Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

19 Эпоха Куликовской битвы (Скляров Н.В)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История России
    Класс 10 класс
    УМК (название учебника, автор, год издания) История России с древнейших времен до конца 19века, автор Сахаров, 2004г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) Базовый уровень
    Тема урока  Эпоха Куликовской битвы 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы1 час
    Место урока в системе уроков по теме Урок изучения новых знаний и формирования умений
    Цели:
    -знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;
    уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
    -развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);
    - воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
    Тип урока: изучение нового материала
    Оборудование урока: проектор, репродукции картин.
    Ход урока
    Лучше пасть, достойно смерть приемля,
    Чем позором жизнь свою сберечь,
    Чтобы защитить родную землю,
    Мы готовы в эту землю лечь!
                                                           Н. Старшинов
    I.Организационный момент.
    Мотивационно-целевой этап.
    
    Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: «Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?»
    Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
    Формулируется проблемный вопрос: «Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Какое значение имела победа на Куликовском поле для Руси?»
    II. Изучение нового материала.
    Москва стала центром объединения русских земель. Однако за политическое лидерство боролись несколько княжеств. Формой этой борьбы в первой половине XIV века стала схватка между правителями крупнейших княжеств за титул великого князя владимирского. Получивший его князь считался первым среди других князей. Судьба великого княжения зависела от ордынского хана. Борьба в шла между Тверским и Московским княжеством.
    В чем выгодность её географического местоположения Москвы? Учебник стр.171-173.ответ записать в тетрадь.
    (Примерные ответы учащихся)
    (Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны.)
    В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (будущий Донской).
    Юность Дмитрия Ивановича прошла в боях и походах. Поэтому военачальником он был опытным, а вот с грамотой дело было плохо. Отношения Дмитрия с Ордой всё время обострялись, и наконец, он отказался выплачивать дань. Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.
    Отрывок из русской летописи:
    «Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».
    В 1380 году огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь.
    Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо –татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. 36 городов участвовали в собирании рати, готовили снаряжения, ковали мячи.
    Вооружение сторон: Длинные и короткие металлические копья, лук, боевой топор, кинжал, длинный меч и сабля – оружие русского воина. У татар было примерно такое вооружение, но он был плохо защищён. У русского воина на голове шлем до плеч, свисала кольчуга, тело тоже было защищено кольчугой с броней на груди, щит был лёгким и прочным. У татар был только тяжёлый щит.
    (На экран проецируются иллюстрации по теме урока: изображения вооруженных русских воинов и монголо-татар).
                                 
    
    Сергий Радонежский.
    - Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому.
    
    -Пользуясь учебником стр.179 ответьте на вопрос: Каков результат встречи?
    Его молитвам приписывают большую силу. Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Ты победишь».
    Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.
    Сражение на Куликовом поле.
    И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.
    Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон в ночь с 7 на 8 сентября 1380 г.
    - Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.
    Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество?
    (Примерные ответы учащихся) Давайте проведём исследование.
    С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк.
    
    После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?
    (Примерные ответы учащихся). Чтобы никто и не думал о возможности отступления. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
    Настало утро 8 сентября 1380 год. День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. (На экран проецируются иллюстрации по теме урока: репродукция картины Бубнова «Утро на Куликовом поле»).
    
    Давайте рассмотрим как расположил Дмитрий свои войска на поле битвы? (На экране схема расстановки войск)
    
    -Почему именно такая расстановка сил у Дмитрия Ивановича?
    Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу.
    Он расположил свои войска в следующем порядке: в центре он поставил большой полк, впереди — передовой полк, по флангам — полки правой и левой руки, а за полком левой руки, в лесу, — засадный полк.
    Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая.
    По преданию, бой начали поединком богатырей.
    Был у прегордого Мамая любимый батыр по имени Челубей, родом печенег. Сила его была подобна силе древнего гиганта - Голиафа; «пять сажен высота его, а трех сажен ширина его». Был Челубей не простым воином. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех «враг» был повержен! Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, наделённый, Божией силою. В этом состоит мотив посыла именно монахов-воинов.
    Храбрый Пересвет, со стороны русских — славный богатырь, имел великую силу и крепость духа, двести воинов вражеских гнал, когда сражались. Был он в миру известным витязем в сражениях.
    Их поединок был недолог — С копьём наперевес мчались всадники друг на друга сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Кони их едва устояли, пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь.
    (На экране репродукция картины)
    
    И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке Стрелы падали дождём, копья ломались. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
    Стоял такой великий стон, шел бой с такою кровью, что был в багрец окрашен Дон до самого низовья.
    Мамай, наблюдализдали за ходом сражения и увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Оставшись без командования всё татарское войско побежало с поля битвы.
    Русские конные отряды преследовали противника на расстоянии сорока верст до самой реки Мечи, захватив множество верблюдов, навьюченных разным имуществом, а также стада крупного рогатого и мелкого скота.
    Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя.
    - А что же великий князь?
    После того, как Куликовская битва была завершена, выяснилось, что Дмитрий Иванович после битвы не объявился, как сказали бы теперь, пропал без вести.
    По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения.
    Выберите версию, которой вы поверили:
    1. Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.
    2. По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.
    3. А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.
    (Ответы учащихся).
    Официальная версия.
    Великий князь лежал под ветвями срубленного кем-то дерева. Шлем и доспех его были иссечены, сам он подняться не мог. Его подняли, сняли с него шлем и доспехи, а под ними на теле обнаружили следы ударов оружия под доспехами, то есть ссадины и ушибы. Прочность доспехов спасла жизнь великому князю. Владимир Андреевич сообщил о победе в только что закончившейся битве. Наступала ночь. Князя посадили на коня и повезли его в шатер.
    Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом, погибших хоронили восемь дней.
    С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Повсюду славили князя Дмитрия Иоанновича и прозвали его Донским.
    Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. «По Русской земле, - ликует автор «Задонщины» - повести XIV в. о Куликовской битве, - распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская…». Москва показала себя политическим лидером Руси, а ее князь,- вождем национального значения.
    На основе выше изложенного и пользуясь учебником, попробуете определить:
    - значение Куликовской битвы с позиции ордынцев (Мамая).
    - значение Куликовской битвы с позиции Дмитрия Донского.
    А теперь ответим на наш проблемный вопрос:
    Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Какое значение имела победа на Куликовском поле для Руси?
    (Ответы учащихся).
    III. Закрепление:
    Работа с документом «Летописная повесть о побоище на Дону», учебник стр. 182, ответить на вопросы к документу.
    IV. Домашнее задание: § 15
    (Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
    Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию)
    
     

    Автор(ы): Скляров Н. В

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx