Название предмета: история Класс: 10. УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г. Тема урока: Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 16 Цели урока: углубить представление о причинах вторжения крестоносцев на Русь, основных событиях немецко-шведской агрессии; Задачи: Образовательные: сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, князе Александре Невском. Показать полководческий талант Александра Невского. Создать условия для осмысления выбора Руси между Востоком и Западом. Развивающие: способствовать развитию умений извлекать информацию, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию; Воспитательная: на примере деятельности князя раскрыть смысл чувств патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям. Планируемые результаты: Учащиеся должны научиться: -объяснять причины вторжения немецко-шведских рыцарей на Русь в 13 веке -соотносить цели походов монгол и немецко-шведских рыцарей. Тип урока: комбинированный. Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение» Содержание урока: I.Организационный момент. Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу. II.Актуализация знаний Фронтальная беседа по теме «Батыево нашествие на Русь» Индивидуальная работа с карточками: Вопросы в карточке: 1)Что означают эти слова (баскак, выход, ярлык, улус, Золотая орда) 2)Расставьте в хронологической последовательности события (битва на Калке, захват монголами Киева, разорение Рязани Батыем, избрание главой монгольского государства Чингизхана). III. Целеполагания. Учитель: Вспомним, что в XIII в. врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение, были монголо-татары. Но они не были единственным врагом. На западе существовал еще один опасный враг. Давайте пофантазируем. Русь того времени можно было представить в облике пахаря. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника - с востока и с запада - устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из тяжелой кожи, с натянутым луком и каленой стрелой, другой - с тяжелым копьем, одетый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. Кто же это враги? Учащиеся: с востока – монголы, с запада – крестоносцы. IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала. 1) Личность Александра Невского Учитель: - В конце XII – первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика. Возглавлял наши войска в двух ключевых сражениях князь Александр Ярославич. Что же нам известно о жизни князя? Выступление ученика (заранее подготовленное). Биографическая справка. 2) Невская битва. Учитель: Одной из первых битв русского войска с иноземными захватчиками, прославивших имя молодого князя стала битва в устье р. Ижоры, при впадении ее в р. Неву. Кому досталась победа? Учащиеся: опираясь на учебник, отвечают на вопрос. Учитель: Почему после неудачной борьбы с монгольскими захватчиками русские сумели победить рыцарей? Докажите, что Александр Невский был достоин прозвания Невский. Работа в парах. 3) Ледовое побоище. Учитель: Другой серьёзный противник – Ливонский орден, который решил испытать на прочность рубежи Новгородской земли в 1242 году. Ответьте на следующие вопросы используя учебник ст. 168-171. Вопросы:1. Какие цели ставили перед собой немецкие рыцари? 2. Почему войско князя Александра Ярославича победили в битве? 3. Какое значение имела эта победа? Учащиеся под руководством учителя формулируют их значение: Записи в тетрадь: Историческое значение Невской битвы: - устраняла угрозу с Севера; - Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтийскому морю, торговые пути в страны Запада; - это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя. Историческое значение Ледового побоища: - остановлена экспансия немецких рыцарей на Восток; - немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси - Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам католицизм; - было подорвано господство немецких феодалов над народами Прибалтики; - победа А. Невского укрепила моральный дух, самосознание русского народа. V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Учитель: Сегодня мы узнали о ситуации, которая сложилась на Руси в середине 13 века. Итак, с юга на Русь вторглись войска ордынцев, сумевшие захватить большую часть русских земель и включить их в состав монгольской империи. С Запада активно пытались осуществить захват русских земель немецкие и шведские рыцари. Однако им не удалось этого сделать, на пути завоевателей встал русский народ, забывший о распрях и раздорах, призвавший на помощь князя. Учитель: Возвращаемся к осуждению проблемных вопросов: Каковы масштабы и значение Невской битвы и Ледового побоища? Чем вызвано особое внимание к ним в российской истории? Почему после неудачной борьбы с монголо-татарами русские сумели победить рыцарей? Докажите, что Александр Невский был достоин прозвания Невский. Учащиеся высказывают собственные мнения. VI. Рефлексия. Учитель: Оцените значимость нашего урока, удалось ли нам достичь поставленных целей: сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я попробую… мне захотелось… VII. Домашнее задание: §12 Заполните таблицу «Завоеватели, вторгшиеся в пределы Руси в XIII в.» Линии сравнения Монгольские завоеватели Шведы и немецкие рыцари Планы по отношению к Руси Снаряжение и вооружение Религия
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx