Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

13 Культура Руси в IX-н.XI в. Зарождение русской цивилизации (Лемешкина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история 
    Класс: 10.
    УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
    Тема урока: Культура  Руси в IX-н.XI в. Зарождение русской цивилизации 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 13
    Цели урока: Показать особенности древнерусской культуры.	                       
     Задачи: Образовательные: познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в Х — начале XIII в.
     Развивающие: развитие яркой эмоциональной монологической речи;
    обогащение активного словаря терминами данной эпохи. 
    Воспитательная: воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства;
    воспитывать чувство прекрасного. 
    Планируемые результаты: 
    Учащиеся должны научиться:
    -объяснять причины вторжения немецко-шведских рыцарей на Русь в 13 веке
    -соотносить  цели походов монгол и немецко-шведских рыцарей
     Тип урока: комбинированный.
    Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
    Содержание урока:
    I.Организационный момент.
    Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу.
    II.Актуализация знаний.
    Учитель: Что такое политическая раздробленность, для какого периода в истории Руси она характерна?
    Учащиеся: Раздробленность - закономерный этап развития Древней Руси, закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода. 12-середина 15 века.
    Учитель: Какие экономические, социальные и политические причины привели к феодальной раздробленности русских земель?
    Учащиеся:
    Экономические:
    1. Совершенствование техники земледелия  и орудий труда, которые способствовали развитию хозяйства отдельных княжеств и городов;
    2. Существование натурального хозяйства, делавшее связи между княжествами и городами неустойчивыми, слабыми. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;
    Социальные:
    3. Необходимость сильной княжеской власти на местах, а не в далеком Киеве для подавления социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма;
    Политические:
    4. Ослабление внешней опасности со стороны половцев, разгромленных Владимиром Мономахом, которое позволило направить основные ресурсы на решение хозяйственных проблем отдельных княжеств и также способствовало развитию центробежных сил в стране.
    Индивидуальная работа по карточкам (см. Приложение)
    III. Целеполагания.
    1) Как мы понимаем русскую культуру
    Учитель: Объясните, что такое культура?
    Учащиеся: Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах.
    IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала
    Учитель: Тема нашего урока: «Культура Руси X- начала XIIIв.»
    Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достижением единой русской культуры. Она складывалась, как культура всех восточных славян, сохраняя в тоже время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и т.д. 
    В культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, и других восточно-славянских племен, так и влияния соседских народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов. Русь не просто копировала эти чужие явления, она применяла к своим культурным традициям.
    2) Письменность, грамотность, школы.
    Учитель: Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
     Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьевКирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий - граффити.
    Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности, образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Первые школы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была со брана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только со временные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений.
    3)Литература, летопись, быт населения.
    Учитель: Работа в творческих группах. Поиск информации в учебнике ст. 120-125.
    1-я группа – Летописи.
    Вопросы для 1-й группы:
    -Объясните, что такое летописи?
    -Почему летопись была делом государственным?
    -Когда появились первые летописи?
    -О чём они были?
    -Когда появилась “Повесть временных лет”?
    -Дайте характеристику этому произведению.
    2-я группа – Литература.
    Вопросы для 2-й группы:
    -Что вы знаете о первых литературных произведениях на Руси начала ХI в.?
    -Какие произведения появляются во второй половине и в последней четверти Х в.?
    -Назовите отличительные черты литературы ХII в.?
    -Какое произведение самое яркое и известное в литературе ХII-ХIII вв.?
    - В чём историческое значение “Слово о полку Игореве” и смысл поэмы?
    3-я группа – Быт народа.
    Вопросы для 3-й группы:
    -Каким представлялся город современникам?
    -Какая обстановка была во дворцах богатых князей и в простых крестьянских избах?
    -Какие забавы были у русских людей?
    -Как они одевались?
    -Чем питались?
    Учащиеся в течении 10 минут читают текст и отвечают на вопросы.
    Выступление групп. 
    
    4) Архитектура
    До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные. Лишь с появлением на Руси христианства в строительстве стал использоваться камень. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров.Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. Крупнейшие   каменные сооружения того времени — Софийские соборы в  Киеве, Новгороде, Золотые ворота во Владимире, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве.
    
    
    5).Изобразительное искусство.
    Учитель: 
    Храмы богато украшались фресками, мозаиками, иконами.
    Учащиеся: 
    Записи в тетрадь: Мозаика — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.
    Фреска — форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.
    Икона - изображение лиц или событий священной истории, являющееся предметом почитания.
    6).   Фольклор.
    Учитель: Важным элементом Древнерусской культуры является фольклор.
    Фольклор - устное народное творчество (песни, сказки, сказания, былины, поговорки, пословицы).
    Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора – былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах богатырей. Самые известные из них -           Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
    
    7) Зарождение русской цивилизации
    Учитель: опираясь на учебник, отвечаем на вопросы:
    Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чем состоят различия между ними?
    Под влиянием каких обстоятельств формировался духовно-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?
    V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 
    Учитель: Объясните, какие факторы повлияли на формирование у русского народа какой-то одной черты национального характера (по выбору).
    V.Рефлексия. 
    Учитель: Оцените работу друг друга на уроке.
    VI.Домашнее задание.
    §10, эссе на тему «Отражение исторической действительности в культуре Руси в IX-начале XI в. »
    
    Приложение
    
    1. Позже других районов славяне освоили земли:
    1) турово-пинские;   2) смоленские;   3) суздальские;    4) галицкие,
    2. Князем, укрепившим границы Суздальской земли, основавшим многие приграничные крепости, был:
    1)  Юрий Долгорукий;
    2) Ярослав Всеволодович
    3) Ярослав Осмомысл;
    4) Александр .Невский.
    3. Города Ростов и Суздаль основаны на землях: 
    1) кривичей;
    2) вятичей, муромы и мещеры;
    3) дреговичей и древлян;
    4) радимичей и северян
    4. Москва впервые упоминается в летописях под 1147 г, потому, что здесь:
    1) должен был состояться съезд князей;
    2) по приказу Юрия Долгорукого была построена крепость;
    3) должна была состояться встреча киевского митрополита Климента и князя Юрия Долгорукого; 
    4) должны были встретиться князья Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович,
    5. Походами па Вожскую Булгарию и буртасов прославились князья:
    1)турово-пинские;
    2)  галицкие;
    3)  владимиро-суздальские;
    4)  волынские.
    6. Владимиро-Суздальская земля закрепилась за князьями из рода:
    1)  Мстиславичей;
    2)  Ольговичей;
    3)  Мономашичей;
    4)  Святославичей,
    7. Укажите  причины возвышения Владимире-Суздальской земли::
    A) близость к степи;
    Б) защита от внешних врагов густыми лесами;
    B)  обилие пахотных плодородных земель; Г) выход к Балтийскому морю;
    Д) колонизация междуречья Волги и Оки,
    1	2	3	4
         АГД	ВГД	БВД	АВГ
    8.Название какого города происходит от древнебалтского слова «узловая вода»?
    1) Дмитрова;
    2)  Рузы;
    3)  Москвы;
    4)  Костромы.
    9. Днем основания Москвы считается дата:
     1)1 сентября 1156 г.;
    2) 4 апреля 1147 г.;
    3) 27 августа 1157 г.;
    4) 5 мая 1174 г.
    10. Согласно преданиям, Москва до включения ее Юрием Долгоруким в княжеские владения принадлежала:
     1)  боярину Кучке;
    2)  воеводе Ратибору;
    3) Троицкому монастырю;
    4)  Выдубицкому монастырю,
    11. Слова «Приди ко мне, брате, в Москов» принадлежат:
    1) Владимиру Мономаху;
    2) Юрию Долгорукому;
    3) Андрею Боголюбскому;
    4) Всеволоду Большое Гнездо.
    12. Политическое устройство Владимиро-Суздальской земли характеризовалось:
    1) бесправием купечества;
    2) сильными позициями местного боярства;
    3) слабостью веча;
    4)  активностью городских низов,
     13.Прочитайте текст.
    Князь долгие десять лет боролся за Киев и дважды становился в нем князем, Умер в Киеве в 1157 г., останки его были захоронены в соборе Киево-Печерского монастыря,
    Речь идет о князе;
    1) Владимире Мономахе;
    2)  Святославе Ольговиче;
    3) Ярославе Осмомысле;
    4) Юрии Долгоруком,
    14. Первым суздальским князем, отказавшимся бороться за киевский престол и сосредоточившим внимание на укреп¬лении позиций собственной земли, стал;
    1)  Юрий Долгорукий;
    2) Андрей Боголюбский;
    3) Мстислав Андреевич;
    4) Всеволод Большое Гнездо,
    15. Владимиро-Суздальское княжество достигло могущества при князе;
    1) Юрии Долгоруком;
    2) Андрее Боголюбском; 
    3)  Мстиславе Андреевиче;
    4)  Всеволоде Большое Гнездо.
    16. Сыном русского князя и половецкой княжны был:
    1)  Юрий Долгорукий;
    2) Андрей Боголюбский;
    3)  Мстислав Андреевич;
    4)  Всеволод Большое Гнездо,
    17. Всеволод Большое Гнездо занял княжеский престол в:
    1)  1125 г,;
    2)  1157 г.;
    3)  1174 г.;
    4)  1176 г.
    18. Установите соответствие между именами владимиро-суздальских князей и их характеристиками,
    ИМЕНА КНЯЗЕЙ
    1)  Юрий Долгорукий;
    2) Андрей Боголюбский;
    3) Всеволод Большое Гнездо;
    4)  Юрий Всеволодович,
    ХАРАКТЕРИСТИКИ
    A)  Боролся с братьями за сохранение престола, доставшегося от отца; 
    Б) основал города в Суздальской земле, боролся за киевский престол;
    B)  считался самым могущественным князем Руси, его войско «могло Дон шеломами вычерпать»;
    Г) перенес столицу княжества в город Владимир-на-Клязьме и основал храм Покрова на Нерли,
    1	2	3	4
    
     

    Автор(ы): Лемешкина Е. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx