Название предмета: история Класс: 10 УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. Уровень обучения: базовый Тема урока: Культура и быт России в XVII в. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Глава 2. Новые черты старой России Цель урока: раскрыть особенности развития русской культуры и быт различных сословий 17 века Задачи урока: - формировать у обучающихся умения воспроизводить изученный материал, быть внимательными слушателями, отбирать исторический материал и готовить сообщение по теме презентации итогов своей работы - воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего государства, бережного отношения к памятникам культуры и истории Планируемые результаты: Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные - развитие навыков использования различных источников информации, способности решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация по теме «Культура и быт России в 17 веке»» Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: иллюстративный материал Тип урока: практикум Ход урока: 1. Организационный момент: II. Актуализация знаний 1. План по теме «Падение правительства царевны Софьи». 2. Индивидуальное задание «В каких российских научных, художественных, публицистических произведениях нашли отражение события и персоналии конца 17 века (сообщение) 3. Какие изменения в управлении государством произошли в правление царя Федора Алексеевича? Какое из них бы вы назвали самым значительным? III. Мотивационно-целевой момент Проблема: 17 век занимает особое место в культурном развитии нашей страны. До этого времени развитие культуры шло под сильнейшим влиянии религии, церковь была главным очагом искусства, просвещения, хранительницей традиций, знаний; образование находилось под полным ее контролем. 17 век стал временем, когда в культуру начинает проникать светское (нерелигиозное), гражданское начало. Так начался процесс обмирщения культуры – на духовную жизнь народа, на его деятельность в области науки, искусства, архитектуры и литературы влияла теперь не только религия, но и повседневная жизнь, реальный человек с его печалями и радостями, войнами и спокойными годами, новыми открытиями и традициями прошлого. IV. Работа по новой теме 1. Работа в группах По тексту параграфа 34 учебника выявить, какие исторические условия России 17 века благоприятствовали развитию культуры, а какие тормозили его. (ответ изложите в форме тезисного плана) 2.Работа по карте А) Пользуясь исторической картой, объясните смысл высказывания В.О.Ключевского Б) Приведите конкретные примеры польского влияния на русскую культуру 3. Образование, просвещение и наука (практикум) Могли ли такие факты иметь место в конце XVI – начале XVII в. ( до Смуты)? Да. Нет. Почему? - О чем свидетельствуют приведенные факты? -Как они характеризуют вторую половину 17 века. - Какие черты прежнего периода российской истории остались неизменными? 4. Анализ иллюстративного материала - По иллюстрациям к параграфу 34 перечислить новые явления в архитектуре. - Объяснить понятия: Золотое кольцо России, московское барокко, дивное узорочье. 5. Проблемное задание: Шедевры отечественной архитектуры создавались в период существования самодержавного строя. Как вы думаете, какое влияние оказывало государство на искусство и культуру? После рассмотрения всех вопросов плана проверить знания учащихся по истории культуры и быта следующим образом: Представить иллюстрации или фотографии памятников архитектуры разных эпох, не показывая названий, и дать задание определить (узнать) среди них постройки XVII в. 6.Сообщение учителя Полоцкого можно считать «первым поэтом России» - его называют основоположником поэтического и драматического жанров в русской литературе. В 1648 году он пишет стихи на русском, белорусском, украинском и польском языках. Его перу принадлежит стихотворный перевод одной из книг Библии – «Псалтыри». В своем стихотворении «Монах» он дает наставлении как должен вести себя монах: …«Монаху подобает в келии седети, В посте молиться, нищету терпети, Искушения врагов сильно побеждати И похоти плотские в труде умервщляти. Если хочет в небеси мзду вечную взяти,- неоскудным богатством проебиловати. Пагубно же одному по граду ходити, из едина в другой дом переходяще пити»… IV. Закрепление пройденного материала. 17 век стал эпохой, подготовившей победу светского, нерелигиозного начала в русской культуре. На основе новых черт, возникших в 17 веке, расцвело русское искусство 18 столетия. Вопросы для закрепления. 1. Что означает понятие обмирщение? 2. Чем известен в истории Симеон Полоцкий? 3. Как называлось первое высшее учебное заведение в России, когда и где оно было открыто? 4. Какие научные знания появились в России в 17 веке? 5. Как называлась первая печатная книга по истории? 6. Какой архитектурный стиль возник в России в 17 веке, почему он так назывался? 7. Что значит парсуна? 8. Чем известен в истории России Симон Ушаков? Исторические задачи по теме: «Культура и быт России 17 века». 1. В 17 веке возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала? Ответ: Так в 17 веке насмешливо называли тех, кто не желал учиться грамоте, что свидетельствовало о понимании народом того, как важно овладевать грамотой, быть образованными людьми. 2. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать? Ответ: «Куранты» - так назывались выписки из иностранных газет, сделанные в посольском приказе, которые предназначались для царя и его ближайшего окружения. 3. Какое архитектурное сооружение 17 века современники прозвали «восьмым чудом света»? Ответ: дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском? V. Рефлексия Само- и взаимооценка деятельности на уроке VI. Домашнее задание. Параграф 34. Сравнить быт россиян XVII в. с их бытом в XVI в.
Автор(ы): Латыпов Э. Р.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc