Название предметаИстория Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый Тема урока Культура Руси в IX- н. XI в. Зарождение русской цивилизации Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме Цель урока: формирование представлений об особенностях и уровне развития культуры Руси в IX- н. XIв.в. Задачи урока: выявить особенности развития древнерусской культуры, определить степень влияния культуры Византии на русскую культуру, роль конфессионального фактора в ее развитии, своеобразие российской цивилизации и менталитета наших предков; в ходе решения проблемных заданий и аналитической работы на уроке способствовать формированию у старшеклассников ценностной ориентации к творческой деятельности людей. Планируемые результаты: Личностные -получат знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия; Метапредметные–научатся сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации; Предметные – будут уважительно относиться к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Картины по культуре России Тип урока: практикум Ход урока I. Организационный момент II.Работа по теме урока Изучение нового материала проводится в виде практической работы с текстом учебника, картинами по культуре, хрестоматией по истории. 1. Индивидуальная работа с текстом учебника. Из вопросов и заданий выбираются несколько и рассматриваются наиболее подробно: - Назовите основные черты русской культуры. - В чем состояло влияние культуры Византии на русскую культуру? Определите роль конфессионального фактора в развитии отечественной культуры. - Каковы особенности русской цивилизации? - Какое место вы отводите фактору борьбы с природой в его влиянии на приобщение наших предков к культурным ценностям? Является ли он единственным, главным или одним из множества других факторов? В учебнике А.Н.Сахарова обращается внимание на факторы, определившие замедленный по сравнению со странами Западной Европы характер развития средневековой России, более низкий уровень общей культуры ее населения, у которого «слишком много сил… уходило на борьбу с природой, меньше времени и сил оставалось на приобщение к культурным ценностям. Следствием этого А.Н.Сахаров считает господство грубых нравов, частые проявления жесткости и насилия, потому что «чем менее культурным и образованным был человек, тем больше места оставалось дурным проявлениям человеческой натуры, антигуманным, варварским наклонностям».) - В чем актуальность вывода о зависимости уровня культуры человека от его поведения, наклонностей, других проявлений натуры? В результате обсуждения учащиеся должны прийти к выводам о характерных чертах русской цивилизации: а) феодальный характер; б) общинный характер жизни основной массы населения – крестьян, что способствовало выработке в народе черт общинного коллективизма, закреплению общинных традиций; в) замедленные по сравнению с Западом темпы развития хозяйства, объясняемые природно-климатическими и географическими условиями, постоянными иноземными вторжениями, многовековой борьбой с нападавшими на русские земли кочевниками; г) поздний цивилизационный старт привел к тому, что на сотни лет позднее, чем в Италии, Испании, Англии и Франции, на Руси появились христианская философия, литература и мораль. Многие века Русь оставалась языческой, а затем страной двоеверия; д) племена балтские, угро-финские и другие, за счет которых пополнялось население Руси, были более отсталыми, чем русские. Это тоже замедляло общее цивилизационное развитие Руси. Все эти обстоятельства существенно повлияли на национальный русских характер, особенности поведения и образ жизни русского человека, его упорство в работе, привычку к изнурительно труду, чувство локтя, взаимовыручку, долготерпение и многие другие качества. 2.Работа в парах с источниками (Повесть временных лет) - Какие три вопроса содержатся в полном названии «Повести временных лет»? Как на них ответил Нестор и как отвечает современная наука? - Зная, что одни ученые связывают «устроение» Русской земли с походами славян на Византию, другие – с утверждением на Руси варяжской династии, попробуйте найти в тексте «Повести временных лет» фрагмент, свидетельствующий о том, что в мировой истории Русь занимала почетное место. - Какие эпизоды «Повести временных лет» характеризуют ее автора как человека образованного, патриота Руси, мыслившего категориями единства Русской земли, осуждавшего проявления раскола и распрей, как летописца с четко обозначенной авторской позицией? 3. Групповая работа с иллюстрациями, картинами - Внимательно рассмотрите иллюстрации с изображением Дмитровского собора, церкви Покрова на Нерли и Успенского собора во Владимире. Какой из этих памятников архитектуры, по вашему мнению, ближе всего к храму Святой Софии в Киеве и почему? В каком из княжеств могло быть построено это сооружение и почему? - Одним из признаков единства архитектуры периода раздробления русских земель был широкое распространение крестово-купольных шестистолпных храмов. Какие из храмов, отвечают этим признакам? На примере данных сооружений покажите, как в период раздробленности русских земель в культуре проявлялось единение в многообразии. - В возведении этих храмов принимали участие не только русские, но и иноземные мастера, о чем существует упоминание в летописи. Почему же они воспринимались современниками и воспринимаются как духовно близкие, а не как чуждые? 4. Творческие задания: - По мнению ученого Г.С.Померанца, «культура – это живой след достойно прожитой жизни». Обращая смысл этого высказывания в эпоху 10 – начала 13 века, кого из ярких представителей русской культуры вы могли бы выделить? - Подберите народные пословицы и поговорки, в которых отразились особенности русского национального характера. III. Рефлексия Самооценка своей деятельности на уроке- «Мишень» IV. Домашнее задание - подготовить сообщение или презентацию по теме «Памятники культуры IX-XIII веков»
Автор(ы): Семенюк М. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx