Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

4 Города-государства Греции и Италии (Хамидуллина А.Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока    Города-государства  Греции и Италиии. 
    Тип урока: усвоения нового материала.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме   Первый   урок  главы «Античная эпоха в истории человечества». 
    Цель урока:  уяснить роль и значение цивилизации Греции и Рима в политической, экономической и духовной жизни Европы.
    Задачи урока:
    --развивать умения работать с учебником, добывать нужную информацию, выделять главное и второстепенное, формулировать определения;
    -  воспитывать уважение  к истории других народов мира. 
     Планируемые результаты:
    формирование чувства толерантности  к другим этносам; понимания значимости гражданских ценностей для развития цивилизации, ориентироваться в особенностях социальных отношений в эпоху  античности,  устанавливать причинно-следственные связи  цивилизации Греции и Рима  и европейских традиций, изменением мировоззрения  людей; оформлять результаты работы в виде логической схемы; работать в группе, сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие в процессе изучения и  подготовки сообщения с электронной презентацией, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
    
    Техническое обеспечение урока
    настенная карта «Древняя  Греция»,  "Древний Рим".
    проектор, компьютер.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных).
    Готовимся к ЕГЭ:
    
    Понятие
    Исторические примеры
    
                    Мировоззрение     
    В Древней Греции в VI—V вв. до н. э. зарождается философское мировоззрение, характеризующееся логичностью и последовательностью, системностью, высокой степенью и обобщения
    философия
    Зарождение философии как науки, рационального философского мышления началось в VII—VI вв. до н. э. в разных регионах: в Китае, в Индии и греческих колониях в Малой Азии (ранняя греческая философия)
    гражданин
    В древнегреческом полисе гражданин — свободно- рождённый мужчина, коренной житель полиса, имеющий в собственности участок земли. Гражданин имел право избирать и быть избранным в органы управления полиса, защищать полис и участвовать в религиозных церемониях 
    Частная собственность
    Частная собственность на землю — основа гражданского статуса (его прав и обязанностей) человека в древнегреческом полисе
    демократия
    Сам термин «демократия» греческого происхождения и означает «власть народа». Расцвет афинской демократии приходится на вторую половину V в. до н. э., на время правления стратега Перикла
    Республика 
    Термин «республика» латинского происхождения и в переводе означает «общее дело». Впервые республика как форма правления зародилась в Древнем Риме в 510 г. до н. э. Тогда же сложились её важнейшие черты: выборность и периодическая сменяемость органов власти и должностных лиц
    Социальная стратификация 
    Первой системой социальной стратификации было рабство, достигшее своих классических форм и масштабов в Античности (Древней Греции и Риме). Рабство широко распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству, которое требует значительных затрат труда, но работник при этом может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Источником рабов в Древнем Риме были завоевательные войны, дававшие множество пленных
    
                                             Ход урока
    План изучения нового материала:
     1. Общие особенности  в развитии полисов Греции и Рима.
     2. Города-государства Греции. 
     3.Города- государства Италии. Основание Рима.
     
    1. Вводно-мотивационный этап урока. История  античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. (Опережающее домашнее задание – на выбор произведения Бунина "Помпея", Пушкина "Прозерпина", Майков "Послание с Понта", "Игры", Тютчева "Цицерон", Мандельштама "Обиженная..." Сделать выставку этих книг). Об этом пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Мы рассмотрим два величайших феномена: города- государства Греции и Рима,  связь между политической, экономической жизнью, духовной культуры эпохи античности  и последующей историей Европой. 
    2. Изучение новой темы. 
    2.1. Общие особенности  в развитии полисов Греции и Рима.
    Учебные задачи учащимся:
    1. Сформулируйте определение понятия «Античность» .
    Античность (античный мир) — период древности в Древней Греции и Древнем Риме.
    В Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке античная ци­вилизация оказала значительное влияние на развитие средневеко­вого общества. Европейский феодализм формировался под силь­ным влиянием римских институтов и традиций.
    Работа с понятиями – запись в БИД.
    2. Работа по карте: пространство и время цивилизаций Греции и Рима.
    Особенности цивилизации Древней Греции:
     — морской характер цивилизации; 
    — активная колонизация берегов Средиземного и Чёрного морей; 
    — множество государств-полисов вместо единого крупного государства. 
             Работа по  документу 
        Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова, окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами. Второе условие то, что хотя бóльшая часть её берегов не имеет гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны... В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах, соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы. В длину Италия тянется большей частью от севера к югу; значительная по длине и ширине Сицилия присоединяется к Италии как часть её... Почти во всю длину её тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы, так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали бы удобства гор и равнины. Ко всему этому нужно прибавить большие размеры и множество рек и озёр, а также во многих местах тёплые и холодные источники, благодетельные для здоровья. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных, так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произрастающих... 
                                                                                                                                         Страбон. География. 
    ? Как Страбон характеризует природные условия возникновения древнеримской цивилизации? Соотнесите этот текст с мнением  О. Шпенглера  относительно стимулов возникновения цивилизаций (с. 20 учебника) и сделайте выводы. 
    Сравните природные условия возникновения цивилизации в Греции и Италии по следующим позициям: географическое положение, рельеф, моря, реки, климат, наличие природных богатств. Сделайте выводы о сходствах и отличиях.
    2.2.     Города-государства Греции.  
    Работа с терминами : мировоззрение, философия, гражданин, частная собственность, демократия
    
    Работа со слайдами по материалу презентации "Города-государства  Греции и Италиии", с учебником с.67-68, заполняют таблицу – задание 3 стр 70
    
         Дискуссия  по заранее заданному тексту «Уроки античной демократии».
          «… Афинская демократия даёт несколько уроков: 1. Нельзя мечтать о возвращении прямой демократии, в современных условиях возможна только демократия представительная. 2. Одно из важнейших условий устойчивости демократического строя — принцип разделения властей. 3. Можно выделить несколько основных факторов, которые необходимы в обществе для того, чтобы возник и существовал демократический строй: а) отсутствие значительного имущественного расслоения или, в крайнем случае, наличие мощного слоя средних собственников. В государстве, расколотом на социальные слои, различающиеся очень большим неравенством, демократия невозможна; б) рынок является непременным условием демократического государства; в) демократический строй возможен только в обществе с вы- сокоразвитой экономикой, создающей достаточно большое количество прибавочного продукта. В обществе, где большая часть населения основную часть времени тратит на добывание хлеба насущного, демократия немыслима; г) устойчивость демократической системы напрямую зависит от степени вовлечённости основной части гражданства в поли- тическую жизнь; д) демократия возможна только в обществе с высокой куль- турой. ..»
    
    2.3. Города- государства Италии. Основание Рима.
    
      «Многие основополагающие духовные представления и нор мы общественной жизни, традиционные ценности, социально- психологические стереотипы, переданные Римом Европе (независимо от того, усвоил ли он их от Древней Греции или выработал самостоятельно), на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX в., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Не только основы права и госу- дарственной организации, не только устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от Античности через Древний Рим, но сами первоначала её общественного бытия — идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей, классический принцип в искусстве, проблема соотношения внутренней жизни личности и её внешней общественной активности вышли из того же источника… 
                                                                      По статье Г. С. Кнабе «Проблема Цицерона».
    
    Задание. Опираясь на текст учебника (с. 67-70),  а также информацию Интернета, выясните, какие гражданские ценности определяли ментальность и  образ жизни римлян.
    Работа с терминами: республика, социальная стратификация
    
    Выводы формулируются совместно с учащимися.
    
    3. Закрепление.
    Работа в группах. 
    Задания. Докажите сходство греческого полиса и римской гражданской общины. Составьте таблицу, опираясь на следующие позиции: 1) Как называлась гражданская община? 2) Кто мог быть гражданином полиса? 3) Права и обязанности гражданина полиса. 4) Экономические основы полисного устройства. 5) Роль рабства.
    
    
    Линия сравнения 
    
     полис 
    
     римская община
     Гражданская община
    полис
    цивитас
    Гражданство 
    Рождение в полисе, владение участком земли 
    Принадлежность к патрициям (позднее и к плебеям), владение земельным наделом и право носить оружие
    Права и обязанности гражданина
    Участие в управлении и решении всех дел полиса; участие в выборах; защита полиса от врага; участие в религиозных церемониях
    Участие в народном собрании (принятие законов); воинская повинность
    Экономическая основа
    Частная собственность на землю 
    Коллективная собственность на землю, распределявшуюся между большими семьями — фамилиями (сочетается с частным землевладением)
    Роль рабства
    Широкое использование труда рабов 
    Классическое рабство
    
    4.  Рефлексия. 
    Я узнал, что…
    Я теперь знаю, что…
    Я могу…
    
    Синквейн: Античность…
    
      
    5. Домашнее задание: п.8, составить кроссворд из новых понятий и имён (7-10 слов), презентацию на выбор темы. 
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc