Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

16 Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами (Лемешкина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история 
    Класс: 10.
    УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
    Тема урока: Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 16
    Цели урока: углубить представление о причинах вторжения крестоносцев на Русь, основных событиях немецко-шведской агрессии; 	                       
     Задачи: Образовательные: сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, князе Александре Невском. Показать полководческий талант Александра Невского. Создать условия для осмысления выбора Руси между Востоком и Западом. 
    Развивающие: способствовать развитию умений извлекать информацию, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию; 
    Воспитательная: на примере деятельности князя раскрыть смысл чувств патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям. 
    Планируемые результаты: 
    Учащиеся должны научиться:
    -объяснять причины вторжения немецко-шведских рыцарей на Русь в 13 веке
    -соотносить  цели походов монгол и немецко-шведских рыцарей.
    Тип урока: комбинированный. 
    Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
    Содержание урока:
    I.Организационный момент.
    Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу.
    II.Актуализация знаний
    Фронтальная беседа по теме «Батыево нашествие на Русь»
    Индивидуальная работа с карточками:
    Вопросы в карточке:
    1)Что означают эти слова  (баскак, выход, ярлык, улус, Золотая орда)   
    2)Расставьте в хронологической последовательности события (битва на Калке,  захват монголами Киева, разорение Рязани  Батыем, избрание главой монгольского государства Чингизхана).
     III. Целеполагания.
    Учитель: Вспомним, что в XIII в. врагом, ослабившим внут­реннее и внешнее положение, были монголо-татары. Но они не были единственным врагом. На западе существовал еще один опасный враг. Давайте пофантазируем. Русь того времени можно было представить в об­лике пахаря. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника - с востока и с запада - устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из тяжелой кожи, с натяну­тым луком и каленой стрелой, другой - с тяжелым копьем, оде­тый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. Кто же это враги?
    Учащиеся: с востока – монголы, с запада – крестоносцы.
    IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
    1) Личность Александра Невского
     Учитель: - В конце XII – первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика. Возглавлял наши войска в двух ключевых сражениях князь Александр Ярославич. 
    Что же нам известно о жизни князя? 
    Выступление ученика (заранее подготовленное).  Биографическая справка.
    2) Невская битва.
    Учитель: Одной из первых битв русского войска с иноземными захватчиками, прославивших имя молодого князя стала битва в устье р. Ижоры, при впадении ее в р. Неву. Кому досталась победа?
    Учащиеся: опираясь на учебник, отвечают на вопрос.
    Учитель: Почему после неудачной борьбы с монгольскими захватчиками русские сумели победить рыцарей? Докажи­те, что Александр Невский был достоин прозвания Невский. 
    Работа в парах. 
    3) Ледовое побоище.
    Учитель:  Другой серьёзный противник – Ливонский орден, который решил испытать на прочность рубежи Новгородской земли в 1242 году.
    Ответьте на следующие вопросы используя учебник ст. 168-171.
     Вопросы:1. Какие цели ставили перед собой немецкие рыцари?
    2. Почему войско князя Александра Ярославича победили в битве?
    3. Какое значение имела эта победа?
    Учащиеся под руко­водством учителя формулируют их значение:
    Записи в тетрадь:
    Историческое значение Невской битвы:
    - устраняла угрозу с Севера;
    - Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтий­скому морю, торговые пути в страны Запада;
    - это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя.
    Историческое значение Ледового побоища:
    - остановлена экспансия немецких рыцарей на Восток;
    - немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Ру­си - Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам като­лицизм;
    - было подорвано господство немецких феодалов над наро­дами Прибалтики;
    - победа А. Невского укрепила моральный дух, самосозна­ние русского народа.
    V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 
    Учитель: Сегодня мы узнали о ситуации, которая сложилась на Руси в середине 13 века.  Итак, с юга на Русь вторглись войска ордынцев, сумевшие захватить большую часть русских земель и включить их в состав монгольской империи. С Запада активно пытались осуществить захват русских земель немецкие и шведские  рыцари. Однако им не удалось этого сделать, на пути завоевателей встал русский народ, забывший о распрях и раздорах, призвавший на помощь князя.   
    Учитель: Возвращаемся к осуждению проблемных вопросов: Каковы масштабы и значение Невской битвы и Ледового по­боища? Чем вызвано особое внимание к ним в российской истории?
    Почему после неудачной борьбы с монголо-татарами рус­ские сумели победить рыцарей?
    Докажите, что Александр Невский был достоин прозвания Невский.
    Учащиеся высказывают собственные мнения.
    VI. Рефлексия.
    Учитель: Оцените значимость нашего урока, удалось ли нам достичь поставленных целей:
    сегодня я узнал…
    было интересно…
    теперь я могу…
    я почувствовал, что…
    я научился…
    я попробую…
    мне захотелось…
    VII. Домашнее задание:
    §12 
    Заполните таблицу «Завоеватели, вторгшиеся в пределы Руси в XIII в.» 
    
    Линии сравнения
    Монгольские завоеватели
    Шведы и немецкие рыцари
    Планы по отношению к Руси
    
    
    Снаряжение и вооружение
    
    
    Религия
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Лемешкина Е. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx