Название предмета История
Класс 10
УМК (название учебника, автор, год издания)
-«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
Тема урока Государства Азии в позднем средневековье.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1
Место урока в системе уроков по теме Четвертый урок главы «Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Урок критического мышления.
Цель урока: определить закономерности цивилизации Азии как важнейшие черты средневековья.
Задачи урока:
- используя различные источники: исторические карты, учебник уметь находить нужную информацию;
-способствовать формированию коммуникативных умений.
Планируемые результаты:
уважать другие народы мира, принимать их, относиться к ним толерантно; понимать вклад средневековых цивилизаций Индии, Османской империи в становление мировой
цивилизации, уважать созданные там культурные и исторические памятники; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей в процессе выполнения познавательных заданий по истории средневековых Индии, Османской империи; осуществлять сравнение политической истории средневековых Индии, Османской империи, заполнять синхронистическую таблицу; структурировать текст учебника, выделяя особенности цивилизационного развития средневековых Индии и Османской империи, оформлять результаты работы в виде комплекта графических материалов (схем); осуществлять расширенный поиск информации о произведениях искусства средневекового Востока, используя ресурсы библиотек и Интернета, оформлять результаты работы в виде слайд-шоу.
Техническое обеспечение урока
- компьютер
- Историческая карта « Походы Тамерлана»
-«Индия и Дальний Восток в Средние века»
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):
История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных).
Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
Понятие
Исторические примеры
Национальная религия
В средневековых государствах Востока были распространены такие национальные религии, как индуизм, сикхизм (Индия) и синтоизм (Япония)
Мировая религия
В Средние века в Индию проникает ислам, являющийся одной из мировых религий. Буддизм в Средние века получил распространение в Китае и Японии
Социальная стратификация
Одной из исторически сложившихся систем социальной стратификации общества является варно-кастовый строй в Индии, сохранивший свою актуальность и в Средние века
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний. Стадия вызова. Урок проводится на основе групповой работы.
Класс делится на две группы, каждая группа готовит опережающее домашнее задание: составляет слайд-шоу произведений искусства Средневековья, созданных в этих странах, объясняет выбранные критерии, лежащие в основе презентации.
Возможные критерии отбора произведений искусства: наиболее значимые в мировом культурном наследии (в том числе из списка ЮНЕСКО); отражающие разнообразные виды искусств; создающие запоминающийся образ изучаемой страны и др.
Ш. Постановка цели и задач.
Ключевая проблема урока. Какие исторические особенности нашли отражение в искусстве этих стран? Произошли ли существенные изменения в различных сферах жизни общества средневековых Индии и Османской империи? Какая закономерность наблюдается?
IV. Осмысление содержания (получение новой информации).
План урока
1. Вехи истории средневековой Османской империи, Индии
2. Особенности цивилизационного развития (социально-экономическое, политическое устройство).
1. Класс делится на две группы соответственно двум изучаемым странам (Индия, Османская империя). Каждая группа выполняет задание:
изучить важнейшие события истории выбранной страны «Вехи средневековой истории Индии, Османской империи.» Каждая группа кратко представляет результаты заполнения своего столбца в синхронистической таблице. В процессе работы целесообразно воспользоваться картами учебника «Индия и Дальний Восток в Средние века»
По итогам работы учащиеся отвечают на вопросы к синхронистической таблице.
Вопросы к синхронистической таблице. 1. Когда начался период Средневековья в изучаемых государствах? Совпадает ли его начало с началом европейского Средневековья? 2. Какие общие черты социально-политической истории Индии, Османской империи, наблюдаются при составлении таблицы? 3. Какую роль сыграли мусульмане в истории Азии? 4. Какие события и процессы свидетельствовали об окончании периода Средневековья в изучаемом регионе?
Важнейшие события средневековой истории Индии, Османской империи
век
События Османской империи
События Индии
Заполнение таблицы ( век, событие) в группах.
2. Задание: составить и представить на уроке 2—4 схемы, отражающие особенности цивилизационного развития каждой страны.
1 группа. Схема. Особенности системы управления в средневековой Индии
Чередование длительных периодов государственной раздробленности и коротких периодов централизации.
Две формы управления в средневековых индийских государствах: крупные централизованные государства и мелкие княжества
✓ Верховный правитель: распоряжался только государственными землями, назначал наместников. Верховный правитель — раджа: наследственная власть, верховный распорядитель общественного богатства.
Особенности цивилизационного развития средневековой Индии:
Каждый человек знал своё место, права и обязанности
Индийская община — саморегулирующаяся, устойчивая, стабильная система.
В средневековой Индии были распространены такие национальные религии, как индуизм, сикхизм.
В получил распространение Средние века в Индию проникает ислам, являющийся одной из мировых религий
Регулирование жизни кастовыми принципами (сохранение с древности варно-кастовой системы). (Социальная стратификация).
Изоляция общины от политических изменений.
Отсутствие крупных социальных волнений.
Устойчивость и традиционность индийского общества
2 группа аналогично работает по этим же вопросам:
- Особенности системы управления в средневековой Османской империи.
- Особенности цивилизационного развития средневековой Османской империи.
Вывод стр. 213 учебника: существенные изменения произошли в различных сферах жизни общества средневековых Индии и Османской империи: возрождение традиционных обществ; идеализация сложившихся порядков – важнейшая черта цивилизаций Востока.
V. Рефлексия. Синквейн.
Рефлексия содержания учебного материала
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Параграф 28, таблица стр. 220.
Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - карта.zip