Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

37 Государства Азии в позднем средневековье (Хамидуллина А.Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока    Государства Азии в позднем средневековье.  
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме  Четвертый   урок  главы «Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени». 
    Тип урока: урок усвоения новых знаний
    Урок критического мышления.
    Цель урока:  определить  закономерности цивилизации Азии  как важнейшие черты средневековья.
    Задачи урока:
    - используя различные источники: исторические карты, учебник уметь находить нужную информацию; 
    -способствовать формированию коммуникативных умений. 
    Планируемые результаты: 
    уважать другие народы мира, принимать их, относиться к ним толерантно; понимать вклад средневековых цивилизаций Индии, Османской империи в становление мировой
    цивилизации, уважать созданные там культурные и исторические памятники; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей в процессе выполнения познавательных заданий по истории средневековых Индии, Османской империи; осуществлять сравнение политической истории средневековых Индии, Османской империи, заполнять синхронистическую таблицу; структурировать текст учебника, выделяя особенности цивилизационного развития средневековых Индии и Османской империи, оформлять результаты работы в виде комплекта графических материалов (схем); осуществлять расширенный поиск информации о произведениях искусства средневекового Востока, используя ресурсы библиотек и Интернета, оформлять результаты работы в виде слайд-шоу.
    Техническое обеспечение урока
    - компьютер 
    - Историческая карта « Походы Тамерлана»
    -«Индия и Дальний Восток в Средние века»
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных).
       Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
    Понятие
    Исторические примеры
    
    Национальная религия
    В средневековых государствах Востока были  распространены  такие  национальные религии, как индуизм, сикхизм (Индия) и синтоизм (Япония)
    Мировая религия
    В Средние века в Индию проникает ислам, являющийся одной из мировых религий. Буддизм в Средние века получил распространение в Китае и Японии
    Социальная стратификация
    Одной из исторически сложившихся систем социальной стратификации общества является варно-кастовый строй в Индии, сохранивший свою актуальность и в Средние века
    
                                           Ход урока
    I. Оргмомент.
    II. Актуализация знаний. Стадия вызова. Урок проводится на основе групповой работы.
    Класс делится на две группы, каждая группа готовит опережающее домашнее задание:  составляет  слайд-шоу  произведений  искусства Средневековья, созданных в этих странах, объясняет выбранные критерии, лежащие в основе презентации.
    Возможные критерии отбора произведений искусства: наиболее значимые в мировом культурном наследии (в том числе из списка ЮНЕСКО); отражающие разнообразные виды искусств; создающие запоминающийся образ изучаемой страны и др.
    Ш. Постановка цели и задач.
     Ключевая проблема урока. Какие исторические особенности нашли отражение в искусстве этих стран? Произошли ли существенные изменения в различных сферах жизни общества средневековых Индии и Османской империи? Какая закономерность наблюдается?
     IV. Осмысление содержания (получение новой информации). 
    План урока
    1. Вехи истории средневековой Османской империи, Индии
    2. Особенности цивилизационного развития (социально-экономическое, политическое устройство).
                        1.  Класс делится на две  группы соответственно двум  изучаемым странам (Индия, Османская империя). Каждая группа выполняет  задание: 
     изучить важнейшие события истории выбранной страны «Вехи средневековой истории Индии, Османской империи.»   Каждая группа кратко представляет результаты заполнения своего столбца в синхронистической таблице. В процессе работы целесообразно воспользоваться картами учебника «Индия и Дальний Восток в Средние века» 
    По итогам работы учащиеся отвечают на вопросы к синхронистической таблице.
    Вопросы к синхронистической таблице. 1. Когда начался период Средневековья в изучаемых государствах? Совпадает ли его начало с началом европейского Средневековья? 2. Какие общие черты социально-политической истории Индии, Османской империи, наблюдаются при составлении таблицы? 3. Какую роль сыграли мусульмане в истории Азии? 4. Какие события и процессы свидетельствовали об окончании периода Средневековья в изучаемом регионе?
    Важнейшие события средневековой истории Индии, Османской империи
    век
    События Османской империи
    События Индии
    
    
    
    Заполнение таблицы ( век, событие) в группах. 
    2. Задание: составить  и представить на уроке 2—4 схемы, отражающие особенности цивилизационного развития каждой страны.  
    1 группа. Схема. Особенности системы управления в средневековой Индии
    Чередование длительных периодов государственной раздробленности и коротких периодов централизации. 
    Две формы управления в средневековых индийских государствах: крупные централизованные государства и мелкие княжества
    ✓ Верховный правитель: распоряжался только государственными землями,  назначал наместников.  Верховный правитель — раджа:  наследственная власть,  верховный распорядитель общественного богатства.
                      Особенности цивилизационного развития средневековой Индии:
    Каждый человек знал своё место, права и обязанности
    Индийская община — саморегулирующаяся, устойчивая, стабильная система.
    В средневековой Индии были  распространены  такие  национальные религии, как индуизм, сикхизм.
    В получил распространение Средние века в Индию проникает ислам, являющийся одной из мировых религий
    Регулирование жизни кастовыми принципами (сохранение с древности варно-кастовой системы). (Социальная стратификация).
    Изоляция общины от политических изменений.
    Отсутствие крупных социальных волнений.
    Устойчивость и традиционность индийского общества
    2 группа аналогично работает по этим же вопросам:
    -  Особенности системы управления в средневековой Османской империи.
                - Особенности цивилизационного развития средневековой Османской империи.
     Вывод стр. 213 учебника:  существенные изменения произошли в различных сферах жизни общества средневековых Индии и Османской империи: возрождение традиционных обществ; идеализация сложившихся порядков – важнейшая черта цивилизаций Востока.
    V. Рефлексия.	 Синквейн.  
    Рефлексия содержания учебного материала
    сегодня я узнал…
    было интересно…
    было трудно…
    я выполнял задания…
    я понял, что…
    теперь я могу…
    я почувствовал, что…
    я приобрел…
    я научился…
    у меня получилось …
    VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
    VII. Домашнее задание. Параграф 28, таблица стр. 220.  
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx

Другие материалы