Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

32 Спасители Отечества

Текст урока

  • Конспект (Теняков О.Я)

                                                                                      История. 
    10 класс.
    УМК – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004 (ч.2).
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Спасители Отечества.
    Часы отведенные на изучение темы:1.
    Место урока в системе уроков по теме:3                                                                                                 Тип урока: комбинированный.                                                                                                                                Урок-практикум.
    Цель : осветить ход борьбы с польско-литовскими интервентами
    Задачи:
    Закрепить понятие «подъем национального самосознания в период Смуты»
    Показать, как в ходе Смуты изменились представления о государстве и царе
    Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики эпохи; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
    Оборудование:  карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.», презентация, раздаточный материал, иллюстрации.
    План урока
    1. Проверка домашнего задания.
    2. «Первое ополчение».     
    3. «Второе ополчение»            
    
    Этапы   урока.
    1.Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. 
    3. Актуализация знаний.
    4.Изучение нового материала. 
    5. Закрепление. 
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                                                               8. Подведение итогов урока.
    
    Ход  урока
    1.Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся на изучение темы урока. 
    Можно спросить у учащихся знают ли они историю праздника 4 ноября- дня народного единства. Используя надпись на  памятнике Минину и Пожарскому спросить: «Кому благодарна Россия в год 1612» . Тему урока следует записать в тетрадь.
    3. Актуализация знаний в тестовой форме (приложение 1).
    4.Изучение нового   материала с опорой на текст учебника, карту “Россия в XVII в.”
    Практическое задание в индивидуальной самостоятельной форме. Чтение и анализ теста учебника стр.-24-26 и заполнение таблицы 
                                                       
    Вопросы сравнения
    «Первое ополчение».                       
    «Второе ополчение»
    Год формирования
    
    
    Руководитель
    
    
    Орган управления
    
    
    Место формирования
    
    
    Состав ополчения
    
    
    Цели участников движения
    
    
    Признаки движения
    
    
    Факторы их проявления
    
    
    Работу можно организовать по группам.
    4.1  Первичная проверка понимания, выполнения задания.
    -В чем проявилась мобилизирующая роль Русской православной церкви на данном этапе Смуты?
    - Какую позицию заняли бояре и поляки во время продвижения ополчения к Москве?
    - Почему Первое ополчение потерпело поражение?
    -Какие уроки извлекли руководители второго ополчения после краха первого?
    - Покажите на карте пути продвижения ополченцев.
    -Когда и в память о каких событиях в Москве был возведен Казанский собор?
    -Чем, по вашему мнению, объясняется полная победа патриотических сил в октябре 1612 г.?
    
    4.2 Избрание Михаила Романова на царство. Организация индивидуальной самостоятельной работы с текстом учебника стр.-32-34. 
    Задание: выявить претендентов на престол. Определить почему на земском соборе выбор пал в пользу Михаила Романова.
    Работа с документом в паре ( на 2 человека).(«Итоговый контроль», с.59)
    Из исторического очерка:
    «Кандидатура представителя семьи Романовых устра­ивала разные слои и даже классы общества. Для бояр­ства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы оприч­нины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем оприч­нике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связыва­лись многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасать­ся за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая при­гласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых. Романовы оказались той посредственно­стью, которая устраивала всех».
    1. О каком событии идёт речь в историческом очерке? В каком году оно произошло и чем было вызвано?
    2. Почему   предпочтение   было  отдано   Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.
    3. Какие социально-политические события предшество­вали началу правления династии Романовых на рос­сийском престоле? Укажите не менее двух событий. Кто был первым представителем этой династии?
    
    5. Закрепление.(сл.8)
    -Докажите, что «только самодержавное правление в тех условиях способно было сплотить вокруг себя общество».
    -Проверить что узнали учащиеся о спасителях отечества. Организация работы с презентацией.
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.      
    §3, заполнить таблицу:
                                                            Периоды Смутного времени
    Хронологические рамки периода
    Основные события
    Характеристика противоборствующих сил
    Основные действующие лица
    Итоги периода, его значение
    
    
    
    
    
                                                           
      8. Подведение итогов урока.
    
    
    
    Литература
    1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008
    
    2. Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
    
    Приложения.
    Приложение 1.
    
    1. В чем состояли первые шаги правительства в правление Бориса Годунова?
    А)
    Повсеместное восстановление Юрьева дня
    Б)
    Отмена урочных лет
    В)
    Раздача жалованья дворянам и повышение их в чинах
    Г)
    Отмена всех недоимок по налогам
    Д)
    Льготы купцам, поощрение торговли
    1
    2
    3
    4
    абв
    бвд
    вгд
    агд
    2. Установите соответствие  между датой и событием . 
    СОБЫТИЯ
    ДАТЫ
    1)
    Начало похода Лжедмитрия I
    А)
    1601
    2)
    Голод в центральных уездах России
    Б)
    1606
    3)
    Восстание Хлопка
    В)
    1604
    4)
    Восстание в Москве и свержение Лжедмитрия I
    Г)
    1603
    3. Верны ли следующие утверждения?
    А. Лжедмитрий I отказался предоставить обещанные земли польскому королю
    Б. Лжедмитрий I способствовал католикам в постройке своих храмов по всей территории России
    1)
    Верно только А
    2)
    Верно только Б
    3)
    Верны оба утверждения
    4)
    Оба утверждения неверны
    4. Кем провозгласил себя Иван Болотников?
    1)
    Воеводой царя Дмитрия Ивановича
    2)
    Лжедмитрием
    3)
    Тайным сыном Ивана Грозного Иваном Ивановичем
    4)
    Чудом спасшимся царевичем Дмитрием
    5. Верны ли следующие утверждения?
    А. В период Смуты в России было два патриарха и два правительства.
    Б. Под именем Лжедмитрия II скрывался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
    1)
    Верно только А
    2)
    Верно только Б
    3)
    Верны оба утверждения
    4)
    Оба утверждения неверны
    6. . Какие центры власти образовались в России в 1609 году?
    А)
    Калуга
    Б)
    Тула
    В)
    Тверь
    Г)
    Москва
    Д)
    Тушино
    
    1
    2
    3
    4
    абв
    бвд
    вгд
    агд
    
    Материал взят из пособия: Кишенкова  О.В., Иоффе А.Н. «Текстовые задания по истории России XVII-XIX века», 10 класс «ТИД «Русское слово - РС», 2008
    
    
    
     

    Автор(ы): Теняков О. Я

    Скачать: История 10кл - Конспект (Теняков О.Я).docx
  • Конспект (Шатурова О.В.)

     Название предмета История России
    Класс 10
    УМК  История России ХVII-ХIХ века., А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, 2004 г.
    Уровень обучения  базовый 
    Тема урока; Спасители Отечества
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы9
    Место урока в системе уроков по теме 
    Цель урока: осветить ход борьбы с польско-литовскими интервентами
    Задачи урока:
    -закрепить понятие «подъем национального самосознания в период Смуты»;       
    -показать, как в ходе Смуты изменились представления о государстве и царе
    Планируемые результаты:  характеризовать  исторических личностей,
    Участвовать в обсуждениии ключевых проблем темы.                                                                                                                    Техническое обеспечение урока: Россия в конце XVI –начале XVII в.», иллюстрации.
    Содержание урока
    План урока
    1. Первое ополчение
    2. Второе ополчение
    3. Избрание Михаила Романова на царство
    Ход урока
    1. Портретная галерея – патриарх Гермоген, сообщение «Несгибаемый патриарх»
    Задание :самостоятельная работа с учебником и заполнение таблицы «Первое ополчение».
    Состав и руководители
    Хроника фактов
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Беседа по вопросам :
    - Какую позицию заняли бояре и поляки во время продвижения ополчения к Москве?
    - Почему Первое ополчение потерпело поражение?
    2. Портретная галерея – К.Минин и Д. Пожарский, краткие биографические справки (опережающее задание).
    Рассказ учителя о формировании Второго ополчения с опорой на карту и презентацию.
    Беседа по  вопросам:
    -В чем проявилась мобилизирующая роль Русской православной церкви на данном этапе Смуты?
    -Чем, по вашему мнению, объясняется полная победа патриотических сил в октябре 1612 г.?
    3. Работа с документом.(«Итоговый контроль», с.59)
    Из исторического очерка:                                                                                                             «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая при гласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых. Романовы оказались той посредственностью, которая устраивала всех».
    С1. О каком событии идёт речь в историческом очерке? В каком году оно произошло и чем было вызвано?
    С2. Почему   предпочтение   было  отдано   Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.
    С3. Какие социально-политические события предшество вали началу правления династии Романовых на рос сийском престоле? Укажите не менее двух событий. Кто был первым представителем этой династии?
    Закрепление.
    -Докажите, что «только самодержавное правление в тех условиях способно было сплотить вокруг себя общество».
    -Итоги Смуты. (запись в тетрадь).
    Д/З:  §3, заполнить таблицу:
                                                            Периоды Смутного времени
    Хронологические
    Рамки периода
    Основные события
    Характеристика противоборствующих
    сил
    Основные действующие силы
    Итоги периода, его значение
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008
    2.Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
    
     

    Автор(ы): Шатурова О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект (Шатурова О.В.).doc