Название предмета История Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока Города-государства Греции и Италиии. Тип урока: усвоения нового материала. Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме Первый урок главы «Античная эпоха в истории человечества». Цель урока: уяснить роль и значение цивилизации Греции и Рима в политической, экономической и духовной жизни Европы. Задачи урока: --развивать умения работать с учебником, добывать нужную информацию, выделять главное и второстепенное, формулировать определения; - воспитывать уважение к истории других народов мира. Планируемые результаты: формирование чувства толерантности к другим этносам; понимания значимости гражданских ценностей для развития цивилизации, ориентироваться в особенностях социальных отношений в эпоху античности, устанавливать причинно-следственные связи цивилизации Греции и Рима и европейских традиций, изменением мировоззрения людей; оформлять результаты работы в виде логической схемы; работать в группе, сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие в процессе изучения и подготовки сообщения с электронной презентацией, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Техническое обеспечение урока настенная карта «Древняя Греция», "Древний Рим". проектор, компьютер. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014. Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных). Готовимся к ЕГЭ: Понятие Исторические примеры Мировоззрение В Древней Греции в VI—V вв. до н. э. зарождается философское мировоззрение, характеризующееся логичностью и последовательностью, системностью, высокой степенью и обобщения философия Зарождение философии как науки, рационального философского мышления началось в VII—VI вв. до н. э. в разных регионах: в Китае, в Индии и греческих колониях в Малой Азии (ранняя греческая философия) гражданин В древнегреческом полисе гражданин — свободно- рождённый мужчина, коренной житель полиса, имеющий в собственности участок земли. Гражданин имел право избирать и быть избранным в органы управления полиса, защищать полис и участвовать в религиозных церемониях Частная собственность Частная собственность на землю — основа гражданского статуса (его прав и обязанностей) человека в древнегреческом полисе демократия Сам термин «демократия» греческого происхождения и означает «власть народа». Расцвет афинской демократии приходится на вторую половину V в. до н. э., на время правления стратега Перикла Республика Термин «республика» латинского происхождения и в переводе означает «общее дело». Впервые республика как форма правления зародилась в Древнем Риме в 510 г. до н. э. Тогда же сложились её важнейшие черты: выборность и периодическая сменяемость органов власти и должностных лиц Социальная стратификация Первой системой социальной стратификации было рабство, достигшее своих классических форм и масштабов в Античности (Древней Греции и Риме). Рабство широко распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству, которое требует значительных затрат труда, но работник при этом может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Источником рабов в Древнем Риме были завоевательные войны, дававшие множество пленных Ход урока План изучения нового материала: 1. Общие особенности в развитии полисов Греции и Рима. 2. Города-государства Греции. 3.Города- государства Италии. Основание Рима. 1. Вводно-мотивационный этап урока. История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. (Опережающее домашнее задание – на выбор произведения Бунина "Помпея", Пушкина "Прозерпина", Майков "Послание с Понта", "Игры", Тютчева "Цицерон", Мандельштама "Обиженная..." Сделать выставку этих книг). Об этом пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Мы рассмотрим два величайших феномена: города- государства Греции и Рима, связь между политической, экономической жизнью, духовной культуры эпохи античности и последующей историей Европой. 2. Изучение новой темы. 2.1. Общие особенности в развитии полисов Греции и Рима. Учебные задачи учащимся: 1. Сформулируйте определение понятия «Античность» . Античность (античный мир) — период древности в Древней Греции и Древнем Риме. В Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке античная цивилизация оказала значительное влияние на развитие средневекового общества. Европейский феодализм формировался под сильным влиянием римских институтов и традиций. Работа с понятиями – запись в БИД. 2. Работа по карте: пространство и время цивилизаций Греции и Рима. Особенности цивилизации Древней Греции: — морской характер цивилизации; — активная колонизация берегов Средиземного и Чёрного морей; — множество государств-полисов вместо единого крупного государства. Работа по документу Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова, окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами. Второе условие то, что хотя бóльшая часть её берегов не имеет гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны... В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах, соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы. В длину Италия тянется большей частью от севера к югу; значительная по длине и ширине Сицилия присоединяется к Италии как часть её... Почти во всю длину её тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы, так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали бы удобства гор и равнины. Ко всему этому нужно прибавить большие размеры и множество рек и озёр, а также во многих местах тёплые и холодные источники, благодетельные для здоровья. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных, так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произрастающих... Страбон. География. ? Как Страбон характеризует природные условия возникновения древнеримской цивилизации? Соотнесите этот текст с мнением О. Шпенглера относительно стимулов возникновения цивилизаций (с. 20 учебника) и сделайте выводы. Сравните природные условия возникновения цивилизации в Греции и Италии по следующим позициям: географическое положение, рельеф, моря, реки, климат, наличие природных богатств. Сделайте выводы о сходствах и отличиях. 2.2. Города-государства Греции. Работа с терминами : мировоззрение, философия, гражданин, частная собственность, демократия Работа со слайдами по материалу презентации "Города-государства Греции и Италиии", с учебником с.67-68, заполняют таблицу – задание 3 стр 70 Дискуссия по заранее заданному тексту «Уроки античной демократии». «… Афинская демократия даёт несколько уроков: 1. Нельзя мечтать о возвращении прямой демократии, в современных условиях возможна только демократия представительная. 2. Одно из важнейших условий устойчивости демократического строя — принцип разделения властей. 3. Можно выделить несколько основных факторов, которые необходимы в обществе для того, чтобы возник и существовал демократический строй: а) отсутствие значительного имущественного расслоения или, в крайнем случае, наличие мощного слоя средних собственников. В государстве, расколотом на социальные слои, различающиеся очень большим неравенством, демократия невозможна; б) рынок является непременным условием демократического государства; в) демократический строй возможен только в обществе с вы- сокоразвитой экономикой, создающей достаточно большое количество прибавочного продукта. В обществе, где большая часть населения основную часть времени тратит на добывание хлеба насущного, демократия немыслима; г) устойчивость демократической системы напрямую зависит от степени вовлечённости основной части гражданства в поли- тическую жизнь; д) демократия возможна только в обществе с высокой куль- турой. ..» 2.3. Города- государства Италии. Основание Рима. «Многие основополагающие духовные представления и нор мы общественной жизни, традиционные ценности, социально- психологические стереотипы, переданные Римом Европе (независимо от того, усвоил ли он их от Древней Греции или выработал самостоятельно), на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX в., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Не только основы права и госу- дарственной организации, не только устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от Античности через Древний Рим, но сами первоначала её общественного бытия — идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей, классический принцип в искусстве, проблема соотношения внутренней жизни личности и её внешней общественной активности вышли из того же источника… По статье Г. С. Кнабе «Проблема Цицерона». Задание. Опираясь на текст учебника (с. 67-70), а также информацию Интернета, выясните, какие гражданские ценности определяли ментальность и образ жизни римлян. Работа с терминами: республика, социальная стратификация Выводы формулируются совместно с учащимися. 3. Закрепление. Работа в группах. Задания. Докажите сходство греческого полиса и римской гражданской общины. Составьте таблицу, опираясь на следующие позиции: 1) Как называлась гражданская община? 2) Кто мог быть гражданином полиса? 3) Права и обязанности гражданина полиса. 4) Экономические основы полисного устройства. 5) Роль рабства. Линия сравнения полис римская община Гражданская община полис цивитас Гражданство Рождение в полисе, владение участком земли Принадлежность к патрициям (позднее и к плебеям), владение земельным наделом и право носить оружие Права и обязанности гражданина Участие в управлении и решении всех дел полиса; участие в выборах; защита полиса от врага; участие в религиозных церемониях Участие в народном собрании (принятие законов); воинская повинность Экономическая основа Частная собственность на землю Коллективная собственность на землю, распределявшуюся между большими семьями — фамилиями (сочетается с частным землевладением) Роль рабства Широкое использование труда рабов Классическое рабство 4. Рефлексия. Я узнал, что… Я теперь знаю, что… Я могу… Синквейн: Античность… 5. Домашнее задание: п.8, составить кроссворд из новых понятий и имён (7-10 слов), презентацию на выбор темы.
Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc