Название предмета: история Класс: 10 УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. Уровень обучения: базовый Тема урока: Народы России в XVIIв. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: раздел «Новые черты старой России» Цель урока: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии. Задачи урока: Образовательные: выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь». Развивающие: развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Воспитательные: воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны. Планируемые результаты: Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные - развитие навыков использования различных источников информации, способности решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация по теме «Народы России », карта России в XVIIв., интерактивная доска, фонограмма: шум леса. Выставка книжной литературы. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблицы, контурная карта Тип урока: комбинированный Ход урока: I. Оргмомент. Мотивация на урок. Как можно чаще улыбайся. И радость всем свою дари. С улыбкой лёгкой просыпайся От счастья в облаках пари. Жизнь так прекрасна, улыбайся. И засмеётся мир с тобой. Как можно чаще улыбайся. Встречай улыбкой день любой. II. Мотивационно-целевой момент На прошлом уроке мы узнали о внутренней и внешней политике Алексея Михайловича, а сегодня мы постараемся раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии. Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли «бунташным», так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание. Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок. В 17 веке начала править династия Романовых. III. Актуализация знаний Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый материал: 1. Какие изменения в жизни России в период правления Алексея Михайловича говорили об укреплении центральной власти? 2. Работа со слайдом (на слайде изображен Алексей Михайлович, учащиеся угадывают и охарактеризовывают личность Алексея Михайловича. Насколько его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?) 3. Какую роль в жизни страны играла Русская православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чем она усиливалась? В чем ослаблялась? 4. Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформ. 3 ученика работа с карточками (средний и слабый ученик), проверка на слайде. Задание №1 По иллюстрациям назвать событие и охарактеризовать причины. (Церковный раскол) Задание №2 выполнение теста IV. Работа по теме урока Сегодня мы будем говорить об истории освоения Сибири русскими первопроходцами в 17 веке. Эпиграф. … Из века в век Шел крепкий русский человек На дальний север и восток Неудержимо, как поток… Он шел в безвестные края Пока в неведомой дали Он не пришел на край земли, Где было некуда идти Где поперек его пути, Одетый в бури и туман, Встал необъятный океан. (из старинной сибирской песни). 1. Проблемный вопрос. Какое значение имело присоединение Сибири к России? Сибирь и ее народы. 2. Работа с учебником и контурной картой. Какие народы жили в Сибири в XVII веке? 3. Работа по контурной работе. На контурной карте отметить места расселения народов Сибири. Проверка: на слайде выводится карта, ребята проверяют у себя. 4.Физкультминутка (включить фонограмму: шум леса) 5. Сообщение ученика (Калимуллина Эльвина) 6. Показ фильма Фильм 4 минуты «Ермак покоритель Сибири» XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь. Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли. На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем. Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами. Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск. Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно. 7. Работа со словарем. (вывести на слайд) Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина. Острог – небольшая деревянная крепость. Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной. 8.Землепроходцы и их открытия. Сообщения учащихся, заполнение таблицы 1. Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море. Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану. (Нафиков Наиль) 2. Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой «землицы» на юге.(Гумерова Илена) 3. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме, обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски.(Рахимова Динара) 4. В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки.(Калимуллина Эльвина) V. Закрепление нового материала 1. Заполнение таблицы «Землепроходцы и мореходы». Имя землепроходца или морехода Когда начался поход Открытие 1. Иван Юрьевич Москвитин 1639 год Выход к Тихому океану 2. Василий Данилович Поярков 1643 год Освоение земель по реке Амур 3. Семен Иванович Дежнев 1648 год Открытие пролива между Азией и Америкой 4. Ерофей Павлович Хабаров 1649 – 1653 годы Присоединение приамурских земель к России Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России? Присоединение Сибири к России имело историческое значение. Обучающиеся дополняют (работа со слайдом) Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака). Здесь появились: … (земледелие, города, торговля). Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами). Подводим итог урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”. VI.Рефлексия - Урок мне понравился (не понравился). На уроке я узнал(а), что… VII. Подведение итогов урока Домашнее задание: § 32 , определения учить. Подготовить сообщение о Владимире Васильевиче Атласове. Где ласкою и приветом, где с боями он присоединил к России новые территории.
Автор(ы): Латыпов Э. Р.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx