Название предмета История России Класс 10 УМК История России ХVII-ХIХ века. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов,2004. Уровень обучения базовый Тема урока: Начало Смуты Общее количество часов, отведенное на изучение темы 9 Цель урока: раскрыть роль и определить место Смуты в российской истории Задачи урока: -повторить материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже ХVI-ХVII вв.; -определить причины Смуты; -охарактеризовать политику Б.Годунова. Планируемые результат: выявить предпосылки Смуты, последствия и историческое значение; анализировать варианты развития страны в период Смуты; характеризовать главные итоги и уроки Смуты. Техническое обеспечение урока: карта «Россия в конце ХVI- начале ХVII вв.», раздаточный материал, иллюстрации. Содержание урока. План урока 1.Причины Смуты 2.Борис Годунов. 3. Лжедмитрий I Ход урока: Постановка проблемы. - Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение? - Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется? По ходу беседы выясняет причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его. Часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц. Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание) Работа с учебником - Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было» Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из § 1. Работа с документом. ( «Итоговый контроль», с.74) Из труда историка Н. М. Карамзина: «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, что бы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполни лось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?» С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения? С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений. СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений. Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова, основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца. Пополнение галереи - Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I». Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I. - Объясните текст учебника: «Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста». Выполняем задание( В4 с.54). Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного исторического лица. «Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетерпелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осмелился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца должны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и сапоги на огромных каблуках». - Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике? - Чем закончилось его правление? Закрепление. Дискуссионное задание. - Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту? - Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I. Домашнее задание: §1, задание 3,5,7.(письменно) Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008 2.Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
Автор(ы): Шатурова О. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc