Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

8 Восточные славяне в VIII-IX вв. Появление государства Русь. Первые русские князья (Семенюк М.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История 
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)  базовый
    Тема урока  
    Восточные славяне в VIII-IXвв. Появление государства Русь. Первые русские князья
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме  -  второй урок по истории России
    Цель урока:  расширить  представления учащихся  о  процессе  складывания русской государственности,  формирование личностной позиции учащихся в оценке деятельности первых русских князей, значении их политики для последующего развития отечественной истории и цивилизации в целом.
    Задачи урока:
    - определить  причины и факторы возникновения государства у славян, сущность и роль «норманнской теории»  в русской истории, основные направления политики первых русских князей;
    - продолжить формирование аналитических умений учащихся;
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  
    усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества,
    Метапредметные-  научатся работать с учебной и внешкольной информацией, применять различные логические действия (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
    Предметные – будут способны применять базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Историческая карта «Киевская Русь», раздаточный материал.
    Тип урока: открытие нового знания
    
                                                             Ход урока
    
    I.Организационный момент
    II. Мотивационно-целевой этап
     	«Откуда есть, пошла русская земля»? Нестор, ПВЛ
    III.Первичное усвоение новых знаний
    План урока:
    1. «Откуда есть, пошла русская земля»?
    2. Расселение восточнославянских племен в Восточной Европе.
    3. Хозяйство восточных славян и предпосылки образования государства.
    4. Религия восточных славян
    5. «Норманнская теория» образования древнерусского государства: противники и сторонники
    6. Политика первых русских князей: Олег, Игорь, Ольга
    
    По 1-4 вопросам  плана проводится повторение уже известного материала по курсу истории в 6 классе с привлечением карты и по необходимости учебника
    Вопросы:
    1. Что является основным источником  по истории восточных славян?( Акцент на то, что восточных славян Нестор рассматривал как неотъемлемую часть европейского сообщества народов. На территории восточной Европы славяне оказались в ходе миграций, вызванных Великим переселением народов)
    2.Назвать восточно-славянские племена и показать их расселение  по карте. Кто были их соседи? (Внешняя предпосылка образования гос-ва)
    3.Какое влияние  оказал  природно-климатический фактор на занятия восточных славян?
    ( Природные условия  были гораздо менее благоприятны для хозяйствования, чем в Западной Европе. Восточно-европейская равнина – зона рискованного земледелия с низкой урожайностью. Земля здесь никогда не была источником богатства).
     Какие изменения произошли в общественном строе  в.с. с улучшением уровня земледелия и хозяйства (Складывание социально-экономических предпосылок образования гос-ва)
    4. Чем объяснить политеизм славянской религии? Почему в 8 – 9 веках у славян не было потребности в монотеизме? Как в языческих верованиях восточных славян отражались их занятия, быт, представления об окружающем мире? Чем отличалось от язычества древних греков?
    Выводы:  
    - Не смотря на различия природных условий, занятий восточных славян, особенностей хозяйствования, постепенно вырисовывались объективные предпосылки для взаимодействия племен, их сотрудничества и впоследствии – для их объединения.(Политическая предпосылка )
       
    5. «Норманнская теория» образования древнерусского государства: противники и сторонники
    Мини-дебаты 2 учеников, подготовивших сообщения заранее
    по плану:
    - основные положения;
          - основные аргументы;
    - сильные и   слабые стороны  данной теории
    Определение победителя.
    
    Вывод:  Образование государства – долговременный процесс. Его нельзя навязать «сверху». Вот почему нельзя назвать точный год его создания, ученые указывают лишь период, приблизительное время возникновения. Государство Русь возникло в ходе длительного формирования внутренних предпосылок и  в его создании приняли участие не только восточные славяне,  но и другие народы
    
    6. Политика первых  князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга
    Работа  в парах. Проанализировать источники и  составить сравнительную таблицу. Выделить общие черты и отличия.
    Князь и годы его правления
    Внутренняя политика
    Внешняя политика
    
    
    
     
     С. М. Соловьев:
    «…Владение, основанное варяжскими выходцами в Киеве, не могло иметь надлежащей прочности, ибо основано было сбродною шайкою искателей приключений, которые могли хра-
    бро драться с соседями, могли сделать набег на берега империи, но не могли по своим средствам, да и не имели в виду основать какой-нибудь прочный порядок вещей среди племен, живших по великому водному пути. Это могли сделать только северные князья, имевшие для того достаточную материальную силу и привязанные к стране правительственными отношениями к племенам, их призвавшим. В 869 г., по счету летописца, умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал на руки родственнику своему Олегу. Последний как старший в роде, а не как опекун малолетнего князя, получил всю власть Рюрика и удерживал ее до конца жизни своей. Если Рюрик уже сделал шаг вперед на юг по восточному пути, перейдя из Ладоги в Новгород, то преемник его двинулся гораздо далее и дошел до конца пути. Движение это было, однако, довольно медленно: три года, по счету летописца, пробыл Олег в Новгороде до выступления в поход на юг; потом он двинулся по водному восточному пути,
    собравши войско из варягов и из всех подвластных ему племен чуди, славян (ильменских), мери, веси, кривичей… Перешедши волок и достигши Днепра, Олег утверждается в земле
    днепровских кривичей, закрепляет себе их город Смоленск, сажает здесь своего мужа, разумеется, не одного, но с дружиною, достаточною для удержания за собой нового владения. Из Смоленска Олег пошел вниз по Днепру, пришел в землю северян, взял город их Любеч и прикрепил его к своему владению, посадив и здесь мужа своего. Как достались Олегу эти города, должен ли был он употреблять силу или покорились они ему добровольно — об этом нельзя ничего узнать из летописи. Наконец, Олег достиг Киева, где княжили Аскольд и Дир; здесь, по преданию, он оставил большую часть своих лодок назади, скрыл ратных людей на тех лодках, на которых подплыл к Киеву, и послал сказать Аскольду и Диру, что земляки их, купцы, идущие в Грецию от Олега и княжича Игоря, хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир пришли, но тотчас же были окружены ратными людьми, повыскакавшими из лодок; Олег будто бы сказал киевским князьям: «Вы не князья, ни роду княжеского, а я роду княжеского» и, указывая на вынесенного в это время Игоря, прибавил: «Вот сын Рюриков». Аскольд и Дир были убиты и погребены на горе».
    
     А. П. Богданов:
    «…В середине Х в. княгиня Ольга была первым правителем Руси, имя которой считали достойным упоминать при дворах византийского и германского императоров …С чисто женским стремлением начать с главных беспорядков в «доме» Ольга двинулась на фактически бесконтрольный Север, плативший при Игоре дань варягам… Везде Ольга строила «места» и «погосты»: пункты, где чиновники судили и собирали твердо установленные дани — т. е. уже налоги. Местное население обеспечивало их деятельность оброками: фиксация их размера была принципиальна для спокойствия государства… Не меньшее значение имели «перевесища»: речные переправы, без устройства которых было невозможно сухопутное сообщение. Русь была связана исключительно водными путями, годными для сезонной торговли или набега на крупные города, но не для обеспечения постоянной защиты и порядка в государстве. Задачей Ольги было так расставить погосты с проложенными к ним мощеными дорогами от крупных водных путей, чтобы они были в любое время доступны для чиновников и военных… Летописцы особо восторгаются дипломатическими способностями Ольги… Отношения Руси и Византии успешно налажены княгиней, а христианство получило существенную государственную поддержку…»
    Подведение итогов.
    
    IV.Гимнастика для глаз
    
    V. Закрепление материала
    1. Коллективное обсуждение проблемы:
    - Почему в качестве столицы Олег избрал Киев, а не Новгород? (Олегом был сделан первый цивилизационный выбор в истории Руси)
    - Почему именно Ольга, а не Игорь и не Олег считается устроительницей земли Русской? Какие ее деяния способствовали укреплению русской государственности?
    2. Работа с иллюстрацией учебника «Полюдье» художника К.В.Лебедева 
    - Является ли полюдье признаком государства или это еще предгосударственное явление? Если да, то, каким образом художник показал в своем произведении? Если нет, то почему не является?
    3. Учебная задача: «Известно, что в 9 веке викинги совершали набеги на Лондон, требовали с Парижа выкуп в 7 тысяч ливров серебром, грабили порты и пристани Лиссабона, Бордо, Севильи, подчинили себе северные земли Ирландии. Эпитафии викингов, камни покрытая рунами, рассеяны в разных концах Земли. Приводя эти и другие факты, аргентинский писатель Х.Л.Борхес замечает: «Швед Рюрик положил начало Руси; ее столица, позже названная Новгородом, сначала именовалась Хольмгардом».
    Вопрос:  Какую проблему затрагивает Х.Л.Борхес? Он по данному вопросу ваш оппонент или единомышленник? Почему?
    
    VI. Рефлексия
    Составление синквейна
    Определение наиболее понравившихся видов деятельности
    VII. Домашнее задание
    - сочинение по периоду 862-964г.г.
    - русская литература о событиях 8-9 веков
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Семенюк М. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx