Название предметаИстория Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый Тема урока Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме Цель урока: формирование личностной позиции учащихся в оценке деятельности внуков Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха как государственных деятелей, значении их политики для последующего развития отечественной истории и цивилизации в целом. Задачи урока: - углубить знания десятиклассников о политике русского государства в период деятельности внуков Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, определить основные тенденции развития Древнерусского государства накануне его раздробления. - продолжить формирование аналитических умений учащихся; Планируемые результаты: Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные - научатся сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации Предметные – будут способны применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России Техническое обеспечение урока Историческая карта «Древняя Русь в 9 – 12в.в.» Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): портрет Владимира Мономаха, раздаточный материал. Тип урока: практикум Ход урока I. Организационный момент II.Проверка домашнего задания: 1. Обсуждение сочинений по периоду 1019-1054, соответствие их критериям III. Изучение нового материала Изучение нового материала происходит в форме самостоятельного чтения текста учебника и коллективного обсуждения вопросов 1. Обстановка в стране при внуках Ярослава Мудрого. Вопросы для обсуждения: - В 1093 году умер великий князь киевский, и на престоле оказался Святополк Изяславич. Он получил престол по наследству или «по очереди»? При каких обстоятельствах это произошло? Возможно, ли было подобное в этот же период во Франции, в Англии или в Китае? - При характеристике воинского мастерства Владимира Мономаха А.Н.Сахаров выделяет то, что было совершено им впервые в истории Руси. Что же это? - Как объяснить, что Владимир Мономах счел возможным воевать с половцами, давними противниками Руси, и с Олегом, своим двоюродным братом? - Олег одолел дружину Изяслава, сына Мономаха, погубил малолетнего князя. Смерть сына потрясла Владимира. Он направил письмо Олегу, умоляя мятежника не губить Русскую землю, призывая прекратить кровопролитие и обещая не мстить за сына. По крайней мере, два качества, характеризующих Владимира Мономаха как христианина и как гражданина, проявились в этом эпизоде. Какие же? 2. Роль Любечского съезда русских князей в истории Руси. Вопросы для обсуждения: - Когда и при каких обстоятельствах потомки старших сыновей Ярослава, Изяслава, Святослава и Всеволода обязались владеть лишь теми землями, которыми правили их отцы, т.е. семейными владениями своих отцов? - По Любечскому соглашению старейшие князья получили право наделять младших князей землями. Как подобное пожалование называлось у франков? какие отношения между старшими и младшими князьями предполагало подобное пожалование земли? - Какой завет Ярослава Мудрого подтвердили князья Рюриковичи на съезде в Любече? - Почему решение князей на съезде («Пусть каждо держит отчину свою») свидетельствует о распаде Древнерусского государства на отдельные княжества и земли? Был ли этот процесс неизбежен? - Факты свидетельствуют о том, что княжескую междоусобицу спровоцировали конкретные люди. Означает ли это, что в качестве главной причины распада Руси выступил субъективный фактор? 3. Стабилизация общества при Владимире Мономахе. Вопросы для обсуждения: - Какие слои населения оказались вовлечены в бурные события конца 11 – начала 12 века? - Почему в этих условиях в обществе возросла роль князей, бояр и дружин? - При каких обстоятельствах 60-летний Владимир Мономах стал великим князем? - Какие средства он использовал для стабилизации общества? 4. Древняя Русь при Владимире Мономахе – органическая часть европейской политики. - Из курса всеобщей истории известно, что 11 – 13 века характеризуются не только ростом богатств и могущества католической церкви, но и первым натиском молодой европейской цивилизации на Восток. Не случайно эти века называют эпохой крестовых походов. Можно ли считать Древнерусское государство участницей этого процесса? - слово «Владимир» означает «володеть миром». Слово «мономах» переводится с греческого как «единодержавный». Крестильное имя Владимира Мономаха – Василий (по-гречески «басилевс», «царь»). Какая тенденция прослеживается в этой лингвистической цепочке? Для усиления воспитательной направленности урока и придания актуальности в изучение данной темы можно обсудить проблему положительных и отрицательных последствий твердой руки у власти. (На примере Владимира Мономаха и дискуссий на эту тему в современной России.) IV. Динамическая пауза V.Закрепление Владимир Мономах – государственный деятель, полководец, писатель. Составить план ответа на тему VI.Рефлексия Составить синквейн о Владимире Мономахе VII. Домашнее задание «Владимир Мономах – государственный деятель, полководец, писатель» - написать сочинение
Автор(ы): Семенюк М. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx