Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

59 Реакция и революции в Европе в 1820-1840-х гг (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: Н.В.Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до 19 века», М., «Русское слово», 2006г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Реакция и революции в Европе в 1820-1840-х гг.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цель урока: учащиеся должны получить общее представление о развитии европейских стран во второй четверти 19 века, выяснить причины и итоги революций.
    Задачи урока:
    а). образовательные:
    углубить знания учащихся об основных тенденциях развития Европы в 19 веке; 
    б). воспитательные:
    способствовать воспитанию уважительного отношения к истории других стран.
    в). развивающие:
    способствовать развитию у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями;
    способствовать развитию у учащихся умения сравнивать и анализировать взгляды отдельных государственных деятелей, давать собственную объективную оценку их позиции, деятельности в целом;
    продолжить отрабатывать навыки учащихся давать четкие полные логические ответы на вопросы, развивать умение раскрывать сущность исторических понятий, терминов, определений.
    Планируемые результаты:  риентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий в процессе революций XIX вв.; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей в процессе выполнения познавательных заданий по истории революционных событий вГреции, Бельгии, Франции; устанавливать причинно- следственные связи изучаемых революционных событий; cоставлять  сравнительные  таблицы; осуществлять расширенный поиск иллюстративного материала о событиях революций с использованием ресурсов библиотек и Интернета, оформлять результаты работы в виде электронной презентации. 
    
    Тип урока: комбинированный.
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    2.  Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Учитель проводит фронтальную беседу по вопросам домашнего задания.
    
    3.   Урок - семинар. (с опережающим заданием)
    1. Обзорная лекция учителя: «Европа второй четверти 19 века».
    2. Сообщения  учащихся.
    2.1 Освобождение Греции.
    2.2 Франция: от революции 1830 года к революции 1848 года.
    2.3 Революция 1830 года в Бельгии.
    2.4 Священный союз и польское восстание 1830— 1831 гг.
    2.5 Перемены в духовной жизни Европы.
    2.6 Революционное движение в Германии.
    2.7 Революция в Австрии.
    2.8 Поражение революции в империи Габсбургов.
    
    1. Обзорная лекция учителя: «Европа второй четверти 19 века». Эпоха революционных и наполеоновских войн не прошла бесследно: французский народ показал, чего можно добиться при единстве действий и ясно понимаемых целей. И хотя в большей части государств Европы продолжали править старые монархи, это не означало, что был восстановлен старый феодальный порядок.
    Во Франции после двадцати лет революции и империи возвратить старую жизнь - значило немедленно вызвать новую революцию, на что Бурбоны не решились.
    В остальной Европе французские завоевания также произвели значительные изменения, и феодальные порядки здесь весьма пошатнулись, в недрах зарождались буржуазные отношения.
    Вторая четверть 19 века характеризуется проходящим промышленным переворотом в большинстве европейских стран, но наиболее интенсивно он проходил в Германии, Австрии и Чехи а
    Однако феодализм оставался тормозом в развитии производительных сил и общественных отношений. Признаками назревших перемен явились новые революции и восстания.
    В 1830 году произошла революция во Франции, которая свергла власть последнего Бурбона - Карла 10, но не покончила с монархией, поскольку на престол вступил родственник прежней династии король Лу Его воцарение означало приход к власти крупного финансового капитала. Луи-Филипп настолько стремился стать «своим» в буржуазных кругах, что даже получил прозвище король - «буржуа». Можно отметить, что наряду с революционными выступлениями, происходили и национально-освободительные движения. Наиболее напряженная обстановка сложилась в Польше, потерявшей свою независимость в результате трех разделов ее территории между Россией, Пруссией и Австрией в 1772, 1793. 1795 годах. Во время эпопеи на было образовано Великое герцогство Варшавское но после победы коалиции над Францией Польша вновь исчезла с политической карты Европы. На этот раз большая часть ее отошла к России (в предыдущие три раздела Россия не присоединяла к себе никаких польских территорий).
    В 1830 – 1831 гг. поляки подняли восстание и, обладая хорошей регулярной армией, во главе которой стоял генерал еще наполеоновской школы, сумели оказать русским войскам достойное сопротивление однако были все же разбиты.
    
    Польское восстание по всей вероятности не позволило Николаю 1 принять участие в подавлении революции во Франции.
    Национальные задачи буржуазного переустройства общества переплетались и в ходе революций 1848-1849 годов в Европе.
    В Италии главным было стремление избавиться от австрийского гнета, в Венгрии стояла такая же задача. Революция в Чехии во многом была вызвана также австрийским засильем.
    В самой Австрии, также как и во Франции, революция ограничивалась буржуазно демократическими задачами.
    Интересная ситуация сложилась в Германии, где главным тормозом на пути беспрепятственного развития буржуазных отношений была политическая раздробленность страны. Поэтому лозунгом революции в Пруссии и других немецких землях была ликвидация, а королей и князей и объединение страны.
    На ходе революций сказалась солидарность монархов. Австрийскому монарху подавить освободительное движение в Венгрии и Трансильвании, которое приняло форму настоящей войны, помог русский царь Николай 1
    С народными Выступлениями в самой Австрии, Чехии и Италии австрийский император Франц-Иосиф справился самостоятельно. Негативную роль сыграла разобщенность народов «лоскутной империю» (так называли тогда австрийскую империю). Так, например, в подавлении венского восстания и революции в Венгрии 1848— 1849 гг., лидером которой был Лайош Кошут, активное участие приняли войска, состоящие из южнославянских народов, которым были чужды лозунги независимости венгров.
    Своеобразную форму приняла революция в Италии, где на стороне революционных сил выступил сардинский король Карл-Альберт. Естественно, он преследовал совершенно иные цели, стремился объединить итальянские земли под собственной властью, но в тот момент освобождение и объединение Италия явилось бы событием прогрессивным, независимо от того, под каким флагом оно бы произошло.
    Революционный натиск на этот раз был отбит европейской реакцией, если не считать установления Второй республики во Франции, которая в 1851 году закончилась переворотом Луи-Наполеона и несколько позднее провозглашение Второй империи.
    Для всех революций 1848 — 1849 годов характерна одна показательная особенность: если раньше буржуазия, крестьянство и рабочие выступали единым фронтом против феодальных порядков, то теперь все чаще их нуты стали расходиться.
    В июне 1848 года в Париже произошло восстание рабочих, жесточайшим образом подавленное республиканским правительством. В Англии в этот же период развивается чартистское движение.
    Нельзя сказать, что революции прошли бесследно даже там, где они потерпели поражение, так как правящие круги каждый раз вынуждены были идти на определенные уступки, принимать законы, которые облегчали экономическое развитие, что в конечном итоге привело к ликвидации последних феодальных порядков.
    В ходе революций впервые заявило о себе и такое политическое направление, как марксизм, с самого начала объяв себя выразителем идеологии рабочего класса и заявившее о готовности перестроить общество на справедливых началах.
    2. Сообщения, доклад учащихся. После обзорной лекции или вступительного слова учителя с докладами, сообщениями выступают учащиеся, Учитель помогает ученикам сделать выводы, обобщения, комментирует доклады и сообщения.
    По окончании всех выступлений учитель делает обобщение; таким образом, к середине 19 века большая часть европейских стран вступила на путь капиталистического развития, лидерство среди них удерживала Англия. Интенсивно развивались США.
    В начале второй половины 19 века вступает в завершающую фазу процесс создания национальных государств в Европе, в результате, которого была ликвидирована политическая раздробленность Италии и Германии.
    Необходимо отметить, что именно в эпоху Возрождения были заложены те основы, которые в полной мере проявились в первой половине 19 века, когда уже большая часть мира подчинялась экономическому и политическому диктату Европы. В значительной мере это произошло благодаря наличию у европейцев неиссякаемой энергии и духа предпринимательства.
    
    Рефлексия: заполнение таблицы (продолжить дома)
    Страна
    Годы
    Цели революции
    Итоги
    
    
    
    Домашнее задание: §41, закончить таблицу.
    
    
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx