Название предмета История Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока Восточные славяне в VIII-IXвв. Появление государства Русь. Первые русские князья Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме - второй урок по истории России Цель урока: расширить представления учащихся о процессе складывания русской государственности, формирование личностной позиции учащихся в оценке деятельности первых русских князей, значении их политики для последующего развития отечественной истории и цивилизации в целом. Задачи урока: - определить причины и факторы возникновения государства у славян, сущность и роль «норманнской теории» в русской истории, основные направления политики первых русских князей; - продолжить формирование аналитических умений учащихся; Планируемые результаты: Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, Метапредметные- научатся работать с учебной и внешкольной информацией, применять различные логические действия (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.); Предметные – будут способны применять базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени; Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Историческая карта «Киевская Русь», раздаточный материал. Тип урока: открытие нового знания Ход урока I.Организационный момент II. Мотивационно-целевой этап «Откуда есть, пошла русская земля»? Нестор, ПВЛ III.Первичное усвоение новых знаний План урока: 1. «Откуда есть, пошла русская земля»? 2. Расселение восточнославянских племен в Восточной Европе. 3. Хозяйство восточных славян и предпосылки образования государства. 4. Религия восточных славян 5. «Норманнская теория» образования древнерусского государства: противники и сторонники 6. Политика первых русских князей: Олег, Игорь, Ольга По 1-4 вопросам плана проводится повторение уже известного материала по курсу истории в 6 классе с привлечением карты и по необходимости учебника Вопросы: 1. Что является основным источником по истории восточных славян?( Акцент на то, что восточных славян Нестор рассматривал как неотъемлемую часть европейского сообщества народов. На территории восточной Европы славяне оказались в ходе миграций, вызванных Великим переселением народов) 2.Назвать восточно-славянские племена и показать их расселение по карте. Кто были их соседи? (Внешняя предпосылка образования гос-ва) 3.Какое влияние оказал природно-климатический фактор на занятия восточных славян? ( Природные условия были гораздо менее благоприятны для хозяйствования, чем в Западной Европе. Восточно-европейская равнина – зона рискованного земледелия с низкой урожайностью. Земля здесь никогда не была источником богатства). Какие изменения произошли в общественном строе в.с. с улучшением уровня земледелия и хозяйства (Складывание социально-экономических предпосылок образования гос-ва) 4. Чем объяснить политеизм славянской религии? Почему в 8 – 9 веках у славян не было потребности в монотеизме? Как в языческих верованиях восточных славян отражались их занятия, быт, представления об окружающем мире? Чем отличалось от язычества древних греков? Выводы: - Не смотря на различия природных условий, занятий восточных славян, особенностей хозяйствования, постепенно вырисовывались объективные предпосылки для взаимодействия племен, их сотрудничества и впоследствии – для их объединения.(Политическая предпосылка ) 5. «Норманнская теория» образования древнерусского государства: противники и сторонники Мини-дебаты 2 учеников, подготовивших сообщения заранее по плану: - основные положения; - основные аргументы; - сильные и слабые стороны данной теории Определение победителя. Вывод: Образование государства – долговременный процесс. Его нельзя навязать «сверху». Вот почему нельзя назвать точный год его создания, ученые указывают лишь период, приблизительное время возникновения. Государство Русь возникло в ходе длительного формирования внутренних предпосылок и в его создании приняли участие не только восточные славяне, но и другие народы 6. Политика первых князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга Работа в парах. Проанализировать источники и составить сравнительную таблицу. Выделить общие черты и отличия. Князь и годы его правления Внутренняя политика Внешняя политика С. М. Соловьев: «…Владение, основанное варяжскими выходцами в Киеве, не могло иметь надлежащей прочности, ибо основано было сбродною шайкою искателей приключений, которые могли хра- бро драться с соседями, могли сделать набег на берега империи, но не могли по своим средствам, да и не имели в виду основать какой-нибудь прочный порядок вещей среди племен, живших по великому водному пути. Это могли сделать только северные князья, имевшие для того достаточную материальную силу и привязанные к стране правительственными отношениями к племенам, их призвавшим. В 869 г., по счету летописца, умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал на руки родственнику своему Олегу. Последний как старший в роде, а не как опекун малолетнего князя, получил всю власть Рюрика и удерживал ее до конца жизни своей. Если Рюрик уже сделал шаг вперед на юг по восточному пути, перейдя из Ладоги в Новгород, то преемник его двинулся гораздо далее и дошел до конца пути. Движение это было, однако, довольно медленно: три года, по счету летописца, пробыл Олег в Новгороде до выступления в поход на юг; потом он двинулся по водному восточному пути, собравши войско из варягов и из всех подвластных ему племен чуди, славян (ильменских), мери, веси, кривичей… Перешедши волок и достигши Днепра, Олег утверждается в земле днепровских кривичей, закрепляет себе их город Смоленск, сажает здесь своего мужа, разумеется, не одного, но с дружиною, достаточною для удержания за собой нового владения. Из Смоленска Олег пошел вниз по Днепру, пришел в землю северян, взял город их Любеч и прикрепил его к своему владению, посадив и здесь мужа своего. Как достались Олегу эти города, должен ли был он употреблять силу или покорились они ему добровольно — об этом нельзя ничего узнать из летописи. Наконец, Олег достиг Киева, где княжили Аскольд и Дир; здесь, по преданию, он оставил большую часть своих лодок назади, скрыл ратных людей на тех лодках, на которых подплыл к Киеву, и послал сказать Аскольду и Диру, что земляки их, купцы, идущие в Грецию от Олега и княжича Игоря, хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир пришли, но тотчас же были окружены ратными людьми, повыскакавшими из лодок; Олег будто бы сказал киевским князьям: «Вы не князья, ни роду княжеского, а я роду княжеского» и, указывая на вынесенного в это время Игоря, прибавил: «Вот сын Рюриков». Аскольд и Дир были убиты и погребены на горе». А. П. Богданов: «…В середине Х в. княгиня Ольга была первым правителем Руси, имя которой считали достойным упоминать при дворах византийского и германского императоров …С чисто женским стремлением начать с главных беспорядков в «доме» Ольга двинулась на фактически бесконтрольный Север, плативший при Игоре дань варягам… Везде Ольга строила «места» и «погосты»: пункты, где чиновники судили и собирали твердо установленные дани — т. е. уже налоги. Местное население обеспечивало их деятельность оброками: фиксация их размера была принципиальна для спокойствия государства… Не меньшее значение имели «перевесища»: речные переправы, без устройства которых было невозможно сухопутное сообщение. Русь была связана исключительно водными путями, годными для сезонной торговли или набега на крупные города, но не для обеспечения постоянной защиты и порядка в государстве. Задачей Ольги было так расставить погосты с проложенными к ним мощеными дорогами от крупных водных путей, чтобы они были в любое время доступны для чиновников и военных… Летописцы особо восторгаются дипломатическими способностями Ольги… Отношения Руси и Византии успешно налажены княгиней, а христианство получило существенную государственную поддержку…» Подведение итогов. IV.Гимнастика для глаз V. Закрепление материала 1. Коллективное обсуждение проблемы: - Почему в качестве столицы Олег избрал Киев, а не Новгород? (Олегом был сделан первый цивилизационный выбор в истории Руси) - Почему именно Ольга, а не Игорь и не Олег считается устроительницей земли Русской? Какие ее деяния способствовали укреплению русской государственности? 2. Работа с иллюстрацией учебника «Полюдье» художника К.В.Лебедева - Является ли полюдье признаком государства или это еще предгосударственное явление? Если да, то, каким образом художник показал в своем произведении? Если нет, то почему не является? 3. Учебная задача: «Известно, что в 9 веке викинги совершали набеги на Лондон, требовали с Парижа выкуп в 7 тысяч ливров серебром, грабили порты и пристани Лиссабона, Бордо, Севильи, подчинили себе северные земли Ирландии. Эпитафии викингов, камни покрытая рунами, рассеяны в разных концах Земли. Приводя эти и другие факты, аргентинский писатель Х.Л.Борхес замечает: «Швед Рюрик положил начало Руси; ее столица, позже названная Новгородом, сначала именовалась Хольмгардом». Вопрос: Какую проблему затрагивает Х.Л.Борхес? Он по данному вопросу ваш оппонент или единомышленник? Почему? VI. Рефлексия Составление синквейна Определение наиболее понравившихся видов деятельности VII. Домашнее задание - сочинение по периоду 862-964г.г. - русская литература о событиях 8-9 веков
Автор(ы): Семенюк М. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx