Название предмета: история 
Класс: 10.
УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
Тема урока: Культура  Руси в IX-н.XI в. Зарождение русской цивилизации 
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 13
Цели урока: Показать особенности древнерусской культуры.	                       
 Задачи: Образовательные: познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в Х — начале XIII в.
 Развивающие: развитие яркой эмоциональной монологической речи;
обогащение активного словаря терминами данной эпохи. 
Воспитательная: воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства;
воспитывать чувство прекрасного. 
Планируемые результаты: 
Учащиеся должны научиться:
-объяснять причины вторжения немецко-шведских рыцарей на Русь в 13 веке
-соотносить  цели походов монгол и немецко-шведских рыцарей
 Тип урока: комбинированный.
Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
Содержание урока:
I.Организационный момент.
Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу.
II.Актуализация знаний.
Учитель: Что такое политическая раздробленность, для какого периода в истории Руси она характерна?
Учащиеся: Раздробленность - закономерный этап развития Древней Руси, закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода. 12-середина 15 века.
Учитель: Какие экономические, социальные и политические причины привели к феодальной раздробленности русских земель?
Учащиеся:
Экономические:
1. Совершенствование техники земледелия  и орудий труда, которые способствовали развитию хозяйства отдельных княжеств и городов;
2. Существование натурального хозяйства, делавшее связи между княжествами и городами неустойчивыми, слабыми. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;
Социальные:
3. Необходимость сильной княжеской власти на местах, а не в далеком Киеве для подавления социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма;
Политические:
4. Ослабление внешней опасности со стороны половцев, разгромленных Владимиром Мономахом, которое позволило направить основные ресурсы на решение хозяйственных проблем отдельных княжеств и также способствовало развитию центробежных сил в стране.
Индивидуальная работа по карточкам (см. Приложение)
III. Целеполагания.
1) Как мы понимаем русскую культуру
Учитель: Объясните, что такое культура?
Учащиеся: Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах.
IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала
Учитель: Тема нашего урока: «Культура Руси X- начала XIIIв.»
Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достижением единой русской культуры. Она складывалась, как культура всех восточных славян, сохраняя в тоже время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и т.д. 
В культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, и других восточно-славянских племен, так и влияния соседских народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов. Русь не просто копировала эти чужие явления, она применяла к своим культурным традициям.
2) Письменность, грамотность, школы.
Учитель: Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
 Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьевКирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий - граффити.
Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности, образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Первые школы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была со брана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только со временные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений.
3)Литература, летопись, быт населения.
Учитель: Работа в творческих группах. Поиск информации в учебнике ст. 120-125.
1-я группа – Летописи.
Вопросы для 1-й группы:
-Объясните, что такое летописи?
-Почему летопись была делом государственным?
-Когда появились первые летописи?
-О чём они были?
-Когда появилась “Повесть временных лет”?
-Дайте характеристику этому произведению.
2-я группа – Литература.
Вопросы для 2-й группы:
-Что вы знаете о первых литературных произведениях на Руси начала ХI в.?
-Какие произведения появляются во второй половине и в последней четверти Х в.?
-Назовите отличительные черты литературы ХII в.?
-Какое произведение самое яркое и известное в литературе ХII-ХIII вв.?
- В чём историческое значение “Слово о полку Игореве” и смысл поэмы?
3-я группа – Быт народа.
Вопросы для 3-й группы:
-Каким представлялся город современникам?
-Какая обстановка была во дворцах богатых князей и в простых крестьянских избах?
-Какие забавы были у русских людей?
-Как они одевались?
-Чем питались?
Учащиеся в течении 10 минут читают текст и отвечают на вопросы.
Выступление групп. 
4) Архитектура
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные. Лишь с появлением на Руси христианства в строительстве стал использоваться камень. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров.Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. Крупнейшие   каменные сооружения того времени — Софийские соборы в  Киеве, Новгороде, Золотые ворота во Владимире, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве.
5).Изобразительное искусство.
Учитель: 
Храмы богато украшались фресками, мозаиками, иконами.
Учащиеся: 
Записи в тетрадь: Мозаика — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.
Фреска — форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.
Икона - изображение лиц или событий священной истории, являющееся предметом почитания.
6).   Фольклор.
Учитель: Важным элементом Древнерусской культуры является фольклор.
Фольклор - устное народное творчество (песни, сказки, сказания, былины, поговорки, пословицы).
Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора – былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах богатырей. Самые известные из них -           Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
7) Зарождение русской цивилизации
Учитель: опираясь на учебник, отвечаем на вопросы:
Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чем состоят различия между ними?
Под влиянием каких обстоятельств формировался духовно-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?
V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 
Учитель: Объясните, какие факторы повлияли на формирование у русского народа какой-то одной черты национального характера (по выбору).
V.Рефлексия. 
Учитель: Оцените работу друг друга на уроке.
VI.Домашнее задание.
§10, эссе на тему «Отражение исторической действительности в культуре Руси в IX-начале XI в. »
Приложение
1. Позже других районов славяне освоили земли:
1) турово-пинские;   2) смоленские;   3) суздальские;    4) галицкие,
2. Князем, укрепившим границы Суздальской земли, основавшим многие приграничные крепости, был:
1)  Юрий Долгорукий;
2) Ярослав Всеволодович
3) Ярослав Осмомысл;
4) Александр .Невский.
3. Города Ростов и Суздаль основаны на землях: 
1) кривичей;
2) вятичей, муромы и мещеры;
3) дреговичей и древлян;
4) радимичей и северян
4. Москва впервые упоминается в летописях под 1147 г, потому, что здесь:
1) должен был состояться съезд князей;
2) по приказу Юрия Долгорукого была построена крепость;
3) должна была состояться встреча киевского митрополита Климента и князя Юрия Долгорукого; 
4) должны были встретиться князья Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович,
5. Походами па Вожскую Булгарию и буртасов прославились князья:
1)турово-пинские;
2)  галицкие;
3)  владимиро-суздальские;
4)  волынские.
6. Владимиро-Суздальская земля закрепилась за князьями из рода:
1)  Мстиславичей;
2)  Ольговичей;
3)  Мономашичей;
4)  Святославичей,
7. Укажите  причины возвышения Владимире-Суздальской земли::
A) близость к степи;
Б) защита от внешних врагов густыми лесами;
B)  обилие пахотных плодородных земель; Г) выход к Балтийскому морю;
Д) колонизация междуречья Волги и Оки,
1	2	3	4
     АГД	ВГД	БВД	АВГ
8.Название какого города происходит от древнебалтского слова «узловая вода»?
1) Дмитрова;
2)  Рузы;
3)  Москвы;
4)  Костромы.
9. Днем основания Москвы считается дата:
 1)1 сентября 1156 г.;
2) 4 апреля 1147 г.;
3) 27 августа 1157 г.;
4) 5 мая 1174 г.
10. Согласно преданиям, Москва до включения ее Юрием Долгоруким в княжеские владения принадлежала:
 1)  боярину Кучке;
2)  воеводе Ратибору;
3) Троицкому монастырю;
4)  Выдубицкому монастырю,
11. Слова «Приди ко мне, брате, в Москов» принадлежат:
1) Владимиру Мономаху;
2) Юрию Долгорукому;
3) Андрею Боголюбскому;
4) Всеволоду Большое Гнездо.
12. Политическое устройство Владимиро-Суздальской земли характеризовалось:
1) бесправием купечества;
2) сильными позициями местного боярства;
3) слабостью веча;
4)  активностью городских низов,
 13.Прочитайте текст.
Князь долгие десять лет боролся за Киев и дважды становился в нем князем, Умер в Киеве в 1157 г., останки его были захоронены в соборе Киево-Печерского монастыря,
Речь идет о князе;
1) Владимире Мономахе;
2)  Святославе Ольговиче;
3) Ярославе Осмомысле;
4) Юрии Долгоруком,
14. Первым суздальским князем, отказавшимся бороться за киевский престол и сосредоточившим внимание на укреп¬лении позиций собственной земли, стал;
1)  Юрий Долгорукий;
2) Андрей Боголюбский;
3) Мстислав Андреевич;
4) Всеволод Большое Гнездо,
15. Владимиро-Суздальское княжество достигло могущества при князе;
1) Юрии Долгоруком;
2) Андрее Боголюбском; 
3)  Мстиславе Андреевиче;
4)  Всеволоде Большое Гнездо.
16. Сыном русского князя и половецкой княжны был:
1)  Юрий Долгорукий;
2) Андрей Боголюбский;
3)  Мстислав Андреевич;
4)  Всеволод Большое Гнездо,
17. Всеволод Большое Гнездо занял княжеский престол в:
1)  1125 г,;
2)  1157 г.;
3)  1174 г.;
4)  1176 г.
18. Установите соответствие между именами владимиро-суздальских князей и их характеристиками,
ИМЕНА КНЯЗЕЙ
1)  Юрий Долгорукий;
2) Андрей Боголюбский;
3) Всеволод Большое Гнездо;
4)  Юрий Всеволодович,
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A)  Боролся с братьями за сохранение престола, доставшегося от отца; 
Б) основал города в Суздальской земле, боролся за киевский престол;
B)  считался самым могущественным князем Руси, его войско «могло Дон шеломами вычерпать»;
Г) перенес столицу княжества в город Владимир-на-Клязьме и основал храм Покрова на Нерли,
1	2	3	4
 
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx