Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

31 Кризис общества и государства

Текст урока

  • Конспект (Теняков О. Я.)

     История. 
    10 класс.
    УМК – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004 (ч.2).
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Кризис общества и государства.
    Часы отведенные на изучение темы:1.
    Место урока в системе уроков по теме: 2
    Тип урока: Комбинированный.
    Цель: выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.
    Задачи:
    Охарактеризовать правление В.Шуйского
    Дать оценку восстанию под предводительством И.Болотникова
     Осветить ход борьбы с польскими интервентами
    Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики эпохи; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
    Оборудование урока: учебник – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004., для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, портреты исторических личностей периода Смуты, “Энциклопедия истории России”, карта “Россия в XVII в.”, дидактические материалы для каждой группы учащихся.
    Содержание урока.
    1. Василий Шуйский
    2. Восстание под предводительством И.Болотникова
    3. Лжедмитрий II
    4. Семибоярщина
    
    Этапы   урока.
    1.Организационный момент.
    2. актуализация знаний.
    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся на изучение темы урока. 
    4.Изучение нового материала. Работа с текстом учебник и историческими документами.
    5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем уровне. 
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    8. Подведение итогов урока.
    
    Ход урока
        1.Организационный момент
    2. Актуализация знаний (фронтальный опрос).
    Учитель: обзор положения дел в стране в начале правления В.Шуйского(сл-1-3)
    Беседа по вопросам:
           -Что общего в приходе к власти Василия Шуйского и Бориса  Годунова?
    -В чем состоит смысл крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Почему этот документ можно считать элементом правового государства?
    
    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся на изучение темы урока. 
    (Учитель сообщает тему урока. Тема записывается в тетрадь).
    4. Изучение нового материала. 
    4.1 Работа с  материалом учебником с учетом дифференцированного подхода (сл.5).
    Самостоятельная работа в группах с текстом учебника стр.17-19 и материалом кары“Россия в XVII».
    
    Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.
    
    Задание для 1 группы (сделать ориентацию на слабых учеников)
    Предводитель
    
    Соратники
    
    Территория
    
    
              Задание для сильных-2 группа.
    Социальный состав
    
    Цели
    
    Ход военных действий
    
    Причины поражения
    
    
     4.2 Первичная проверка понимания, выполнения задания. 
      Зашита групповых работ в устной форме. 
    4.3 Обобщение полученной информации.
    Заполнение таблицы (сл-5) под комментарий учеников из каждой группы. Составление общей сводной таблицы.
    4.5 Портретная галерея – Лжедмитрий II (сл.6). Рассказ учителя с опорой на презентацию:     
         
    Борьба с Лжедмитрием II- «Тушинским вором» 1607-1610 гг.(сл.7)
    
    ЛжедмитрийII                                                                             Василий Шуйский
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Открытая  интервенция (сл.8)
    
    
    
    
    
    
    
    	
    
    
    
    
    5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем уровне.
    Задание для сильных учеников. Работа с текстом  («Итоговый контроль» стр.106). Приложение 1. 
    Задание для слабых учеников. Приложение 2
    Закрепление.(сл.9)
    - Какая ситуация в стране в стране является пиком Смуты и почему?
    -Как вы оцениваете предложение поставить на российский престол польского царевича Владислава вместо В.Шуйского?
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Д/з(сл.10): §2, задание 3,5 стр.24(письменно).
    8. Подведение итогов урока.
    
                                                               Литература
    1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2004
    
    2. Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
    
    3. Кишенкова  О.В., Иоффе А.Н. «Текстовые задания по истории России XVII-XIX века», 10 класс «ТИД «Русское слово - РС», 2008
    Приложения.
    Приложение 1. 
    Из договора с гетманом С. Жолкевским о признании ко­ролевича Владислава, сына Сигизмунда III, русским царём:
    «Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели при­дёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и сёлам чтить, и от разо­ренья оберегать, и святым Божиим иконам и чудотвор­ным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить <...> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему.
    А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать.
    Боярам и дворянам, и приказным людям у всяких го­сударственных дел быть по-прежнему, а польским и ли­товским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть.
    Прежних обычаев и чинов не переменять и москов­ских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему.
    Суду быть по прежнему обычаю и по «Судебнику» Российского государства <...> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить».
    1. Какое название получили в российской истории со­бытия, с которыми связан данный документ? Укажите время, когда они происходили. Как называлось пра­вительство, заключившее договор с гетманом С. Жолкевским?
    2.Назовите не менее трёх условий, поставленных пе­ред королевичем Владиславом в данном договоре, и объясните, какую главную цель они преследовали.
    3. Используя знания по курсу истории, укажите, какова была дальнейшая судьба этого договора. Приведите не менее трёх положений (в общей сложности).
    
    1. В чем состояли первые шаги правительства в правление Бориса Годунова?
    А)
    Повсеместное восстановление Юрьева дня
    Б)
    Отмена урочных лет
    В)
    Раздача жалованья дворянам и повышение их в чинах
    Г)
    Отмена всех недоимок по налогам
    Д)
    Льготы купцам, поощрение торговли
    1
    2
    3
    4
    абв
    бвд
    вгд
    агд
    2. Установите соответствие  между датой и событием . 
    СОБЫТИЯ
    ДАТЫ
    1)
    Начало похода Лжедмитрия I
    А)
    1601
    2)
    Голод в центральных уездах России
    Б)
    1606
    3)
    Восстание Хлопка
    В)
    1604
    4)
    Восстание в Москве и свержение Лжедмитрия I
    Г)
    1603
    3. Верны ли следующие утверждения?
    А. Лжедмитрий I отказался предоставить обещанные земли польскому королю
    Б. Лжедмитрий I способствовал католикам в постройке своих храмов по всей территории России
    1)
    Верно только А
    2)
    Верно только Б
    3)
    Верны оба утверждения
    4)
    Оба утверждения неверны
    4. Кем провозгласил себя Иван Болотников?
    1)
    Воеводой царя Дмитрия Ивановича
    2)
    Лжедмитрием
    3)
    Тайным сыном Ивана Грозного Иваном Ивановичем
    4)
    Чудом спасшимся царевичем Дмитрием
    5. Верны ли следующие утверждения?
    А. В период Смуты в России было два патриарха и два правительства.
    Б. Под именем Лжедмитрия II скрывался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
    1)
    Верно только А
    2)
    Верно только Б
    3)
    Верны оба утверждения
    4)
    Оба утверждения неверны
    6. . Какие центры власти образовались в России в 1609 году?
    А)
    Калуга
    Б)
    Тула
    В)
    Тверь
    Г)
    Москва
    Д)
    Тушино
    
    1
    2
    3
    4
    абв
    бвд
    вгд
    агд
    
    Материал взят из пособия: Кишенкова  О.В., Иоффе А.Н. «Текстовые задания по истории России XVII-XIX века», 10 класс «ТИД «Русское слово - РС», 2008
    
     

    Автор(ы): Теняков О. Я.

    Скачать: История 10кл - Конспект (Теняков О. Я.).docx
  • Конспект (Шатурова О.В.)

     Название предмета История России
    Класс 10
    УМК История России ХVII-ХIХ века. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов,2004.
    Уровень обучения базовый
    Тема урокаКризис общества и государства
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы9
    Цель урока: выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.
    Задачи урока:
    -охарактеризовать правление В.Шуйского;
    -дать оценку восстанию под предводительством И.Болотникова;
    -осветить ход борьбы с польскими интервентами
    Планируемые результаты:
    формировать причины кризиса, уметь работать с картой.
    Техническое обеспечение урока: карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» ,Содержание 
    План урока
    1. Василий Шуйский
    2. Восстание под предводительством И.Болотникова
    3. Лжедмитрий II
    4. Семибоярщина
    Ход урока
    Проверка д/з
    Пополнение портретной галереи – В.Шуйский и краткая биографическая справка 
        ( опережающее задание) 
    Учитель: обзор положения дел в стране в начале правления В.Шуйского
    Беседа по вопросам:
    -Что общего и приходе к власти Василия Шуйского и Бориса  Годунова?
    -В чем состоит смысл крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Почему этот документ можно считать элементом правового государства?
    Работа с учебником
    Самостоятельная работа с текстом учебника стр.17-19 и заполнение таблицы:
    Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.
    Предводитель
    
    Соратники
    
    Территория
    
    Социальный состав
    
    Цели
    
    Ход военных действий
    
    Причины поражения
    
    Портретная галерея – Лжедмитрий II (сл.6)
    Рассказ учителя с опорой на схему:     
         Борьба с Лжедмитрием II- «Тушинским вором» 1607-1610 гг.(сл.7)
    ЛжедмитрийII                                                                             Василий Шуйский
    Шуйский заключает со Швецией договор о военной помощи (февраль 1609 г.).
    Русско-шведские войска во главе с М. Скопиным – Шуйским снимают осаду столицы.
    Установление своеобразного двоевластия в стране
    Тушино – Москва 1608-1609 гг.
    Июль 1607 г. – появление Лжедмитрия II, основные войска: поляки и казаки во главе с И.Заруцким
    Поход на Москву и расположение в Тушино (июнь 1608 г.)
    Отказ Речи Посполитой в условиях открытой интервенции от поддержки Лжедмитрия II
    Распад «тушинского лагеря», бегство самозванца в Калугу (декабрь 1609 г.)
    Убийство ЛжедмитрияII под Калугой князем П.Урусовым (11 декабря 1610 г.)
    Открытая  интервенция (сл.8)
    Свержение В.Шуйского с престола 17 июля 1610 г.
    Сентябрь 1609г.- вторжение Польши в Россию. Осада Смоленска.
    Июнь 1610 г.-движение Поляков к Москве. Поражение войск  В.Шуйского под Можайском
    Переход власти к боярскому правительству. 
    Семибоярщина
    Ф.И.Мстиславский
    И.М.Воротынский
    А.В.Трубецкой
    А.В.Голицын
    Б.М.Лыков
    И.Н.Романов
    Ф.И.Шереметев
    Предложение занять престол польскому королевичу Владиславу
    Июнь 1611 г. – падение Смоленска
    Сентябрь 1610 г. – ввод польских войск в Москву с согласия Семибоярщины        
    Работа с текстом(«Итоговый контроль» стр.106)
    Из договора с гетманом С. Жолкевским о признании королевича Владислава, сына Сигизмунда III, русским царём:
    «Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели придёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и сёлам чтить, и от разоренья оберегать, и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить <...> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему.
    А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать.
    Боярам и дворянам, и приказным людям у всяких государственных дел быть по-прежнему, а польским и ли товским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть.
    Прежних обычаев и чинов не переменять и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему.
    Суду быть по прежнему обычаю и по «Судебнику» Российского государства <...> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить».
    С1. Какое название получили в российской истории со бытия, с которыми связан данный документ? Укажите время, когда они происходили. Как называлось правительство, заключившее договор с гетманом С. Жолкевским?
    С2.Назовите не менее трёх условий, поставленных перед королевичем Владиславом в данном договоре, и объясните, какую главную цель они преследовали.
    С3. Используя знания по курсу истории, укажите, какова была дальнейшая судьба этого договора. Приведите не менее трёх положений (в общей сложности).
    Закрепление.
    - Какая ситуация в стране в стране является пиком Смуты и почему?
    -Как вы оцениваете предложение поставить на российский престол польского царевича Владислава вместо В.Шуйского?
    д/з(сл.10): §2, задание 3,5 стр.24(письменно)
     Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
        1.А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008
        2.Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
    
     

    Автор(ы): Шатурова О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект (Шатурова О.В.).docx
  • Конспект

     Название предмета История России
    Класс 10
    УМК История России ХVII-ХIХ века. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов,2004.
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Кризис общества и государства
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 9
    Цель урока: выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.
    Задачи урока:
    -охарактеризовать правление В.Шуйского;
    -дать оценку восстанию под предводительством И.Болотникова;
    -осветить ход борьбы с польскими интервентами
    Планируемые результаты: формировать причины кризиса, уметь работать с картой.
    Техническое обеспечение урока: карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.».
    Содержание урока.
    План урока.
    1. Василий Шуйский.
    2. Восстание под предводительством И. Болотникова.
    3. Лжедмитрий II.
    4. Семибоярщина.
    Ход урока.
    1.Проверка домашнего задания.
    Пополнение портретной галереи – В.Шуйский и краткая биографическая справка 
        ( опережающее задание). 
    Учитель: обзор положения дел в стране в начале правления В.Шуйского
    Беседа по вопросам:
    -Что общего в приходе к власти Василия Шуйского и Бориса  Годунова?
    -В чем состоит смысл крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Почему этот документ можно считать элементом правового государства?
    
    Работа с учебником.
    Самостоятельная работа с текстом учебника стр.17-19 и заполнение таблицы:
    Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.
    Предводитель
    
    Соратники
    
    Территория
    
    Социальный состав
    
    Цели
    
    Ход военных действий
    
    Причины поражения
    
    Портретная галерея – Лжедмитрий II (сл.6)
    
    Рассказ учителя с опорой на схему:     
         Борьба с Лжедмитрием II- «Тушинским вором» 1607-1610 гг.
    ЛжедмитрийII                                                                             Василий Шуйский
    Шуйский заключает со Швецией договор о военной помощи (февраль 1609 г.).
    Русско-шведские войска во главе с М. Скопиным – Шуйским снимают осаду столицы.
    Установление своеобразного двоевластия в стране
    Тушино – Москва 1608-1609 гг.
    Июль 1607 г. – появление Лжедмитрия II, основные войска: поляки и казаки во главе с И.Заруцким
    Поход на Москву и расположение в Тушино (июнь 1608 г.)
    Отказ Речи Посполитой в условиях открытой интервенции от поддержки Лжедмитрия II
    Распад «тушинского лагеря», бегство самозванца в Калугу (декабрь 1609 г.)
    Убийство Лжедмитрия II под Калугой князем П.Урусовым (11 декабря 1610 г.)
    Открытая  интервенция (сл.8)
    Свержение В.Шуйского с престола 17 июля 1610 г.
    Сентябрь 1609г.- вторжение Польши в Россию. Осада Смоленска.
    Июнь 1610 г. - движение поляков к Москве. Поражение войск  В.Шуйского под Можайском
    Переход власти к боярскому правительству. 
    Семибоярщина:
    Ф.И.Мстиславский
    И.М.Воротынский
    А.В.Трубецкой
    А.В.Голицын
    Б.М.Лыков
    И.Н.Романов
    Ф.И.Шереметев
    Предложение занять престол польскому королевичу Владиславу.
    Июнь 1611 г. – падение Смоленска
    Сентябрь 1610 г. – ввод польских войск в Москву с согласия Семибоярщины        
    
    Работа с текстом:  «Итоговый контроль» стр.106.
    Из договора с гетманом С. Жолкевским о признании королевича Владислава, сына Сигизмунда III, русским царём:
    «Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели придёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и сёлам чтить, и от разоренья оберегать, и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить <...> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему.
    А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать.
    Боярам и дворянам, и приказным людям у всяких государственных дел быть по-прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть.
    Прежних обычаев и чинов не переменять и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему.
    Суду быть по прежнему обычаю и по «Судебнику» Российского государства <...> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить».
    
    С1. Какое название получили в российской истории события, с которыми связан данный документ? Укажите время, когда они происходили. Как называлось правительство, заключившее договор с гетманом С. Жолкевским?
    С2.Назовите не менее трёх условий, поставленных перед королевичем Владиславом в данном договоре, и объясните, какую главную цель они преследовали.
    С3. Используя знания по курсу истории, укажите, какова была дальнейшая судьба этого договора. Приведите не менее трёх положений (в общей сложности).
    Закрепление.
    - Какая ситуация в стране в стране является пиком Смуты и почему?
    -Как вы оцениваете предложение поставить на российский престол польского царевича Владислава вместо В.Шуйского?
    
    Домашнее задание. §2, задание 3,5 стр.24(письменно)
     Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
        1.А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008
        2.Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
    
     

    Автор(ы): Шатурова О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx