Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

11 Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах (Семенюк М.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предметаИстория 
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый
    Тема урока   Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме 
    Цель урока:  формирование личностной позиции учащихся в оценке деятельности внуков Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха как государственных деятелей, значении их политики для последующего развития отечественной истории и цивилизации в целом.
    Задачи урока: 
    - углубить знания десятиклассников о политике русского государства в период  деятельности внуков Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, определить  основные тенденции развития Древнерусского государства накануне его раздробления.
    - продолжить формирование аналитических умений учащихся;
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  научатся сознательно организовывать и регулировать
    свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации
    Предметные – будут способны применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    Техническое обеспечение урока
    Историческая карта «Древняя Русь в 9 – 12в.в.»
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): портрет Владимира Мономаха, раздаточный материал.
    Тип урока: практикум
    
                                                              Ход урока
    I. Организационный момент
    II.Проверка домашнего задания:
    1. Обсуждение сочинений по периоду 1019-1054, соответствие их критериям
    III. Изучение нового материала
    Изучение нового материала происходит в форме самостоятельного чтения текста учебника и коллективного обсуждения вопросов
    1. Обстановка в стране при внуках Ярослава Мудрого.
    Вопросы для обсуждения:
    - В 1093 году умер великий князь киевский, и на престоле оказался Святополк Изяславич. Он получил престол по наследству или «по очереди»? При каких обстоятельствах это произошло? Возможно, ли было подобное в этот же период во Франции, в Англии или в Китае?
    - При характеристике воинского мастерства Владимира Мономаха А.Н.Сахаров выделяет то, что было совершено им впервые в истории Руси. Что же это?
    - Как объяснить, что Владимир Мономах счел возможным воевать с половцами, давними противниками Руси, и с Олегом, своим двоюродным братом?
    - Олег одолел дружину Изяслава, сына Мономаха, погубил малолетнего князя. Смерть сына потрясла Владимира. Он направил письмо Олегу, умоляя мятежника не губить Русскую землю, призывая прекратить кровопролитие и обещая не мстить за сына. По крайней мере, два качества, характеризующих Владимира Мономаха как христианина и как гражданина, проявились в этом эпизоде. Какие же?
    
    2. Роль Любечского съезда русских князей в истории Руси.
    Вопросы для обсуждения:
    - Когда и при каких обстоятельствах потомки старших сыновей Ярослава, Изяслава, Святослава и Всеволода обязались владеть лишь теми землями, которыми правили их отцы, т.е. семейными владениями своих отцов?
    - По Любечскому соглашению старейшие князья получили право наделять младших князей землями. Как подобное пожалование называлось у франков? какие отношения между старшими и младшими князьями предполагало подобное пожалование земли?
    - Какой завет Ярослава Мудрого подтвердили князья Рюриковичи на съезде в Любече?
    - Почему решение князей на съезде («Пусть каждо держит отчину свою») свидетельствует о распаде Древнерусского государства на отдельные княжества и земли? Был ли этот процесс неизбежен?
    - Факты свидетельствуют о том, что княжескую междоусобицу спровоцировали конкретные люди. Означает ли это, что в качестве главной причины распада Руси выступил субъективный фактор?
    3. Стабилизация общества при Владимире Мономахе.
    Вопросы для обсуждения:
    - Какие слои населения оказались вовлечены в бурные события конца 11 – начала 12 века?
    - Почему в этих условиях в обществе возросла роль князей, бояр и дружин?
    - При каких обстоятельствах 60-летний Владимир Мономах стал великим князем?
    - Какие средства он использовал для стабилизации общества?
    4. Древняя Русь при Владимире Мономахе – органическая часть европейской политики.
    - Из курса всеобщей истории известно, что 11 – 13 века характеризуются не только ростом богатств и могущества католической церкви, но и первым натиском молодой европейской цивилизации на Восток. Не случайно эти века называют эпохой крестовых походов. Можно ли считать Древнерусское государство участницей этого процесса?
    - слово «Владимир» означает «володеть миром». Слово «мономах» переводится с греческого как «единодержавный». Крестильное имя Владимира Мономаха – Василий (по-гречески «басилевс», «царь»). Какая тенденция прослеживается в этой лингвистической цепочке?
    Для усиления воспитательной направленности урока и придания актуальности в изучение данной темы можно обсудить проблему положительных и отрицательных последствий твердой руки у власти. (На примере Владимира Мономаха и дискуссий на эту тему в современной России.)
    IV. Динамическая пауза
    V.Закрепление
     Владимир Мономах – государственный деятель, полководец, писатель.
    Составить план ответа на тему
    VI.Рефлексия
    Составить синквейн о Владимире Мономахе
    VII. Домашнее задание
    «Владимир Мономах – государственный деятель, полководец, писатель» - написать сочинение
     

    Автор(ы): Семенюк М. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx