Название предмета История Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока Промышленный переворот в Англии и его последствия. Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме Пятый урок главы «Европа на новом этапе развития (середина 17-18в). Тип урока: урок усвоения нового материала. Цель урока: выяснить сущность и последствия промышленного переворота для всей европейской цивилизации, сформировавшего ее облик в последующее десятилетие. Задачи урока: Образовательные: - узнать об основных открытиях техники и науки - понять, что такое промышленный переворот -закрепить изученный материал Развивающие: - развитие речемыслительной деятельности - развитие умений воспринимать информацию зрительно, на слух - развитие умений сотрудничать во время работы в группах, парах; умений слушать и слышать - развитие внимания учащихся, наблюдательности - научиться черпать информацию из разных источников Воспитательные: - воспитание культуры речи и общения; толерантности, внимательного отношения к окружающим людям - привить уважение и интерес к европейской культуре Планируемые результаты: давать определение понятию «промышленная революция», выделять в нём основные признаки; устанавливать причинно-следственные связи при изучении промышленной революции, структурировать текст учебника по данной проблеме, оформлять результаты работы в виде схем; сравнивать мануфактуру и крупное промышленное предприятие — завод, оформлять результаты работы в виде таблицы; сравнивать, выявлять сходство и различия протекания промышленной революции в различных регионах мира, оформлять результаты работы в виде таблицы и схемы; анализировать экономическую информацию, представленную в графическом виде, сопоставлять её с текстом; работать в группе, сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие в процессе изучения особенностей промышленной революции в различных странах и регионах мира. Техническое обеспечение урока - компьютер - презентация Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014. Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных). Готовимся к ЕГЭ по обществознанию Понятие Исторические примеры Модернизация Промышленная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII в. и была частью процесса модернизации, т. е. перехода от традиционного к индустриальному обществу. В других европейских странах и Северной Америке промышленная революция началась несколько позже Рынок В середине XIX в. в странах Западной Европы и США начинает формироваться рынок финансовых услуг (появляются коммерческие банки, занимающиеся кредитованием промышленности и сбережением средств граждан) Содержание 1. Оргмомент. Девиз «Истории славной великие даты мы в памяти будем по жизни нести, почувствуем сердцем что было когда-то, представим себе вековые пути». 2. Постановка учебной задачи. Проблема урока: значение промышленного переворота для Англии и всей европейской цивилизации. 3. Актуализация знаний: Только в Англии сложились условия для промышленного переворота, который в дальнейшем предопределил развитие всей европейской цивилизации. Вопросы: -Что такое промышленный переворот? - Что такое мануфактура? 4. Изучение новой темы. План изучения новой темы. 1. Социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота. 2. От мануфактурного к промышленному производству. 3. Противоречия английского общества в конце XVIII века. 4. Всемирно-историческое значение промышленного переворота 1. Социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота. Вопросы и задания для учащихся. 1. Выполните задание 1 к § 35 (с. 262 учебника). 2. Предположите, почему технический переворот начался именно в хлопчатобумажной промышленности. Назовите факторы, которые этому способствовали. 3. Составьте логическую схему, отражающую предпосылки промышленной революции, её хронологические и пространственные ориентиры. 4. Проанализируйте описанные в тексте параграфа предпосылки промышленной революции. Определите, какие из предпосылок давали возможность осуществления промышленной революции, а какие вызывали её необходимость. Объясните свой ответ. Предпосылки промышленного переворота: - наличие у правящих классов, купцов и предпринимателей значительных денежных средств; -сложился емкий рынок сбыта товаров, источник дешевого сырья; - на крупных мануфактурах налажена система разделения и специализации ручного труда; - появление огромного количества свободной рабочей силы в результате аграрных преобразований; - политика правящих кругов Англии (низкие пошлины на ввоз сырья, высокие - на товары, способные конкурировать с английскими). Запись в тетради. Работа над понятием «модернизация» - промышленная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII в. и была частью процесса модернизации, т. е. перехода от традиционного к индустриальному обществу. 2. От мануфактурного к промышленному производству. Работа в группах. Составление схемы «Промышленный переворот» Изобретение машин замена ручного труда машинным появление фабрик КЕЙ (Kау) Джон (17041764) Английский изобретатель. Создал крутильную машину (1730), предложил механический (летучий) челнок для ручного ткацкого станка (1733). Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы, теперь челнок перебрасывался нажатием ножной педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи. ХАРГРИВС (Наrgreaves) Джеймс (? 1778) Английский ткач. Построил (1765) прядильную машину периодического действия «Дженни» (в которой одновременно работали 15-18 веретен). Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру. КАРТРАЙТ (Cartwright) Эдмунд (17431823) Английский изобретатель, сельский священник. Создал механический ткацкий станок с ножным приводом (1785). Этот станок увеличил производительность труда в 40 раз. Стали появляться фабрики – целые системы машинного производства. УАТТ (Watt) Джеймс (17361819) английский изобретатель, создатель универсального теплового двигателя. Изобрёл (177484) паровую машину с цилиндром двойного действия, в которой применил центробежный регулятор, передачу от штока цилиндра к балансиру с параллелограммом и др. (патент 1784). Машина Дж. Уатта сыграла большую роль в переходе к машинному производству. В конце XVIII века появились новые технические изменения. В 1784 г. металлург Корб изобрел прокатный стан, а Модсли – токарный станок. Новая техника привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Промышленный переворот был настоящей промышленной революцией, вызвавшей огромный подъем производительности труда. Мануфактура и завод Линия сравнения Мануфактура Завод Организация технологического процесса Могла быть как централизованной, так и рассеянной Крупное централизо- ванное предприятие Средства труда Ручной труд, разделение труда Использование машин, в том числе и паровых Энергообеспечен- ность Низкие затраты энергии, использование традиционных видов энергии — ветра и воды Высокая энергообеспеченность производства (использование энергии пара) Капиталовложения Капиталовложения небольшие, купец мог организовать предприятие в одиночку Высокие капиталовложения, требовавшие привлечения акцио- нерного капитала 4. Противоречия английского общества в конце XVIII века. Работа в парах. Особенности Англии в конце XVIII в. 1. Изменение социальной структуры общества. 2. Увеличение наёмных рабочих. 3. Увеличение централизованных мануфактур. 4. Рост населения. 5. Рост городов. 6. Накопление богатств. (У купцов и предпринимателей появляются огромные средства за счёт перепродажи изъятых земель, ограбления колоний, работорговли). Работа с БИДом: лендлорды, фермер, промышленный переворот. Противоречия английского общества в конце XVIII века Развитие промышленности Разорение мелких, ремесленных, полукустарных производств, части мануфактур. Рост числа безработных. Повышение налогов на собственников в пользу бедных. Низкая оплата труда неквалифицированных рабочих (большинство рабочих). Использование труда детей и женщин (рост заболеваемости и смертности). Протестное движение рабочих: луддизм, создание рабочих союзов, проведение забастовок. Уровень доходов владельцев фабрик позволил им стать вровень с банкирами и крупными лендлордами, но представительство интересов промышленной буржуазии в парламенте было ограничено Изменения в составе правящего слоя. 4. Всемирно-историческое значение промышленного переворота. Промышленный переворот постепенно распространился на другие европейские страны. Промышленный переворот обеспечил качественное повышение уровня производительности труда и ознаменовал собой выход всей человеческой цивилизации на новый уровень развития. Возникли возможности преодоления намечающегося очередного кризиса в сфере взаимоотношений человек – природа (пределы роста численности населения). Работа по тексту стр 260-261 учебника Последствия промышленной революции Промышленная революция в странах Западной Европы и США завершилась в: ✓ Великобритании во второй четверти XIX в. ✓ Западной Европе в третьей четверти XIX в. ✓ Восточной Европе и Северной Америке к концу XIX в. - революция в средствах транспорта: появление пароходов и железных дорог - подъём крупной машинной индустрии: создание заводов - формирование рынка финансовых услуг: развитие банковской системы - перемены на товарном рынке: расширение оптовой торговли, появление универсальных магазинов. 5. Закрепление. Вопросы и задания к схеме. 1. На основе схемы «Последствия промышленной революции» проиллюстрируйте каждое из четырёх приведённых следствий промышленной революции конкретными историческими примерами из учебника или дополнительных источников информации. 2. Промышленная революция отразилась практически на всех отраслях экономики. Какая отрасль не нашла отражения в схеме? Подумайте, почему это произошло. 6.. Подведение итогов урока. Синквейн. 7. Д/ з Параграф № 35, групповая работа по выполнению задания из рубрики «Проекты, исследования, творческие работы», выступает с результатами исследования перед одноклассниками.
Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Презентация 1 к уроку.pptАвтор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Презентация 2 к уроку.ppt