Название предмета: история
Класс: 10 
УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Народы России в XVIIв.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: раздел «Новые черты старой России»
Цель урока: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
Задачи урока:
Образовательные: выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь».
Развивающие: развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.
Планируемые результаты:
Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация по теме «Народы России », карта России в XVIIв., интерактивная доска, фонограмма: шум леса. Выставка книжной литературы.
	
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблицы, контурная карта
Тип урока: комбинированный
                                                                      
 Ход урока:
I. Оргмомент.   Мотивация на урок.
Как можно чаще улыбайся.
И радость всем свою дари.
С улыбкой лёгкой просыпайся
От счастья в облаках пари.
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.
            
   II. Мотивационно-целевой момент
    
На прошлом уроке мы узнали о внутренней и внешней политике Алексея Михайловича, а сегодня мы постараемся раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
     Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли «бунташным», так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание.
     Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок. В 17 веке начала править династия Романовых.
III. Актуализация знаний
Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый материал:
1. Какие изменения в жизни России в период правления Алексея Михайловича говорили об укреплении центральной власти?
2. Работа со слайдом (на слайде изображен Алексей Михайлович, учащиеся угадывают и охарактеризовывают личность Алексея Михайловича. Насколько его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?)
3. Какую роль в жизни страны играла Русская православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чем она усиливалась? В чем ослаблялась?
4. Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформ.
3 ученика работа с карточками (средний и слабый ученик), проверка на слайде.
Задание №1
По иллюстрациям назвать событие и охарактеризовать причины. (Церковный раскол)
Задание №2 выполнение теста
IV. Работа по теме урока
Сегодня мы будем говорить об истории освоения Сибири русскими первопроходцами в 17 веке.
Эпиграф.
… Из века в век
Шел крепкий русский человек
На дальний север и восток
Неудержимо, как поток…
Он шел в безвестные края
Пока в неведомой дали
Он не пришел на край земли,
Где было некуда идти
Где поперек его пути,
Одетый в бури и туман,
Встал необъятный океан. (из старинной сибирской песни).
 1.   Проблемный вопрос. Какое значение имело присоединение Сибири к России?
Сибирь и ее народы.
2. Работа с учебником и контурной картой.
Какие народы жили в Сибири в XVII веке? 
3. Работа по контурной работе.
На контурной карте отметить места расселения народов Сибири.
Проверка: на слайде выводится карта, ребята проверяют у себя.
4.Физкультминутка (включить фонограмму: шум леса)
5. Сообщение ученика (Калимуллина Эльвина)
6. Показ фильма Фильм 4 минуты «Ермак покоритель Сибири»
XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь.
Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли.
На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем.
Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами.
Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.
Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно.
7. Работа со словарем. (вывести на слайд)
Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина.
Острог – небольшая деревянная крепость.
Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной.
8.Землепроходцы и их открытия.
Сообщения учащихся, заполнение таблицы
1. Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море. Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану. (Нафиков Наиль)
2. Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой «землицы» на юге.(Гумерова Илена)
3. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме, обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски.(Рахимова Динара)
4. В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки.(Калимуллина Эльвина)
V. Закрепление нового материала
1. Заполнение таблицы «Землепроходцы и мореходы».
Имя землепроходца или морехода
Когда начался поход
Открытие
1. Иван Юрьевич Москвитин
1639 год
Выход к Тихому океану
2. Василий Данилович Поярков
1643 год
Освоение земель по реке Амур
3. Семен Иванович Дежнев
1648 год
Открытие пролива между Азией и Америкой
4. Ерофей Павлович Хабаров
1649 – 1653 годы
Присоединение приамурских земель к России
Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?
Присоединение Сибири к России имело историческое значение.
Обучающиеся дополняют (работа со слайдом)
Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).
Здесь появились: … (земледелие, города, торговля).
Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).
Подводим итог урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.
VI.Рефлексия
- Урок мне понравился (не понравился).
На уроке я узнал(а), что…
VII. Подведение итогов урока
Домашнее задание: § 32 , определения учить.
Подготовить сообщение о Владимире Васильевиче Атласове. Где ласкою и приветом, где с боями он присоединил к России новые территории.
 
Автор(ы): Латыпов Э. Р.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx