История. 10 класс. УМК – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004 (ч.2). Уровень обучения: базовый. Тема урока: Россия после смуты. Часы отведенные на изучение темы:1. Место урока в системе уроков по теме:1 Тип урока: комбинированный. Цель: Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления первых царей династии Романовых по сферам жизни общества в ХVII веке, охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства. Задачи: Повторить и обобщить материал предыдущих уроков по политическому, экономическому, социальному, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века. Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни. Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны. Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач. Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики эпохи; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого. Оборудование: карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.», презентация, иллюстрации, учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII-XIXвека План урока. 1. Проверка домашнего задания. 2. Социально-экономическая политика первых Романовых. 3. Задачи внешней политики. 4. Возрождение самодержавия. Этапы урока. 1.Организационный момент. 2. Постановка цели и задач урока. 3. Актуализация знаний. 4.Изучение нового материала. 5. Закрепление. 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8. Подведение итогов урока. Ход урока 1.Организационный момент. 2. Постановка цели и задач урока. Сообщение темы урока. Мотивация учащихся и подготовка к восприятию новой темы. Под музыкальное сопровождение (в исполнении русского хора звучит музыка 17 века) перед глазами учащихся проходят, сменяя друг друга 5 репродукций с картин великих русских художников: 1. Андрей Рябушин. «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 2. Сергей Иванов. «Земский собор (XVIIвек). 3. Андрей Рябушин. «Московская улица XVIIвека в праздничный день. 4. Николай Некрасов «Соборное уложение» 1649 года. 5. Василий Суриков. «Степан Разин» Учитель: Перед вашими глазами всего за несколько секунд пролетела целая эпоха – начало Нового времени для России. Историческая проблема. Какие новые явления можно отметить в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни России в XVII в.? 3.Актуализация знаний учащихся. Чтение и формулировка устного ответа к вопросам и заданиям в учебнике стр.34). 4.Изучение новой темы. Учитель. Вспомним последствия смуты. Решение каких задач для государства имело первостепенное значение (фронтальная беседа (сл 2-3)) Самостоятельная групповая работа. I группа. Социально-экономическая политика первых Романовых. Какие мероприятия принимаются для восстановления экономики страны? Используйте учебник § 4 стр. 37-42. 4.1 Первичная проверка понимания, выполнения задания. Заслушиваются устные ответы учащихся. Делаются выводы. Проверка самостоятельной работы. 1. Восстановление срока сыска беглых крестьян в 5 лет и запрет их перехода от одного владельца к другому. 2. Введение нового налогообложения. 3. Возвращение в государственное тягло всех горожан. 4. Назначение казакам земельных окладов или денежного жалованья. 5. Решительная борьба с пьянством. Вывод. Созданы условия для возвращения к мирной созидательной жизни. В условиях возрождения страны власть опиралась на феодальное сословие.(сл-4-9) 4.2 II группа. Задачи внешней политики. Какие меры приняты для укрепления военной мощи страны?( § 4 стр.43-46) Проверка самостоятельной работы. 1 декабря 1618г. – Деулинское перемирие между Россией и Польшей на 14,5 лет; Польский король не отказывался от претензий на русский престол. 27 февраля 1917 г – Столбовский мирный договор между Россией и Швецией За Швецией оставалось побережье Балтийского моря с городами Ям, Копорье, Орешек и Ивангород; России возвращен Новгород с округой. Вывод: На западной границе и в Прибалтике Россию силой вернули к границам конца XVв. Но зато установился мир. Однако международная ситуация в 30е годы меняется. Весной 1632г умирает польский король Сигизмунд III. В Польше началась борьба за власть. Усилиями русских дипломатов создан русско-шведский союз против Польши. 1632-1634 – Смоленская война 4июня 1634г – Поляновский мирный договор между Россией и Польшей . Подтверждены границы по Деулинскому перемирию (Смоленск за Польшей) Польский король Владислав отказался от прав на русский престол. Вывод. Укреплеплены позиции династии Романовых как в внутри страны, так и на международной арене. Укреплена обороноспособность страны.(сл.10-12) 4.3 III группа. Возрождение самодержавия. В чем проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время? Какое это имело значение для развития России? Используйте учебник § 4 стр 35-36. Проверка самостоятельной работы. Восстановление и укрепление самодержавной власти. Упорядочение системы управления- введение воеводского правления на местах. Вывод. В этот период была достигнута политическая стабильность в обществе. 5.Закрепление. Фронтальная беседа. Как вы оцениваете успехи, которые были достигнуты Михаилом Романовым? Как личностные качества Михаила Федоровича повлияли на дальнейшее обустройство государства?(сл13-14) Вывод. Успехи, достигнутые в этот период, имели важное значение для дальнейшего развития страны. В стране был установлен мир, порядок, закон, укрепились позиции династии Романовых. Страна поднялась из руин.(сл.15) 6. Контроль усвоения новых знаний. Оценки за работу на уроке. 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. §4, вопросы и задания. Сообщение о личности Алексея Михайловича(сл-16) 8. Подведение итогов урока. Рефлексия. В результате работы мне открылись три самых важных имени: В результате работы мне открылись три самых важных события: В результате работы мне открылись три самых важных качества:
Автор(ы): Теняков О. Я
Скачать: История 10кл - Конспект (Теняков О.Я).docxНазвание предмета: История России Класс:10 УМК (название учебника, автор, год издания): А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов. История России 17-19 века ,часть 2.М.: «Русское слово», 2004 год. Уровень обучения (базовый) Тема урока: Россия после Смуты. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Цель урока: расширить, углубить и закрепить знания учащихся об особенностях развития России после Смутного времени. Задачи урока: 1. Образовательные: - закрепить знания о последствиях Смуты, - продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию, делать умозаключения и выводы, - учить использованию фактов и статического материала, с их помощью обобщать материал, но в то же время вывести учащихся на новую ступеньку знаний путем решения поставленной на уроке проблемы: достижения целостности исторических знаний, - выявить новые черты развития старой России, 2. Развивающие: - продолжить работу по развитию следующих умений и навыков: овладевать научной терминологией, расширять словарный запас, лаконично и грамотно выражать свои мысли, как устно, так и письменно, - развивать интерес у учащихся к историческому наследию нашей Родины, - развивать умение исследовательской работы, -развивать эмоциональную сферу (сопереживания), - умение отстаивать своё мнение, опираясь на факты, - умение вести дискуссии по проблемным вопросам истории. 3. Воспитательные: - продолжить работу повоспитанию активной гражданской позиции, чувства патриотизма, долга, уважения на примерах судеб и биографий великих людей России, - воспитывать толерантность к окружающим, представителям других национальностей и различным социальным группам, - формировать активную жизненную позицию к учёбе, труду, и в целом к окружающему миру, - пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого; показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее. Планируемые результаты: -знать последствия Смутного времени; -характеризовать период правления Михаила Романова; -выявлять причинно-следственные связи; -характеризовать экономическое развитие России а 17 веке. Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа-проектор, историческая карта «Россия в 17 в.», атласы, раздаточный материал, стенд с иллюстрациями. Содержание урока I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ. -Приветствие. -Создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. -Подготовка учащихся к работе. II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. -Назовите основные этапы Смутного времени, дайте краткую характеристику. № этапа ( годы) Название противоборствующего лагеря Название противоборствующего лагеря Событие, даты -Используя текст, сравните Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву? (Приложение 1) III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. - Тема нашего урока: « Россия после Смуты». Чтение эпиграфа к уроку. Век семнадцатый – век непонятный. Отзвук твой до сих пор не утих. Проступают кровавые пятна На страницах, на годах твоих. Век семнадцатый – горький и страшный. Сколько сгинуло… Выслано сколь…. Дьявол черными крыльями машет – И звенит звонкой сталью раскол. Виталий Гриханов, старовер. - В чём значение этого ополчения? -Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский земский староста Козьма Минин возглавили в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. Был разрушен государственный порядок, идёт борьба за власть, политическая борьба перешла в новое качество: стороны создали свои органы власти ( армию, налоговую систему), рвались родственные связи, в борьбу вмешались внешние силы, страна была спасена, но не самодержавием, а патриотическим настроем представителей разных сословий. - Раньше с 1918 г. в России 7 ноября отмечался общенациональный праздник, посвященный победе Октябрьской революции 1917 г. С 1991 г. этот праздник стали называть - День согласия и примирения. Но в 1996-м праздник переименовали. Госдума рассмотрела законопроект, согласно которому вместо 7 ноября в России появился новый общенациональный праздник - День народного единства, установленный в честь окончания смутного времени отмечать его стали 4 ноября с 2005 года. - «Смута – трагедия, очищение и возрождение России», готовы ли Вы прокомментировать данное утверждение. Итоги Смуты: разорение, гибель людей, обнищание народа, слабость власти, крепостничество и самодержавие воспринимаются как неотъемлемая часть «старины», временно усилили влияние сословно-представительные органы: Боярская Дума и Земский собор. Ухудшилось международное положение государства и потеря земель (Смоленской, побережья Балтийского моря). Воцарение новой династии Романовых (1613-1917гг.). Рост позиций служилого дворянства, ослабление местничества и старого боярства. Возросло значение православных ценностей, усилились идеи изоляционизма и особой ответственности за веру. Россия стала ещё более консервативной и традиционной, упрочились монархические чувства, необходима тишина и покой, стабильность. -Почему на престол был избран Михаил Фёдорович Романов? -Откройте атласы на странице 14-15. - Проанализируйте те изменения, которые появились в социально-экономическом развитии страны в начале 17 века, дайте их характеристику . (работа с текстом учебника) -В начале 17 в. В стране развиваются различные виды отраслей промышленности: развиваются мануфактуры кожевенные, чугуноплавильные, текстильные и др.Выделяется специализация районов. Увеличивается количество посевных площадей – освоение земель юга России, Поволжья, Сибири, рост товарного производства с\х продукции, зона промыслов. Но развитие не интенсивное, а экстенсивное. Развивается внутренняя и внешняя торговля, появляются центры торговли-ярмарки. Получают распространение монастырские библиотеки, разворачивается церковное строительство. - Рассмотрите схему и охарактеризуйте основные направления политики Михаила Романова. Работа в группах по теме: «Внешняя политика первой половины 17 века» 1 группа – русско-шведская война 2 группа – русско-польская война 3 группа – Азовские походы казаков Дата Причины Итог 27 февраля 1617 г – Россия + Швеция (Россия возвращала) Новгород, Порхов, Ладогу, Старую Руссу (Россия уступала) Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу 200 тысяч рублей 1 декабря 1618 г – Россия + Речь Посполитая Королевич Владислав не отказался от претензий на русский престол и царский титул. (Россия потеряла) Смоленск, Чернигово-Северские земли IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА - Какие успехи России во внутренней жизни и внешней политике характеризовали укрепление государственности, экономического и политического положения страны? V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф 4, вопросы 1-5, написать историческое сочинение по периоду 1604-1618гг. VI. ИТОГ Приложение 1. Первое ополчение. « В Москве жители присягнули Владиславу. Но в других городах и уездах многие люди не хотели поступать по примеру «семибоярщины». Более того, их жители выступали против интервентов. Они слали друг другу грамоты, договаривались действовать вместе. Впереди шла Рязань. В ней сформировалось ополчение, выступившее для освобождения Москвы. Возглавил его П.Ляпунов. В нем участвовали дворяне, посадские люди, казаки южных уездов. К ополчению присоединяются остатки тушинских отрядов, в основном из казаков, во главе с Д.Т.Трубецким и И.М.Заруцким. Между тем в Москве, еще до подхода ополчения, в марте 1611 г. вспыхнуло восстание против поляков… Подошедшие под стены столицы отряды ополчения встали у ее юго-восточных, восточных и северных окраин. Преодолевая «тесноту великую», интервенты, засевшие в Москве, с трудом добывали съестные припасы в ее окрестностях. Руководители ополчения восстанавливали власть по стране. По приговору 30 июня 1611 г. вновь создавались приказы. Трактовал приговор и сословные права дворян на земли и крестьян. Поместья, жалованье полагалось давать и казакам, и их атаманам, но их запрещалось назначать на прибыльные государственные должности. На этой почве разгорелись разногласия между казаками и дворянами, получившими право на эти должности. Пункт о выдачи помещикам беглых крестьян и холопов, а многие из них стали казаками, в том числе и в ополчении, вызвал их ярость против Ляпунова. Это недовольство подогревали казацкий предводитель Заруцкий, враждовавший с Ляпуновым, и поляки, осажденные в Москве. Ляпунова вызвали на казацкий круг, общую сходку, и убили. Вскоре ополчение распалось. Многие его отряды разошлись по домам, лишь казаки Трубецкого и Заруцкого остались под Москвой».(3) Второе ополчение. «В Нижнем Новгороде, большом и богатом городе, посадские люди во главе с Кузьмой Мининым, простым «говядарем» (торговцем мясом) и посадским старостой, организовали сбор средств на создание нового ополчения. В Поволжье, Поморье и других местах создаются отряды ополченцев, собираются деньги, припасы. Второе, или Нижегородское, ополчение возглавили Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Первый заведовал казной, хозяйством ополчения, второй стал военным руководителем. Со всех сторон шли отряды к Нижнему, и ополчение, сначала имевшее 2-3 тысячи воинов, быстро увеличивало свои ряды. Помимо русских людей, в нем были татарские, башкирские отряды. В марте 1612 г. оно двинулось к Костроме и Ярославлю. По пути в него вливались новые подкрепления. В начале апреля в Ярославле был создан «Совет всея земли» - правительство из представителей духовенства, Боярской думы, дворян и посадских людей. Фактически его возглавляли Пожарский и Минин. Начали работать приказы. В июле ополчение вышло из Ярославля к Москве. В конце месяца первые отряды подошли к столице с северной стороны. В августе появились главные силы. 22 августа у Москвы расположилось войско гетмана Ходкевича с огромным обозом. Он пытался прорваться к осажденным в городе. Но его всякий раз отбрасывали ополченцы Пожарского и Минина и отряды Трубецкого – то западнее Боровицких ворот, то у Донского монастыря. Не стяжав успеха, потеряв много людей и возов с продовольствием, гетман ушел из-под Москвы. Осада города продолжалась. В нем начался голод, и осажденные в конце октября 1612 г. капитулировал».
Автор(ы): Вайгнер Н. В.
Скачать: История 10кл - Конспект (Вайгнер Н.В.).docx