Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

42 Культура и быт России второй половины XVII века (Черных С. Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: История 
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания) История России XVII- XIX века
    А.Н. Сахаров; А.Н. Боханов. Москва «Русское слово» 2012
    Уровень обучения (базовый, углублённый, профильный)
    Тема урока: «Культура и быт России  второй половиныXVIIвека »
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: «Культура и быт России  второй половиныXVIIвека».
    Цель урока: 
    1.выявить особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.
    2.какие новые веяния в области культуры были присущи России на рубеже 17 века.
     3. Испытывала ли Россия и её культура зарубежное влияние, и как велико оно было. 
    4.Знакомство с культурой России позволит ученикам обогатить  уже приобретённые ранее умения и навыки освоения  историко-культурного материала.
    
    Задачи урока: 
    - образовательная: В Результате урока: учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры конца XV-XVII вв. выявят и охарактеризуют особенности культурного подъёма изучаемого периода;
    Развивающая.Ученики учатся: совершенствовать навыки: самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работать с документами и текстом учебника; формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем; развивать творческие (эстетические, художественные) способности.
    Воспитательная. Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы, развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны.
    Планируемые результаты: учащиеся узнают,  что XVII столетие – яркая страница русской культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению людей, мечтали с помощью искусства исправлять человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество Разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. 
    Техническое обеспечение урока: учебник, тетрадь, компьютер, проектор.
    
    План урока:
    1. На переломе эпох.
    2. Народная культура.
    3. Новые культурные веяния.
    4. Образование.
    5. Научные знания.
    6. Литература.
    7. Архитектура.
    8. Татр. Живопись. Музыка.
    Ход  урока:
    
    Вступительное слово учителя:
    Ребята, мы с вами уже не раз  вели разговор о культуре, культурном наследии, сегодня на уроке хочется ещё раз окунуться в данный материал. 
    Какие цели мы будем преследовать сегодня на уроке:
    1. каковы особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.
    2. Что нового было для России в области образования, литературы, архитектуры на  рубеже XVII века.
    3. Как менялся сам образ жизни русского народа в 17 веке.
    4. Каково наше культурное наследие живущих в XXI веке. 
    Отношение общества к культурному наследию в разные исторические периоды было неоднозначным. Однако культура способствует осознанию своеобразной памяти человечества. Уважение к культурному наследию, забота о его сохранении – признак полноценного и гармоничного общества, свидетельство нравственного здоровья нации. Культура – одна из наиболее ярких и драматичных страниц истории человечества. Культура России обогатила мировую культуру выдающимися памятниками – свидетелями времени. Вдумчивому и внимательному собеседнику культура может многое рассказать о своём времени и его творцах. XVII век занимает особое место в истории русской культуры. В XVII веке заканчивается эпоха Древнерусского искусства, но новая культурная традиция ещё не сложилась. В этот период она только зарождается. Поэтому XVII век считается переходным этапом русской культуры. Россия оставалась ещё аграрной страной, велико было значение Русской Православной церкви. Постулат все в руках Божьих был основополагающим для страны, для жизни человека. Противоречивое влияние на развитие русской культуры оказывали колонизационные процессы. Вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Прикаспийских степей, Сибири и Дальнего Востока замедляло её общее цивилизационное развитие. Но, несмотря на все противоречия в народном творчестве выявлялись талант, мудрость, наблюдательность русского народа, оно оставалось культурным достоянием страны. Песни, сказки, пословицы, отражали историю страны и её народных героев. Многие традиции русского народного творчества дошли до XVII век занимает особое место в истории русской культуры. В  XVII веке   заканчивается эпоха Древнерусского искусства, но новая культурная традиция ещё не сложилась. В этот период она только зарождается. Поэтому XVII век считается переходным этапом русской культуры. Россия издревле считалась европейской страной, как тут не вспомнить приток в Россию иностранных специалистов. Важной причиной сдвигов в области русской культуры стало формирование великорусской нации.
    Значительный шаг вперёд  сделало образование. Нужно отдать должное, простой народ учили церковнослужащие. Людей зажиточных учили специально нанятые учителя из отечественных грамотеев. Для обучения членов царской семьи приглашали выдающихся просветителей. Среди них можно назвать монаха Симеона  Полоцкого. Полоцкий возглавил школу, открытую в Москве при Спасском монастыре. Затем была открыта греко–латинская школа при печатном дворе, где обучалось 200 человек. В славяно–греко–латинской академии способные ученики, независимо от сословной принадлежности, проходили весь школьный цикл от азов до высшей премудрости – философии, богословия, этики. Впоследствии появились первые учебники – букварь В. Бурцева, грамматика Смотрицкого. Концу века Печатный двор выпускал буквари и другие печатные пособия в тысячах экземпляров. Учебники распространялись и в рукописном виде. Постепенно развивались в России и научные знания. Развитие в XVII веке городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, государственного аппарата и связей с зарубежными странами требовало знающих и образованных людей, развития грамотности и просвещения. Как решалась данная проблема? (предоставить слово ученикам)
    Нашей стране постоянно приходилось защищать рубежи своей Родины. Как здесь обойтись без русской смекалки, упорства, трудолюбия? Нам есть чем гордиться, что воспевать, кого вспоминать! Так при изготовлении пушек и колоколов русским мастерам удалось добиться создания сплавов самого высокого качества. Русские мастера освоили производство пищалей и пушек с винтовой нарезкой, что увеличивало дальность и меткость стрельбы. Бурно развивалось внедрение новой техники в строительном деле. Какую красоту наши простые русские мужики создавали в деревянном зодчестве!!! Дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском по праву называли восьмым чудом света, и всё это было сделано из дерева!!! Как тут не гордиться нашими предками! Шло время, всё чаще наши мастера стали использовать в своих работах другой строительный материал – камень. Так в России на рубеже 17 века  наши мастера добились больших высот. А подтверждение всему колокольня Ивана Великого, царские палаты в Кремле, крепостные стены в ряде городов которые поражали точностью расчётов и своей прочностью. Даже иностранные мастеровые и те дивились нашим успехам, вот тебе и русский мужик лапотник… Всё чаще  наши умельцы использовали водяные двигатели. Шаг вперёд сделало бурение, особенно при добыче соли. Всё чаще в России стали выходить в свет справочники и  различные руководства, это касалось таких наук как: география, военное дело, медицина, история. Появились первые чертежи земель, так в 1696 году С.У. Ремизов составил первую общую «Чертежную карту Сибири». Историческая наука совершила рывок вперед, несмотря на то, что мы еще не отошли целиком от традиционных летописных работ, новшеством стало появление авторских работ, которые описывали различные события интересующих читателей. Так ученый монах Сильвестр Медведев написал труд о времени правления Фёдора и Софьи, о восстании стрельцов бунтарей 1682 года. Вот так ребята Россия постепенно на удивление зарубежных критиков добивалась самостоятельности, самобытности в развитии научных знаний. Так и хочется сказать нам поколению 20 и 21 века спасибо предки за тяжкие труды во славу Отечества!!!
    Продолжим знакомство с достижениями русских творцов литературы 17 века. Итак, русские писатели ставили в своих произведениях нравственные вопросы, всё чаще и чаще они задавали вопросы, касающиеся судьбы нашей Родины, её проблемы, пытаясь ответить на вопросы, которые выдвигала современная жизнь. Труды, которые публиковались чаще всего, принадлежали участникам тех событий, которые они описывали. Эти события отразились в «Сказании» келаря Троице – Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, сочинении князя Катырева – Ростовского. Автор, который принимал участие в Присоединении Сибири Ермаком Тимофеевичем, написал сочинение «Повесть о покорении Сибири», затем вышла в свет «Повесть об Азовском сидении донских казаков». Как не почтить своим вниманием, своей памятью популярностью среди всех слоёв населения Жития Святых. А книга «Житие» протопопа Аввакума – своеобразная автобиография. В народе широкой популярностью пользовались сатирические произведения, такие как: «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякине суде», «Служба кабаку». Но не надо себя утешать, мол, нашим предкам некогда было читать серьёзные произведения. Скажу прямо, это не так! Зарождалась светская повесть и драма. Так в 1680 году вышел в свет авторский сборник стихов Симеона Полоцкого. Россия превращалась в просвещённое государство. Сколько стоило сил, чтобы добиться данного результата! 
    Но мы становились не только просвещёнными, но и сохранили самобытность в области Архитектурного зодчества. Ведь многие из тех зданий, храмов, крепостных стен, что и поныне восхищают нас, были созданы опять же нашими «рукастыми мужиками». С течением времени совершенствовались строительная техника, да и сами архитекторы получали новые знания о своём занятии. Хочется отметить, что среди центров архитектурного зодчества хочется назвать такие как: Суздаль, Москва, Устюг Великий, Ярославль, Кострома, Ростов Великий. Скажите, пожалуйста,  ребята, а что особенного в русском стиле архитектуры? Правильно это нарядность, красочность, умело подобрано сочетание цветов. Недаром современники говорили, что это знатное узорочье. Самым распространённым материалом оставалось дерево и камень. В 17 веке созданы основные архитектурные шедевры «Золотого кольца» России: это здания Ростовской митрополии, Архангельский Собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове, храмы в Угличе, церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле. Но, несомненно, лидером нового зодчества оставалась Москва. Здесь строились дворец в Кремле, отделанный изразцами трёхэтажный терем с шатровой надстройкой, церкви были лидерами в постройках. Наиболее примечательным явлением в русской архитектуре 17 века стало распространение Нарышкинского барокко – стиля нарядного, пышного и величавого, с белокаменной резьбой по красной кирпичной кладке. Первым стал строить здания в этом стиле брат царицы Л.К. Нарышкин. Таковы палаты Нарышкиных на Петровке,  церковь Покрова в Филях. Этим же стилем отмечены церкви в Троице – Лыкове, Уборах под Москвой, Успенский собор в Рязани. 
    17 век был периодом развития Театрального искусства, живописи, музыки. Начнем всё по порядку. Русский театр стал мощным фактором развития культуры. Театральные храмины появились в селе Преображенском, затем в Кремле. В театральных храминах разыгрывались жизненные сцены, где актёрами были как иноземцы, так и крепостные люди. В 17 веке развивалась и живопись, в основном это была Иконопись, выявилось стремление к реалистической живописи. Крупнейшим представителем русской живописи был мастер царской Оружейной палаты С.Ф. Ушаков. Постепенно в России стала появляться портретная живопись – парсуны, привлекались иностранные живописцы. Большим подспорьем в развитие культуры сделало музыкальное искусство. Наряду с народной музыкальной культурой, церковным хоровым пением зарождалось классическое профессиональное музыкальное искусство. Не брезговали наши правители приглашать музыкантов – профессионалов европейцев: флейтистов, валторнистов, скрипачей. Их задача была веселить вельмож, царскую семью. Во второй половине 17 века при дворе возникли профессиональные оркестры, исполнявшие произведения западных композиторов. К сочинению музыкальных пьес стали приступать и русские самородки. Одним из первых русских композиторов был дьяк В. Титов, положивший на музыку стихотворную псалтырь Симеона Полоцкого. Руками наших русских умельцев в 1667 году был сконструирован первый нотный печатный станок, так в Росси началось нотопечатание. Какая культура без заметных изменениях в быту. Конечно же, усматривалась пропасть между жизнью широких народных масс и верхов общества. Новые веяния коснулись лишь верхушки города – царского двора, бояр, богатых посадских людей. Европейская жизнь постепенно проникала и в русскую среду, но эти веяния были приемлемы только для обеспеченных людей. Миллионы людей жили в курных избах, с бычьими пузырями в окнах, с лучиной в общей комнате. Крестьянские и посадские семьи хлебали щи и ели кашу из общей миски, которая была сделана из дерева или глины. Одежда была сделана из грубой ткани, на ногах лапти летом, валенки зимой. Дни отдыха были редкими и однообразными, но если выпадали такие дни, то народ радовался бродячим артистам и кукольному театру Петрушки. Но не нужно переживать за самобытность нашего народа, ведь, несмотря на все трудности, лишения мы смогли всё преодолеть, смогли доказать хвалёным европейцам, что Россию не сломать ни временем, ни лихолетьями!  Каждый народ вправе гордиться своей историей, своим культурным наследием. История, культура русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Как нам забыть тех, кто тысячелетиями создавал, формировал, по крупицам собирал, оттачивал русский язык, приумножал культуру, выковывая русский характер! 
    Что можно сказать на эти  заключительные слова нашего путешествия в эпоху культуры и самобытности русского народа 17 века? (предоставляется слово учащимся)
    То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа! 
    Спасибо всем за участие в данном уроке. Подводим итоги нашей деятельности.
    Сегодня на уроке мы узнали? Что процесс перемен  в культуре России в период 17 века был замедлен различными внутренними обстоятельствами, но это были перемены в лучшую сторону, и мы должны гордиться своими достижениями. Человек читает книги, перечитывает их, но не всегда нить тянется ровно – вот она оборвалась на двадцать, пятьдесят, сто лет… А какие дела вершились в стране в эти годы? Начинается мучительный поиск на данный вопрос. Главное – не утонуть в мелочах, найди, ухвати основное, главное.
    Что мы можем отметить для себя  в культурном наследии наших предков?
    Системность знаний об определённых периодах отечественной истории помогает лучше понимать и воспринимать литературу исторического жанра, видеть оттенки замыслов авторов, следить за глубиной их мысли, правдивостью слова. Без прошлого нет будущего. Эти временные пояса связывает живущий ныне человек, он сам творец своего будущего и истории своего народа! 
    
    Сообщение оценок.
    Задание на дом: П.- 10. Вопросы и задания. Приготовить презентацию по теме: «Культура и быт России второй половины 17 века». 
    
    Используемая литература:
    1. А.Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVII в. М. ООО «Русское слово», 2013 г., с. 101 – 112.
    2. История России -  Киевская Русь. 1997г. Под редакцией О.В. Волобуева; В.В. Журавлёв; И.Е. Сайко
    3. Русь – Россия – Российская империя хроника правлений и событий 862 – 1917 гг.
    
     

    Автор(ы): Черных С. Н.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx