Класс: 10 УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г. Уровень: базовый Тема урока: Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов. Количество часов, отведенное на тему: 1 Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме. Цель урока: на основе проблемного многоуровневого анализа исторических источников выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных обществ, значение восстания на Сенатской площади. Задачи: Образовательные: выяснить причины появления тайных обществ в России, рассмотреть основные требования и содержание программ Н.Муравьева «Конституция» и П.Пестеля «Русская правда», как эти люди видели дальнейшее развитие России. Воспитательные: Продолжать развивать патриотические чувства и гражданские позиции подрастающего поколения, что особенно важно при размытых ценностях современного общества; Развивающие: развивать навыки работы с документами, их анализа, продолжать формирование умений оценивать исторические факты, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, способствовать развитию толерантности готовности конструктивно анализировать различные идейные события; Выполнение плана данного урока помогает решить: проблему формирования аналитических умений и навыков при работе с различными историческими источниками; как лучше использовать индивидуальные различия учащихся для реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения Тип урока: комбинированный. План изучения темы 1. Возникновение тайных обществ: А) Послевоенное российское общество: выбор дальнейшего пути развития. Б) Создание тайных кружков и обществ: даты, названия, цели, участники. 2. Программные документы декабристов: цели, задачи, решаемые вопросы; черты сходства и различия. А) «Конституция» Н.М.Муравьёва. Б) «Русская правда» П.И.Пестеля. 3. Декабрьские восстания 1825 года. А) Династический кризис. Б) Восстание на Сенатской площади. В) Выступление Черниговского полка. 4. Итоги и последствия декабристского движения. А) Следствие, суд, приговор. Б) Манифест императора Николая 1. 5. Значение декабрьских событий: А) для современников; Б) для потомков; В) для всей России. Содержание урока: 1) Организационный момент. 2) Актуализация: тест по Отечественной войне 1812г. (Приложение №1) 3) Изучение нового материала: К концу урока учащиеся должны оставить таблицу «Общественное движение при Александре 1» Задания группам 1 группа. «Зарождение декабристского движения». Источники: Воспоминания Н.Муравьёва-Карского, М.Муравьёва-Апостола. Записки И.Д.Якушкина. Дневники Н.Тургенева. Показания на следствии декабристов Я.М.Андреевича, П.Каховского, П.И.Пестеля. Вопросы к документам: Как называется документ и к какому виду исторических источников он относится? Каковы были причины появления тайных обществ? Почему, на ваш взгляд, их деятельность носила тайный характер? Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов? Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом? Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени? Попробуйте рассказать об организации тайных обществ от лица: декабриста Н.Тургенева; руководителя Южного общества П.И.Пестеля. 2 и 3 группы. Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н.Муравьёва и «Русская правда» П.И.Пестеля. Задание: проанализировать документы по следующим критериям: Государственное устройство; Крестьянский вопрос; Политические права и гражданские свободы; Национальный вопрос; Сословный строй. Результаты работы оформить в таблице. Что нового помогли узнать вам эти документы об отношении их авторов к своей стране и народу? Предположите, как бы отреагировало русское общество, если бы программные документы были опубликованы в печати. Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? Какой вариант программного документа был более революционным? Докажите словами текста. 4 группа. Подготовить сообщения о С.Г. Волконском, Н.М.Муравьёве, П.И.Пестеле, К.Ф.Рылееве, С.П.Трубецком. Что общего вы заметили в биографиях этих людей? Можно ли про всех них сказать: «Мы все дети 1812 года»? Аргументируйте свой ответ. 5 группа. Проанализировать все имеющиеся в наличии учебники и учебные пособия и подготовить сообщение о восстании Черниговского полка. Ответить на следующие вопросы: А) Когда началось и чем закончилось восстание Черниговского полка? Б) Кто возглавил восставших после ареста П.И.Пестеля? В) Почему зная о неудаче на Сенатской площади, черниговский полк все же восстал? Г) Предположите, почему «Черниговцев» не поддержали другие полки? Д) Как вы оцениваете деятельность С.Муравьёва-Апостола как руководителя восставших? Е) Составьте рассказ о выступлении черниговского полка со слов: одного из солдат черниговцев, Сергея Муравьёва- Апостола, офицера полка, не поддержавшего восставших. 6группа .«Следствие, суд, приговор». Документы: 1. Воспоминания Н.В. Басаргина, принца Е. Вюртембергского, Н.М. Карамзина, А.В. Поджио. 2. Записки Николая I. 3. Манифест Николая I. 4. Показания декабристов на следствии. Вопросы: - Как оценивают восстание декабристов авторы документов? - Сопоставьте мнение НиколаяI с мнением декабристов. Есть ли общее в этой оценке? - Как оценивают очевидцы событий Н.М. Карамзин и принц Е. Вюртембергский это событие? Почему? - Какой приговор был вынесен судом декабристам? - Почему император смягчил решение суда? Как этот поступок характеризует Николая I? Просмотр фрагмента телепередачи «К 175-летию восстания декабристов, Фильм третий. « 14 декабря 1825 года». Вопросы для анализа: А) Где и когда происходят события? Б) Как вели себя в этот страшный день: руководители восстания, простые офицеры и солдаты, С.Трубецкой, П.Каховский, генерал Милорадович, Николай 1? В) Объективно ли на ваш взгляд авторы передачи оценивают событие? Г) Какова их позиция: одобряют или осуждают участников? Д) В чем ценность полученной вами информации? Е) Почему до сих пор нет однозначного подхода к данному историческому событию? 4) Рефлексия. Таблица : Организация, годы существования Участники Характер общества, методы Цели Союз спасения (с 1817 г.-Общество истинных и верных сынов Отечества) 1816-1817 гг. Инициатор создания -Муравьев. Вошли: Н. М. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, П. И. Пестель Заговорщический характер, конспирация; ясных средств нет. (В момент смены царей исторгнуть конституцию; первый проект цареубийства) Введение конституции, уничтожение крепостного права. Но четкой программы преобразований - нет. Союз благоденствия 1818-1821 гг. Около 200 человек Более открытый характер. Пропандистско-просветительская деятельность, бескровный политический переворот Ближняя - просветительская: формирование передового общественного мнения, распространение истинных правил нравственности и просвещения. Дальняя - введение конституции и законно-свободного правления, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. Северное общество 1821-1825 гг. Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, К. Ф. Рылеев. Тайное общество. Вооруженное выступление при смене императоров на престоле. Установление конституционной монархии, Россия - феде-рация. Император - исполнительная власть, "верховный чиновник". Высшая законодательная власть - двухпалатный парламент - Народное вече (Верховная Дума и Палата народных представителей). Все должности в государстве - выборные. Отмена крепостного права (но основная масса земли - у помещиков). Равенство всех перед законом, уничтожение сословий. Введение гражданских прав и свобод. Южное общество 1821-1825 гг. П. И. Пестель, А. П. Юшневский, братья Крюковы, B. И. Ивашев, А. П. Барятинский, C. Г. Волконский, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин. Тайное общество. Вооруженное выступление при смене императоров на престоле. Установление республики, Россия - единое государство. Разделение властей: законодательная - однопалатному парламенту - Народному вечу, исполнительная - Державной думе, контролирующая - Верховному собору. Отмена крепостного права, разделение всех земель на общественную и частную. Уничтожение сословий, провозглашение гражданских свобод. 5) Д/з: Самостоятельная домашняя работа (по выбору учащихся) П. 24-25. Задание 23 (ЕГЭ) События декабря 1825 г. были связаны с проведением повторной присяги новому императору. Как объявление повторной присяги способствовало развитию этих событий? Почему наследником императора Александра I оказался не великий князь Константин Павлович, а великий князь Николай Павлович? Как события 14 декабря 1825 г. повлияли на политику нового императора? Вопросы и задания для обобщающей дискуссии. 1. Проанализировать высказывания и выразить свое мнение о них: А. «Я, Император - но какою ценою. Боже мой. Ценою крови моих подданных». Николай 1. Б. «..я мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж…» .Н. М. Карамзин. В. «По совести нахожу, что казни и наказания не соразмерны преступлениям, из коих большая часть состояла лишь только в умысле». П.А. Вяземский. 2. Перед вами отрывки из воспоминаний о событиях 14 декабря 1825 года. Определите авторов. К каким политическим силам они принадлежали? Ответ аргументируйте. А. «Самое удивительное, что меня не убили в этот день». Б. «Мы были окружены со всех сторон, бездействие породило бездействие ума». В. «Ура, Константин! Хотим царя Константина! Ура, Конституция!». 4. Предположите, что было бы, если бы план декабристов удался… 5. Порассуждайте. Декабристы - это кто? Романтики или сумасшедшие? Приложение №1. Отечественная война 1812 года Вариант 1 1. Выберите правильный ответ. Главный уда наполеон направил на: 1) Санкт-Петербург 2) Москву 3) Киев 4) Смоленск 2. Установите соответствие: А) вторжение Наполеона в Россию 1) 6 октября 1812 г Б) Бородинская битва 2) 12 июня 1812 г В) совет в Филях 3) 25 декабря 1812 г Г) оставление Москвы французами 4) 1 сентября 1812 г 5) 26 августа 1812 г 3. Выберите правильные утверждения Причины поражения наполеоновских войск в России 1) всенародный характер войны 2) освободительные войны в Европе 3) полководческий талант русских главнокомандующих 4) зимние морозы 5) нежелание наполеона отменить крепостное право в России 4. Какое решение принял М.И. Кутзов в 1812 году на военном совете в деревне Фили? 1) вывести российские войска из Москвы без боя; 2) дать сражение у реки Березина; 3) заключить мирное соглашение с Наполеоном; 4) дать сражение при Бородине. ________________________________________________________________________________________ Отечественная война 1812 года Вариант 2 1. Выберите правильный ответ. Бородинское сражение состоялось: 1) 1 июня 1812 г. 2) 26 августа 1812 г. 3) 17 ноября 1812 г. 4) 12 декабря 1812 г.2. 2. Установите соответствие: А) 1-я армия 1) П.И. Багратион Б) 2-я армия 2) Д.Давыдов В) 3-я армия 3) Александр I Г) главнокомандующий 4) А.П. Тормасов 5) М.Б. Барклай-де-Толли 3. Главные причины победы над Наполеоном 1) экономическая мощь России 2) наличие талантливых полководцев в русской армии 3) поддержка союзных стран 4) всенародный, отечественный характер войны 5) суровая зима 4. Тарутинский маневр позволил: 1) перекрыть Наполеону дорогу в Москву 2) остановить наступление французов 3) закрыть путь к главным военно-сырьевым запасам страны 4) начать контрнаступление
Автор(ы): Шагатдинова Н. М
Скачать: История 10кл - Конспект.docx