Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

42 Культура и быт России в XVII веке (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Культура и быт России в XVII в.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:  Глава 2. Новые черты старой России
    Цель урока: раскрыть особенности развития русской культуры и  быт различных сословий 17 века
    Задачи урока:
    - формировать у обучающихся умения  воспроизводить изученный материал, быть внимательными слушателями, отбирать исторический материал и готовить сообщение по теме презентации итогов своей работы
    - воспитание  уважительного отношения к истории и культуре своего государства, бережного отношения к памятникам культуры и истории
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    
    Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация по теме «Культура и быт России в 17 веке»»
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: иллюстративный материал 
    Тип урока: практикум                                                               
      Ход урока:
    
    1. Организационный момент: 
    
                 II. Актуализация знаний
    1. План по теме «Падение правительства царевны Софьи». 
    2. Индивидуальное задание «В каких российских научных, художественных, публицистических произведениях нашли отражение события и персоналии конца 17 века (сообщение) 
    3. Какие изменения  в управлении государством произошли в правление царя Федора Алексеевича? Какое из них бы вы назвали самым значительным?
    III. Мотивационно-целевой момент
    Проблема:
    17 век занимает особое место в культурном развитии нашей страны. До этого времени развитие культуры шло под сильнейшим влиянии религии, церковь была главным очагом искусства, просвещения, хранительницей традиций, знаний; образование находилось под полным ее контролем.
              17 век стал временем, когда в культуру начинает проникать светское (нерелигиозное), гражданское начало. Так начался процесс обмирщения культуры – на духовную жизнь народа, на его деятельность в области науки, искусства, архитектуры и литературы влияла теперь не только религия, но и повседневная жизнь, реальный человек с его печалями и радостями, войнами и спокойными годами, новыми открытиями и традициями прошлого.
    IV. Работа по новой теме
    1. Работа в группах
       По тексту параграфа 34 учебника выявить, какие исторические условия России 17 века благоприятствовали развитию культуры, а какие тормозили его. 
    (ответ изложите в форме тезисного плана)
    2.Работа по карте
    А) Пользуясь исторической картой, объясните смысл высказывания В.О.Ключевского
    Б) Приведите конкретные примеры польского влияния на русскую культуру
    3. Образование, просвещение и наука (практикум)
      Могли ли такие факты иметь место в конце XVI – начале XVII в. ( до Смуты)? Да. Нет. Почему?
    - О чем свидетельствуют  приведенные факты?
    -Как они характеризуют вторую половину 17 века.
    - Какие черты прежнего периода российской истории остались неизменными?
    4. Анализ иллюстративного материала
    - По иллюстрациям к параграфу 34 перечислить новые явления в архитектуре.
    - Объяснить понятия: Золотое кольцо России, московское барокко, дивное узорочье.
    5. Проблемное задание:
    Шедевры отечественной архитектуры создавались в период существования самодержавного строя. Как вы думаете, какое влияние оказывало государство на искусство и культуру? 
    После рассмотрения всех вопросов плана проверить знания учащихся по истории культуры и быта следующим образом:
    Представить иллюстрации или фотографии памятников архитектуры разных эпох, не показывая названий, и дать задание определить (узнать) среди них постройки XVII в.
     6.Сообщение учителя
    
       Полоцкого можно считать «первым поэтом России» - его называют основоположником поэтического и драматического жанров в русской литературе. В 1648 году он пишет стихи на русском, белорусском, украинском  и польском языках. Его перу принадлежит стихотворный перевод одной из книг Библии – «Псалтыри».  В своем стихотворении «Монах» он дает наставлении как должен вести себя монах:
    …«Монаху подобает в келии седети,
    В посте молиться, нищету терпети,
    Искушения врагов сильно побеждати
    И похоти плотские в труде умервщляти.
    Если  хочет в небеси мзду вечную взяти,-
    неоскудным богатством проебиловати.
    Пагубно же одному по граду ходити,
    из едина в другой дом переходяще пити»…
    
    
    IV. Закрепление пройденного материала.
       17 век стал эпохой, подготовившей победу светского, нерелигиозного начала в русской культуре. На основе новых черт, возникших в 17 веке, расцвело русское искусство 18 столетия.
    Вопросы для закрепления.
    1. Что означает понятие обмирщение?
    2. Чем известен в истории Симеон Полоцкий?
    3. Как называлось первое высшее учебное заведение в России, когда и где оно было открыто?
    4. Какие научные знания появились в России в 17 веке?
    5. Как называлась первая печатная книга по истории?
    6. Какой архитектурный стиль возник в России в 17 веке, почему он так назывался?
    7. Что значит парсуна?
    8. Чем известен в истории России Симон Ушаков?
    Исторические задачи по теме: «Культура и быт России 17 века».
    1. В 17 веке возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала?
    Ответ: Так в 17 веке насмешливо называли тех, кто не желал учиться грамоте, что свидетельствовало о понимании народом того, как важно овладевать грамотой, быть образованными людьми. 
    2. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать? 
    Ответ: «Куранты» - так назывались выписки из иностранных газет, сделанные в посольском приказе, которые предназначались для царя и его ближайшего окружения.
    3. Какое архитектурное сооружение 17 века современники прозвали «восьмым чудом света»?
    Ответ: дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском?
    
    V. Рефлексия
    Само- и взаимооценка деятельности на уроке
    VI. Домашнее задание.
    Параграф 34. Сравнить быт россиян XVII в. с их бытом в XVI в.
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc