Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

7 Индоевропейцы. Исторические корни славян (Семенюк М.В.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета История 
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)  базовый
    Тема урока  Индоевропейцы. Исторические корни славян
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме  -  первый урок по истории России
    Цель урока: формирование представлений учащихся о предках славян и месте славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе
    Задачи урока:
    - углубить знания десятиклассников о территории расселения, занятиях, языке восточных славян, выявить факторы, которые существенно повлияли на судьбы восточного славянства;
    - продолжить формирование аналитических умений учащихся;
    Планируемые результаты:
    Личностные - осознание того, что история восточных славян - важная составляющая часть европейской истории
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Историческая карта «Восточные славяне в древности», 
    раздаточный материал.
    Тип урока: открытие нового знания
    
                                                             Ход урока
    
    I.Организационный момент
    II. Мотивационно-целевой этап
     	Cреди ученых существует несколько версий  по вопросу о происхождении и прародине славян. Основные из них две:
    1) прародина славян - Центральная Европа, бассейны рек Вислы, Одера и Эльбы 
    2) прародина славян Северное  Причерноморье, а предками славян являются скифы-пахари, о которых упоминал Геродот
       Где же  следует искать древнейшие корни восточных славян?
    III.Первичное усвоение новых знаний
    План урока:
    1. Родословная народов Евразии. Восточное славянство и другие народы будущей России в древности.
    2. Миграции славян в эпоху Великого переселения народов.
    3. Основание Киева.
    4. Соседи славян.
    1-2 пункты плана изучаются в ходе работы в группах.
     1-группа - работа с картой
     Вопросы и задания:
    1.Найдите на карте примерные территории  расселения индоевропейцев
    2. Предположите, почему 4 – 3 тыс. до н. э. былая общность индоевропейцев стала распадаться. Какие факторы повлияли на этот процесс? Могло ли его не быть?
     3. Обозначьте территории расселения народов Евразии в 4 – 3 тыс. до н.э.
    4. Чем отличались индоевропейцы Центральной и Восточной Европы от тех, кто осел  в Индии, Средней Азии и на Кавказе?
    5. Какой регион стал центром расселения славянских племен? Покажите его по карте.
    6. Показать направление Великого переселения народов. 
    7. Пользуясь легендой карты «Расселение славянских племен», укажите, какие изменения в первоначальном расселении славян произошли в эпоху Великого переселения народов.
    ( Обратить  внимание школьников на то, что к концу эпохи Великого переселения народов восточнославянский этнос обособился и выделился из общего потока славян.)
    2- группа – работа с текстом учебника
    Вопросы и задания:
    1.Кто такие индоевропейцы? 
    2. Какие следы общего происхождения сохранились в языках Европы и Азии?
    3. Почему нам важно знать о расселении, занятиях, образе жизни индоевропейцев?
    4. Предположите, почему 4 – 3 тыс. до н. э. былая общность индоевропейцев стала распадаться. Какие факторы повлияли на этот процесс? Могло ли его не быть?
    5. Опираясь на знания по Всеобщей истории,  сформулируйте причины Великого переселения народов.
    
    Обсуждение вопроса. Вывод: древнейшие корни восточных славян следует искать среди индоевропейских народов, история восточных славян – это важная составляющая европейской истории. К концу эпохи Великого переселения народов восточнославянский этнос обособился и выделился из общего потока славян.
    
    3. Основание Киева
    Выступление ученика с докладом «Легенды и правда об основании города Киева»
    Обсуждение вопроса
    
    4. Соседи славян
    Работа в парах
    - работа с текстом учебника
    - анализ исторического источника
    С. Ф. Платонов. «Полный курс русской истории»
    «Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане.
    Влияние ислама и еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан («каган» или «хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространено магометанство, но держались и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком.  Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые
    в разных местностях России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские сами стали нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства».
                 
                    -работа с фотографиями учебника
    Вопросы и задания: 
    1.Назовите племена и государства, бывшие соседями славян. На каком уровне развития они находились?
    2.Как складывались отношения между ними?
    3.Какую дополнительную информацию дали источник и фото? Почему соседство с Хазарией было существенно важным для восточных славян? Приведите конкретные примеры влияния Хазарского каганата на жизнь восточных славян. Почему их мирные отношения перемежались военными конфликтами? Спрогнозируйте, какой тип отношений со временем возобладает и почему.
    4. Какие выводы могут сделать ученые на основании археологических находок, запечатленных на фотографиях  учебника
    
     Обсуждение. Обратить особое внимание учащихся на соседство с Хазарией, поскольку в науке существует мнение, что Древнерусское государство «созревало» в тени этого сильного соседа
    
    IV.Дыхательная гимнастика
    
    V. Закрепление материала
      -  Где же  следует искать древнейшие корни восточных славян? Аргументируйте свою точку зрения на различные источники знаний
    
    VI. Рефлексия
    Само- и взаимооценка деятельности на уроке
    VII. Домашнее задание
    - Написать мини-сочинение о предках славян от имени их соседей
    - §1, вопросы
    - Сообщение «Норманнская теория: сторонники и противники»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Семенюк М. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx