Название предмета: история Класс: 10. УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г. Тема урока: Монгольское нашествие на Русь Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 15 Цели урока: ознакомить учащихся с возникновением монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монгол; показать героический характер обороны русских княжеств; выяснить причины поражения в борьбе против монгольских завоевателей. Задачи: Образовательные: дать представление об основных событиях XIII века на Руси, показать характер их влияния на цивилизационный процесс, подвести к пониманию смысла и значения цивилизационной альтернативы в отечественной и мировой истории. Развивающие: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, применять элементы цивилизовационного анализа исторических событий, развитие познавательной активности учащихся, активизация логического мышления, развитие умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты. Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма; развитие у школьников интереса к истории своей страны. Планируемые результаты: учащиеся узнают об особенностях социального и политического развития монгольской военной державы; приходят к пониманию, что политическая раздробленность, слабость центральной власти привели к поражению русских княжеств. Тип урока: изучение нового материала. Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение» 2.http://www.internet-school.ru -интернет-школа издательства «Просвещение»: «История». Содержание урока: I. Организация начала урока. - приветствие - проверка присутствующих учеников на уроке. II. Целеполагания. Учитель: Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел... Это высказывание характеризуют Русь в ХIII веке. Что же случилось на Руси? Об этом пойдет речь на нашем уроке, тема которого «Батыево нашествие на Русь». Учащиеся: записывают тему урока в тетрадь. Учитель: нам предстоит решить проблему: какую роль сыграло монгольское нашествие в истории русского государства? III. Первичное восприятие и усвоения нового материала. 1. Образование монгольского государства. Учитель: XIII век на Руси - это время борьбы с внешней опасностью. На востоке возникает грозный враг — Монгольская держава. В начале XIII в. монгольские племена, населявшие Центральную Азию, вступили в период разложения родового строя и формирования государственности. Задание: индивидуальная работа с текстом учебника ст 151-152. Учащиеся в течении 5-7 минут читают текст. И отвечают на вопросы учителя: Вопросы: 1. Как называлось место проживания монгол? 2. Главное занятие монгол и основа их хозяйства? 3. Что такое Великая Яса? Что она регулировала? 4. На какой ступени развития находились монголы в XII веке? 5. Какова социальная структура? 6. Охарактеризуйте кратко монгольское войско? 2. Чингисхан Учитель: Появление монгольское государство связано с Темучэном. В 1206г., вследствие соперничества за первенство между главами крупнейших родов, на курултае (съезде) великим ханом - Чингисханом, был избран один из энергичных и удачливых военачальников монгольских племен –Темучэн. Созданное им государство имело экспансионистский характер. Учащиеся: Запись в тетради: 1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, образование государства у монголо-татар. 3. Завоевания монголов. Учитель: работа в паре. Опираясь на учебник ст. 152-153 и заполняем таблицу: Дата Направление Последствия 1206- 1211 гг Восточная Азия Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства. 1211-1215 гг. Китай Захват Северного Китая. 1218 г. Корея Завоевание государства. 1219-1221 гг. Средняя Азия Завоевание . 4. Битва на реке Калке. Учитель: далее происходит первая встреча монголо-татарского войска с русским в битве на реке Калке. Учащиеся: Запись в тетради: 31 мая 1223г. – битва на реке Калке между моноголами и объединенным русско-половецким войском. Учитель: Прочитайте пункт 4 на странице 153-155 и составьте схему «Битва на Калке». Учитель: 31 мая 1223 г. на реке Калке состоялась первая битва русских дружин с монголами. Попытки князей договориться о формировании единого войска и едином управлении ни к чему не привели, это стало главной причиной жестокого поражения южнорусских князей и половецких ханов, выступивших против монголов. Со смертью Чингисхана его держава распалась. В 1235 г. на курултае было принято решение о походе на Запад. Войска возглавил внук Чингисхана Батый. 5. Начало нашествия на Русь. Учитель: в 1236г., после смерти Чингисхана, великим князем стал Батый (Бату – хан) – внук Темучина. Захватив Волжскую Булгарию, Батый обрушил свои полчища на Русь. Учащиеся: Запись в тетради : 1236 г. была захвачена Волжская Булгария. 1237-1238гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь. Работа с картой. Учитель: Первым княжеством подвергшееся нападению было Рязанское княжество (1237). Рязань, хорошо укрепленный город с могучими стенами из толстых дубовых древен. Князь Юрий Игоревич обратился за помощью к Юрию Всеволодовичу – Великому князю Владимирскому, но тот отказал. Батый потребовал от Юрия десятину « во князех, и в людех, и в конех, и в доспесех», но князья не согласились на эти условия,ответив « Аще нас всех не будет, то все ваше будет». 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Княжество лежало в руинах. Учащиеся: Запись в тетради: 21 декабря 1237г. - разгромлена Рязань. Учитель: Следующим городом стал Владимир. Юрий Всеволодович пытался остановить его под Коломной, но этого сделать не удалось. Монголы взяли город сначала осадой, а потом штурмом, применяя для этого осадные башни и стенобитные орудия (3 – 7 февраля 1238). Лаврентьевская летопись свидетельствует как на город полетел град из громадных глыб, в плотную к стенам придвинуты осадные башни, тараны разрушали укрепления. Сын Юрия Всеволод вышел из города с дарами , надеясь, что Батый помилует его, но монголы их зарезал. Вскоре на реке Сить было разбито войско Юрия Всеволодовича, великий князь погиб.4 марта 1238г. – на реке Сить произошло решающее сражение между владимиро-суздальским князем Юрием Всевлодовичем и войском Батыя. Русский князь погиб в сражении. Учащиеся: Запись в тетради: 7 февраля 1238г. – завоеван Владимир. 4 марта 1238г. – битва на реке Сить. Учитель: Одержав победу, Батый двинул свои войска (Бурундая) на Торжок. Две недели оборонялся этот маленький город, мужественно защищали его жители, однако отстоять его не удалось. 5 марта 1238 был взят. Взяв город, монголы двинулись на Новгород, но, не дойдя 100 верст до Новгорода монгольское войско повернуло обратно. В учебнике найдите ответ на вопрос: Чем можно объяснить тот факт, что монголы не дойдя 100 верст до Новгорода повернули обратно? Учащиеся: 1) весенняя распутица 2) усталость войска Батыя. Учитель: На пути монголы решили овладеть Козельском. В учебнике на стр. 153-154 найдите ответ на вопрос: почему монголы прозвали Козельск «злым городом»? Учащиеся: Семь недель оборонялся город. Когда враги прорвались в город, жители вновь атаковали монгол, сами погибли, но убили многих военачальников. Учитель: Через полтора года, собрав новые силы Батый совершает новый поход на Южную и Юго-Западную Русь, а также в Юго-Восточную Европу. Используя учебник, составьте хронологию событий нового похода Батыя на Русь и запишите в тетрадь. Работа в парах. Учащиеся: Запись в тетради: 1239-1241гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь. 6 декабря 1240 г.– г. Киев. 1240-1241гг. - почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому. 1241-1242гг.- поход Батыя в Европу. Учитель: опираясь на учебник, ответьте на вопрос: почему войско Батыя повернуло обратно? Учащиеся: ослабление армии, борьба за власть. Учитель: Предположите: Каковы причины поражения русских войск? Учащиеся: выдвигают точки зрения. Учащиеся с учителем: Формулируют и записывают в тетрадь: Причины поражения Руси: 1.феодальная раздробленность, негативно повлиявшая на боеспособность Руси. 2.разобщенность в действиях князей, которые не могли договориться даже на поле боя, 3.численное превосходство монголов, 4.тактика боя (отступление), .Учитель: В XIII веке империя Чингисхана распалась и хан Батый образовал государство монголо-татар - Золотую Орду со столицей в г.Сарай. В состав государства вошли покоренные русские земли. Но завоеватели не оккупировали территорию Руси, не держали здесь свои войска, в городах не сидели наместники хана. Во главе русских княжеств стояли русские князья, сохранились княжеские династии, но власть князей была ограничена. Только с разрешения хана Золотой Орды они имели право занимать престол, получая на это специальное разрешение-ханскую грамоту – ярлык. Для получения ярлыка нужно было ехать в Сарай – столицу Золотой Орды. Пройти там унизительную процедуру – пройти сквозь якобы очистительный огонь, который горел перед шатром хана, и поцеловать его туфлю. Того, кто отказывался это сделать – убивали. И среди русских князей такие были. На Русь были посланы ханские наместники, которые смотрели за тем, как князья выполняют требования монголов, контролировали русских князей. Таких людей на Руси называли баскаками. Вопрос: В чем еще заключалась зависимость от Золотой Орды? Работа индивидуальная. Учащиеся: в повинностях, которые несли русские князья: - князья обязаны поставлять воинов для участия в походах - Русь платила и благодаря монголо-татарам на Руси впервые была проведена перепись населения . Платили все, кроме РПЦ - размеры устанавливал сам хан. кроме того князья обязаны принимать послов, баскаков Учитель: Как вы думаете, каковы последствия монгольского нашествия? Учащиеся: выдвигают свои варианты ответов. Учащиеся с учителем: Формулируют и записывают в тетрадь: 1. Уничтожено множество русских людей. 2. Разорено множество сел и городов. 3. Ремесло пришло в упадок. Многие ремёсла забыты. 4. Регулярно страна выплачивала «ордынский выход». 5. Усилилась разобщенность русских земель. 6. Уничтожены культурные ценности. IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Учитель: раздает ученикам задания, работа в группах.(См. Приложение) V. Рефлексия. Исходя из полученных на уроке знаний, постарайтесь решить проблему, поставленную перед вами в начале урока: какую роль сыграло монгольское нашествие в истории русского государства? Учащиеся высказывают свои варианты ответов. Учитель и Учащиеся: Монгольское нашествие на Русь принесло разруху, смерть, экономическое оскудение целых регионов, а также стали основными причина отставания Руси от западноевропейских держав в XIII-XV вв. VI. Домашнее задание. 1. § 11 учебника. 2. Записи в тетради. 3. Сравните набеги половцев на Русь в XI-XIII века с нашествием монголо-татар в XIII веке? Выделите сходства и отличия. Подготовить доклад об Александре Невском. Приложение Группа 1: 1. Прочитайте текст летописи. Ответьте па вопросы. ФРАГМЕНТЫ ИЗ ДРЕВНЕРУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ О ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ОРДЫНЦАМИ В лето (1257), Той же зимой приехали численники, сочли все земли: Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников и ушли в Орду; не считали лишь игуменов, чернецов, попов и клирошан, тех, кто смотрит на святую Богородицу и на владыку, В лето (1258). Той же зимой приехали численники во Владимир и пошли к Новгороду Великому и с ними князья Александр, Андрей, Борис; сосчитали и поехали назад во Владимир; Александра же задержали новгородцы, оказав ему большую честь; Александр же урядился с ними и поехал с честью в свою отчину, В лето (1262). Избавил Бог от лютого гнета басурманского людей Ростовской земли: вложил гнев в сердца христианские, не стерпев насилия поганых, собрали люди вече и выгнали из городов Ростова, Суздаля, Ярославля, Те окаянные басурманы давали на откуп дани и этим чинили людям великие беды, порабощая за проценты и многие христианские души разводя в разные стороны. Видев же это человеколюбец Бог, послушал моленья Матери и избавил людей своих от великой беды, В то же лето убили Изосима-преступника; был он лишь образом монах, сатанинский сосуд; ибо был пьяница и сквернослов, пустослов кощунствующий, и наконец отказался от Христа и стал басурманином, предавшись прелести лживого пророка Магомета. Приехал тогда от цесаря татарского прислужник именем Кутлубий, злой басурманин, с его помощью окаянный отверженный причинял христианам! великую досаду, ругая крест и святые церкви; когда же люди пошли на врагов своих басурманов, изгоняя их и избивая, то и беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле, бро¬сив тело его на съедение псам и воронам, Вопросы: 1) На основании текста летописи опишите, как производи¬лась перепись населения ордынцами. 2) Почему численники не переписывали служителей Русской православной церкви ? 3) Какую позицию занял по отношению к ордынской пе¬реписи князь Александр Невский? Группа 2. Прочитайте фрагмент сочинения историка Н,Г, Устрялова. Ответьте на вопросы: ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ИГА НАД РУСЬЮ … Находясь в подданстве монголов, Русь удержала свое внутреннее устройство, по-прежнему имела своих князей, великих и удельных, свой суд и расправу, свою веру, своих сановников, светских и духовных, воевала и мирилась со всеми соседями, не спрашивая согласия ханов, и в то же время испытала все ужасы рабства. Главные черты его в первый век были следующие: 1. Непосредственным, верховным властителем Руси был хан Орды Саранской. Он присвоил себе право раздавать князьям области по своему произволу назначать из числа их великого князя, судить их в случае междоусобных споров собственным судом или через послов, отнимать у виновного княжество и наказывать его самой смертию. 2. Каждый князь, великий и удельный, не мог прежде вступить в управление наследственной областью, как по утверждению ханом. Для этого он должен был ехать в Орду Саранскую, а в первые годы рабства в Татарию, бить челом хану, искать благоволения сановников его, одаривать жен его, служителей, ждать иногда по целому году и часто уступать свое право другому князю, более хитрому, успевавшему заслужить благосклонность хана, В случае немилости ханской он мог спасти себя и народ свой одним смирением, дарами, частыми путешествиями в Орду. 3. Утверждая князей властителями уделов, хан по большей части не отступал от старинного нашего порядка престолонаследия, но имел неограниченное право назначить младшего князя мимо старшего, впрочем, никогда не поручал княжеской власти монгольским сановникам или не потомкам Рюрика. 4. Вся Русь была обложена данью, весь народ был переписан поголовно определенными для сего монгольскими сановниками — баскаками, или численниками, русские платили беспрекословно все, чего требовали ханы, в случае отказа дани платили своей свободою. 5. Сбор дани в первый век нашего рабства был отдаваем ханами, по азиатскому обычаю, на откуп купцам хивинским, бухарским, армянским, еврейским, которые являлись к нам под именем пошлинников, таможенников, с ханскими грамотами, нередко с отрядами монголов, брали все, что могли, определяли налоги по произволу, в случае неплатежа назначали неумеренные росты, а должников несостоятельных отводили в неволю. 6. Наконец, жертвуя своим имуществом и свободою, мы нередко должны были жертвовать самою жизнью за своих тиранов: князья обязаны были, по первому требованию, посылать свои дружины на подкрепление ханской рати в походах ее на Литву, Венгрию и Кавказ. ...Народ привыкал к рабству, безмолвно костенел в не¬вежестве и в суеверном страхе смотрел на свою неволю как на удел, назначенный провидением. Князья гордились милостию хана, кланялись Орде и только заботились, чтобы он не отдал их престолов совместникам или своим баскакам. Распри их были непримиримы, более чем когда-либо, они разрознили русскую силу и уже не думали о возможности свергнуть иго. Вопросы: 1) Чем отличаются представления об иге у историка середины XIX в. и современных историков? 2) На что Н.Г. Устрялов обращает особое внимание в своих рассуждениях и почему?
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx