Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

23 Культура и быт 14-16 веков (Дюкарева И.А)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: История
    Класс: 10
    УМК: (История России авт. Сахаров А.Н. 2013г.)
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: "Культура и быт 14-16 веков."
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  один час
    Место урока в системе уроков по теме: шестой урок в разделе «В борьбе за единство и независимость»
    Цель урока: сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в XIV – XVI вв.
    Задачи урока
    1. Развитие умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.
    2. Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.
    3. Углубление и конкретизация знаний по теме «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. » В частности:
    - Особенности развития русской литературы в XIV – XVI веках.
    - Начало книгопечатания.
    - Устное народное творчество и литература XIV – XV веков.
    Планируемые результаты: научатся характеризовать культура 14-16 веков.
    Техническое обеспечение урока: презентация
    Содержание урока
    План изучения нового материала.
    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний по теме.
    3. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.
    4. Изучение новой темы.
    4. 1. Особенности развития русской культуры в 14-16 веках.
    4. 2. Просвещение. Начало книгопечатания.
    4. 3. Устное народное творчество.
    4. 4. Литература 14-15 веков.
    4. 5. Развитие литературы 16 века.
    5. Закрепление.
    6. Итог.
    7. Домашнее задание.
    8. Рефлексия.
    Ход урока.
    1. Организационный момент.
    2. Изучение новой темы
    1.Слово учителя 
    Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.
    С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.
    Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже"). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.
    Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод - "Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.
    2. Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: Работа в парах. Задание: заполнить таблицу 
    Название летописей, исторических сочинений
    Содержание
    "О битве на Калке"
    
    "О мамаевом побоище"
    
    "О разорении Рязани Батыем"
    
    "Задонщина"
    
    "Хождение за три моря"
    
    Церковная литература
    "Житие Дмитрия Донского"
    
    "Житие Стефана Пермского"
    
    "Похвала Сергиевой добродетели"
    
    "Житие митрополита Петра"
    
    
    3.Просмотр презентации. Учащиеся записывают названия памятников культуры, дату строительства, архитектора.
    Возобновляется активное каменное строительство. 
    При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. 
    В XV в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.
    Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу". Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.
    Большого развития достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.
    В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.
    Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный - в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о долге государя заботиться о своих подданных.
    3.Сообщение учащихся  о книгопечатании и архитектуре.
    С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.
    Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Наиболее известные его работы - иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).
    Учитель Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.
    Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина - создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.
    4.Закрепление 
    Найдите соответствия:
    1. Успенский собор
    2.Благовещенский собор
    3. Архангельский собор
    4.Церковь Ризоположения
    а). Княжеская усыпальница
    б). Домовая церковь русских митрополитов
    в). Государственный и культовый центр      
    г) Домовый храм русских князей
    2. Почему в честь знаменательных событий на Руси не возводили скульптурные памятники? Каким образом эти события отмечались? Покажите это на примере памятных сооружений в Москве, связанных с жизнью и деятельностью Ивана Грозного.
    3. Что такое высокий русский иконостас? В каком соборе Московского Кремля находится древнейший из них?
    4. Домашнее задание: П.23, знать названия памятников культуры, архитектуры, литературы.
     

    Автор(ы): Дюкарева И. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx