иван IV Грозный после взятия Казани тяжело заболел. Пришлось составить завещание в пользу младенца сына Дмитрия. Иван IV потребовал присягнуть будущему царю. Но многие из самых приближенных к Ивану IV и члены Избранной Рады не спешили этого делать. Почему?
    1)	Не желали боярского своеволия, так как реальная власть будет у его матери Анастасии;
    2)	видели на престоле удельного князя Владимира Андреевича Старицкого (двоюродного брата Ивана IV и внука Ивана III).
    Иван IV выздоровел и сильно изменился, он стал злопамятным, подозрительным и жестоким. После выздоровления Иван IV отправился на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь вместе с семьей. Младенец Дмитрий - наследник - скончался.
    В 1560 году умерла любимая жена Ивана - Анастасия Романовна. Поползли Слухи об отравлении царицы Адашевым и Сильвестром. Царь поверил слухам.
    Был созван Земский собор, на котором царь осудил своих бывших соратников:
    -	Адашева арестовали, он умер в тюрьме,
    -	Сильвестра сослали в Соловецкий монастырь. Устранение Адашева и Сильвестра означало окончание реформ.
    Многие стали спасаться от ярости, гнева Ивана IV Грозного, бежали за границу.
    Царь решительно задумал ликвидировать самостоятельность бояр, лишить их какого-либо влияния на государственные дела, следовательно, самому стать единовластным правителем-самодержцем, то есть достичь неограниченной власти.
    Вопрос к классу. Какова цель введения опричнины?
    Цель: укрепление личной власти царя.
    3) Опричный террор. Рассказ учителя с опорой на слайды-12-18. 
    Вопрос учащимся: Почему общество покорно реагировало на массовый террор?
    5) Итоги опричнины (сл.-19-20)  
    Заслушиваются варианты последствий опричнины данные учащимися. Затем учитель резюмирует. Согласно историческим данным, последствия опричнины были следующими:                                                                                           
    
    6) Оценки опричнины в отечественной и зарубежной истории (сл-21).                                                                            
    
    5. Закрепление. 
    Тестовые задания по изученной теме (Приложение 2)
     Задание. Заполнить последнюю колонку в таблице полученной вначале урока.
    Заслушиваются ответы учеников. 
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                                       Домашнее задание: Параграф 22. Вопросы после параграфа.                                                               8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
    Задание. Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины. Выберите один из вариантов, который вы считаете приемлемым, письменно обоснуйте выбор или предложите свой.(Приложение 3)
    
    Приложения.
    Приложение 1.
     Что я знаю?
    Что я хочу узнать?
    Что я узнал?
     
     
     
    Приложение 2.
    Тест «Опричнина Ивана Грозного».
    1. Выберите правильное определение «опричнины».
    А) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым контролем Ивана Грозного.
    Б) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.
    В) Особый, царский удел, который получали опричники в свое пользование.
    2. Что из перечисленного не являлось целью опричнины?
    А) Стремление царя к единовластию
    Б) Противоборство царя с его окружением
    В) Сосредоточение главных сил на продолжении начатой Ливонской войны.
    Г) Ликвидация остатков феодальной раздробленности.
    Д) Неудовлетворенность царя внешней политикой
    3. Опричнина была учреждена в
    А) 1562 г.
    Б) 1563 г.
    В) 1565 г.
    4. Опричный террор был направлен против
    А) боярства
    Б) духовенства
    В) городов
    5. Кто помогал Ивану Грозному осуществлять опричный террор?
    А) М. Скуратов
    Б) А. Адашев
    В) А. Курбский
    6. Найдите политические последствия опричнины.
    А) Хозяйственное разорение страны
    Б) начало процесса закрепощения крестьян
    В) Укрепление режима личной власти и ликвидация пережитков удельной системы.
    7. На чем основывалась уверенность Ивана Грозного о благости его чудовищных злодеяний?
    А) на уверенности в том, что власть ему дана от Бога
    Б) на том, что крестьяне не были его политическими противниками
    В) на том, что Грозный использовал противоречия «имущих и неимущих».
    Приложение 3.
    Мнения русских историков
    Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С.Соловьев)
    Террор – необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)
    Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С. Веселовский, А. Зимин).
    Борьба удельного и централизованного порядков. (В. Кобрин)
    Следствие душевной болезни Ивана IV (Н. Карамзин)
    Гипертрофированная централизация государственной власти. (В. Ключевский)
    
     

    Автор(ы): Теняков О. Я

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx