Название предмета: история Класс: 10. УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г. Тема урока: Культура Руси в IX-н.XI в. Зарождение русской цивилизации Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 13 Цели урока: Показать особенности древнерусской культуры. Задачи: Образовательные: познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в Х — начале XIII в. Развивающие: развитие яркой эмоциональной монологической речи; обогащение активного словаря терминами данной эпохи. Воспитательная: воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства; воспитывать чувство прекрасного. Планируемые результаты: Учащиеся должны научиться: -объяснять причины вторжения немецко-шведских рыцарей на Русь в 13 веке -соотносить цели походов монгол и немецко-шведских рыцарей Тип урока: комбинированный. Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение» Содержание урока: I.Организационный момент. Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу. II.Актуализация знаний. Учитель: Что такое политическая раздробленность, для какого периода в истории Руси она характерна? Учащиеся: Раздробленность - закономерный этап развития Древней Руси, закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода. 12-середина 15 века. Учитель: Какие экономические, социальные и политические причины привели к феодальной раздробленности русских земель? Учащиеся: Экономические: 1. Совершенствование техники земледелия и орудий труда, которые способствовали развитию хозяйства отдельных княжеств и городов; 2. Существование натурального хозяйства, делавшее связи между княжествами и городами неустойчивыми, слабыми. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества; Социальные: 3. Необходимость сильной княжеской власти на местах, а не в далеком Киеве для подавления социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма; Политические: 4. Ослабление внешней опасности со стороны половцев, разгромленных Владимиром Мономахом, которое позволило направить основные ресурсы на решение хозяйственных проблем отдельных княжеств и также способствовало развитию центробежных сил в стране. Индивидуальная работа по карточкам (см. Приложение) III. Целеполагания. 1) Как мы понимаем русскую культуру Учитель: Объясните, что такое культура? Учащиеся: Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах. IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала Учитель: Тема нашего урока: «Культура Руси X- начала XIIIв.» Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достижением единой русской культуры. Она складывалась, как культура всех восточных славян, сохраняя в тоже время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и т.д. В культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, и других восточно-славянских племен, так и влияния соседских народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов. Русь не просто копировала эти чужие явления, она применяла к своим культурным традициям. 2) Письменность, грамотность, школы. Учитель: Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьевКирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий - граффити. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности, образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Первые школы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была со брана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только со временные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений. 3)Литература, летопись, быт населения. Учитель: Работа в творческих группах. Поиск информации в учебнике ст. 120-125. 1-я группа – Летописи. Вопросы для 1-й группы: -Объясните, что такое летописи? -Почему летопись была делом государственным? -Когда появились первые летописи? -О чём они были? -Когда появилась “Повесть временных лет”? -Дайте характеристику этому произведению. 2-я группа – Литература. Вопросы для 2-й группы: -Что вы знаете о первых литературных произведениях на Руси начала ХI в.? -Какие произведения появляются во второй половине и в последней четверти Х в.? -Назовите отличительные черты литературы ХII в.? -Какое произведение самое яркое и известное в литературе ХII-ХIII вв.? - В чём историческое значение “Слово о полку Игореве” и смысл поэмы? 3-я группа – Быт народа. Вопросы для 3-й группы: -Каким представлялся город современникам? -Какая обстановка была во дворцах богатых князей и в простых крестьянских избах? -Какие забавы были у русских людей? -Как они одевались? -Чем питались? Учащиеся в течении 10 минут читают текст и отвечают на вопросы. Выступление групп. 4) Архитектура До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные. Лишь с появлением на Руси христианства в строительстве стал использоваться камень. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров.Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. Крупнейшие каменные сооружения того времени — Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Золотые ворота во Владимире, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. 5).Изобразительное искусство. Учитель: Храмы богато украшались фресками, мозаиками, иконами. Учащиеся: Записи в тетрадь: Мозаика — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства. Фреска — форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку. Икона - изображение лиц или событий священной истории, являющееся предметом почитания. 6). Фольклор. Учитель: Важным элементом Древнерусской культуры является фольклор. Фольклор - устное народное творчество (песни, сказки, сказания, былины, поговорки, пословицы). Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора – былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах богатырей. Самые известные из них - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. 7) Зарождение русской цивилизации Учитель: опираясь на учебник, отвечаем на вопросы: Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чем состоят различия между ними? Под влиянием каких обстоятельств формировался духовно-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции? V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Учитель: Объясните, какие факторы повлияли на формирование у русского народа какой-то одной черты национального характера (по выбору). V.Рефлексия. Учитель: Оцените работу друг друга на уроке. VI.Домашнее задание. §10, эссе на тему «Отражение исторической действительности в культуре Руси в IX-начале XI в. » Приложение 1. Позже других районов славяне освоили земли: 1) турово-пинские; 2) смоленские; 3) суздальские; 4) галицкие, 2. Князем, укрепившим границы Суздальской земли, основавшим многие приграничные крепости, был: 1) Юрий Долгорукий; 2) Ярослав Всеволодович 3) Ярослав Осмомысл; 4) Александр .Невский. 3. Города Ростов и Суздаль основаны на землях: 1) кривичей; 2) вятичей, муромы и мещеры; 3) дреговичей и древлян; 4) радимичей и северян 4. Москва впервые упоминается в летописях под 1147 г, потому, что здесь: 1) должен был состояться съезд князей; 2) по приказу Юрия Долгорукого была построена крепость; 3) должна была состояться встреча киевского митрополита Климента и князя Юрия Долгорукого; 4) должны были встретиться князья Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович, 5. Походами па Вожскую Булгарию и буртасов прославились князья: 1)турово-пинские; 2) галицкие; 3) владимиро-суздальские; 4) волынские. 6. Владимиро-Суздальская земля закрепилась за князьями из рода: 1) Мстиславичей; 2) Ольговичей; 3) Мономашичей; 4) Святославичей, 7. Укажите причины возвышения Владимире-Суздальской земли:: A) близость к степи; Б) защита от внешних врагов густыми лесами; B) обилие пахотных плодородных земель; Г) выход к Балтийскому морю; Д) колонизация междуречья Волги и Оки, 1 2 3 4 АГД ВГД БВД АВГ 8.Название какого города происходит от древнебалтского слова «узловая вода»? 1) Дмитрова; 2) Рузы; 3) Москвы; 4) Костромы. 9. Днем основания Москвы считается дата: 1)1 сентября 1156 г.; 2) 4 апреля 1147 г.; 3) 27 августа 1157 г.; 4) 5 мая 1174 г. 10. Согласно преданиям, Москва до включения ее Юрием Долгоруким в княжеские владения принадлежала: 1) боярину Кучке; 2) воеводе Ратибору; 3) Троицкому монастырю; 4) Выдубицкому монастырю, 11. Слова «Приди ко мне, брате, в Москов» принадлежат: 1) Владимиру Мономаху; 2) Юрию Долгорукому; 3) Андрею Боголюбскому; 4) Всеволоду Большое Гнездо. 12. Политическое устройство Владимиро-Суздальской земли характеризовалось: 1) бесправием купечества; 2) сильными позициями местного боярства; 3) слабостью веча; 4) активностью городских низов, 13.Прочитайте текст. Князь долгие десять лет боролся за Киев и дважды становился в нем князем, Умер в Киеве в 1157 г., останки его были захоронены в соборе Киево-Печерского монастыря, Речь идет о князе; 1) Владимире Мономахе; 2) Святославе Ольговиче; 3) Ярославе Осмомысле; 4) Юрии Долгоруком, 14. Первым суздальским князем, отказавшимся бороться за киевский престол и сосредоточившим внимание на укреп¬лении позиций собственной земли, стал; 1) Юрий Долгорукий; 2) Андрей Боголюбский; 3) Мстислав Андреевич; 4) Всеволод Большое Гнездо, 15. Владимиро-Суздальское княжество достигло могущества при князе; 1) Юрии Долгоруком; 2) Андрее Боголюбском; 3) Мстиславе Андреевиче; 4) Всеволоде Большое Гнездо. 16. Сыном русского князя и половецкой княжны был: 1) Юрий Долгорукий; 2) Андрей Боголюбский; 3) Мстислав Андреевич; 4) Всеволод Большое Гнездо, 17. Всеволод Большое Гнездо занял княжеский престол в: 1) 1125 г,; 2) 1157 г.; 3) 1174 г.; 4) 1176 г. 18. Установите соответствие между именами владимиро-суздальских князей и их характеристиками, ИМЕНА КНЯЗЕЙ 1) Юрий Долгорукий; 2) Андрей Боголюбский; 3) Всеволод Большое Гнездо; 4) Юрий Всеволодович, ХАРАКТЕРИСТИКИ A) Боролся с братьями за сохранение престола, доставшегося от отца; Б) основал города в Суздальской земле, боролся за киевский престол; B) считался самым могущественным князем Руси, его войско «могло Дон шеломами вычерпать»; Г) перенес столицу княжества в город Владимир-на-Клязьме и основал храм Покрова на Нерли, 1 2 3 4
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx