Название предмета История Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме Первый урок главы «Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени». Тип урока: урок усвоения нового материала. Цель урока: выявить роль Великих географических открытий в истории человечества. Задачи урока: - определить причины и последствия Великих географических открытий; -учиться устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; -анализировать историко-географическую информацию, представленную в разных системах. Планируемые результаты: Уважение истории других народов мира, быть толерантным к другим этносам; владеть основами социально-критического мышления, ориентироваться в особенностях социальных отношений в Европе XVI в., сложившихся в результате революции цен; устанавливать причинно-следственные связи при изучении Великих географических открытий и революции цен, оформлять результаты работы в виде логической схемы; работать в группе, сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие в процессе изучения Великих географических открытий и подготовки сообщения с электронной презентацией, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Техническое обеспечение урока Карта «Великие географические открытия»; Мультимедийный проектор, компьютер; Презентация « Великие географические открытия»; Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразо- ват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014. раздаточный материал, БИД (банк исторических данных). Готовимся к ЕГЭ по обществознанию Понятие Исторические примеры Социальная стратификация Начиная с XVI в. постепенно экономические (клас- совые) различия стали играть в обществе более важную роль, чем юридические (сословные) Инфляция Со второй четверти XVI в. в результате притока драгоценных металлов из Америки золотые и серебряные монеты обесценились, что привело к резкому росту цен. Этот процесс получил название «революция цен» Ход урока Урок с использованием метода "Фишбоун" (Рыбий скелет). Ход урока. I. Оргмомент. II. Актуализация знаний. Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет Новое время. Великие географические открытия оказали влияние на историческое развитие всего мира и на все стороны жизни общества. Проблема: И сегодня в конце урока мы должны будем объяснить, почему именно Великие географические открытия стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который, мы называем Новое время? И почему их назвали Великими? Заполнение «Фишбоун» головы «скелета». III. Изучение нового материала План: 1. Предпосылки ВГО. 2. Направление географических открытий. Великие путешественники. 3. Создание первых колониальных империй. Итоги колониальной политики. 4. Значение ВГО. Работа в группах. 1. Предпосылки наступления эпохи Великих географических открытий (XV – середина XVII веков): -бурное развитие производительных сил в Европе; -рост торговли со странами Востока, поиск торговых путей для новых рынков сбыта товаров; -нехватка драгоценных металлов в связи с развитием торговли и денежного обращения миссия распространения христианства (католицизма) в других странах; -появление новых приборов и кораблей нового типа (каравеллы) для безопасного плавания; -приобретение опыта плавания в открытом океане. Заполнение «Фишбоун» верхний ряд «скелета». Великие географические открытия были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка. В этот период происходит стремительное развитие металлургии, что влечет за собой развитие машиностроения. В судостроении появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния.( каравеллы и галионы) К концу 15 в. были значительно усовершенствованы навигационные приборы (компас, астролябия), позволявшие более точно определять положение корабля в открытом море. Каравелла, благодаря системе парусов могла идти и по ветру, и против ветра. Появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Развивается картография. Традиционно европейцы знали только один путь в Индию – через Средиземное море, а затем по суше. Но Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, они господствовали на нем с 14-15 вв. Встал вопрос о поисках новых путей в Индию. Все большее распространение получает идея шарообразности Земли; с нею была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан. 2.Направление географических открытий. Великие путешественники. Работа в парах по таблице «Великие географические открытия» с. 187 задание № 2 к параграфу. 3.Создание первых колониальных империй. Итоги колониальной политики. Оценим положительные и отрицательные черты колониального воздействия. Составьте схему « Положительные последствия/ Отрицательные последствия». Работа в группах по тексту учебника: 1 группа составляет положительные характеристики, 2-я отрицательные характеристики, 3- обе характеристики сопоставляет с собственными выводами. Делают взаимооценку. Примерный текст отрицательных последствий: Приток золота и серебра в Европу привел к тому, что эти металлы обесценились. Появление инфляции. Колониальные города создавались по единому плану с центральной площадью, ратушей и административными зданиями. Сохраняется колониальный тип хозяйства: выращивание монокультур (банановые республики). Сохраняется колониальный тип территориальной структуры хозяйства, т.к. все крупные экономические центры располагаются на побережье, откуда товары вывозятся морским транспортом. Все крупные страны региона получили независимость еще в 19 веке, но до сих пор по уровню социально - экономического развития остаются в группе развивающихся стран. Положительные последствия: Быстрое развитие торговли, судостроительства. Начиная с XVI в. постепенно экономические (классовые) различия стали играть в обществе более важную роль, чем юридические (сословные). (Работа с понятием «социальная стратификация). Европейцы получили представление об истинных размерах Земли, которую им предстояло освоить. Танцевальная культура. Взаимное влияние европейской, индейской и африканской культур сказалось и в танцах. Новые танцевальные стили покорили позднее весь мир. В XIXвеке были известны бразильские танцы самба, капоэйра, аргентинское танго. Капоэйра – танец с элементами акробатики. Считают, что возник он как собрание приемов борьбы чернокожих рабов, которых привозили португальцы из Африки. В XX веке в Бразилии появляется популярная ламбада. Куба стала родиной хабанеры, румбы, ча-ча-ча. Америка – родина культурных растений. Много полезных растений привезли из Америки в Европу. Назовите американские культурные растения, используемые в Европе. 4. Значение Великих географических открытий: -открытие морского пути в Индию, -открытие и освоение Нового Света, -определены контуры практически всех материков, -обогащение новыми знаниями истории, этнографии, зоологии, ботаники, -зарождение мирового рынка, -процесс развития капитализма в Европе неотделим от Великих географических открытий, -создание всемирной колониальной системы, работа над понятием «социальная стратификация», -оказали влияние на современный мир. Заполнение нижнего ряда «скелета». Дописывают недостающие параметры. IV. Закрепление изученного материала. Возвращение к проблеме урока. Выступления учащихся. Заполнение «хвоста» - вывод. Современная жизнь во многом определяется и объясняется историческим развитием, историческими событиями. Роль ВГО закономерно значительна велика, они стали точкой отсчета нового времени. V. Подведение итогов. Выставление оценок. VI. Домашнее задание. Параграф 24 учебника истории. Напишите сочинение «Влияние Великих географических открытий на современную жизнь населения Латинской Америки». VII. Рефлексия: Синквейн «ВГО».
Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx