Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

40 Народы России в XVII в. (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Народы России в XVIIв.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: раздел «Новые черты старой России»
    Цель урока: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
    Задачи урока:
    Образовательные: выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь».
    
    Развивающие: развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
    
    Воспитательные: воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация по теме «Народы России », карта России в XVIIв., интерактивная доска, фонограмма: шум леса. Выставка книжной литературы.
    	
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблицы, контурная карта
    Тип урока: комбинированный
    
                                                                          
     Ход урока:
    I. Оргмомент.   Мотивация на урок.
    Как можно чаще улыбайся.
    И радость всем свою дари.
    С улыбкой лёгкой просыпайся
    От счастья в облаках пари.
    Жизнь так прекрасна, улыбайся.
    И засмеётся мир с тобой.
    Как можно чаще улыбайся.
    Встречай улыбкой день любой.
                
       II. Мотивационно-целевой момент
        
    На прошлом уроке мы узнали о внутренней и внешней политике Алексея Михайловича, а сегодня мы постараемся раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
         Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли «бунташным», так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание.
         Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок. В 17 веке начала править династия Романовых.
    
    III. Актуализация знаний
    
    Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый материал:
    1. Какие изменения в жизни России в период правления Алексея Михайловича говорили об укреплении центральной власти?
    2. Работа со слайдом (на слайде изображен Алексей Михайлович, учащиеся угадывают и охарактеризовывают личность Алексея Михайловича. Насколько его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?)
    3. Какую роль в жизни страны играла Русская православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чем она усиливалась? В чем ослаблялась?
    4. Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформ.
    3 ученика работа с карточками (средний и слабый ученик), проверка на слайде.
    Задание №1
    По иллюстрациям назвать событие и охарактеризовать причины. (Церковный раскол)
    Задание №2 выполнение теста
    
    
    IV. Работа по теме урока
    Сегодня мы будем говорить об истории освоения Сибири русскими первопроходцами в 17 веке.
    Эпиграф.
    … Из века в век
    Шел крепкий русский человек
    На дальний север и восток
    Неудержимо, как поток…
    Он шел в безвестные края
    Пока в неведомой дали
    Он не пришел на край земли,
    Где было некуда идти
    Где поперек его пути,
    Одетый в бури и туман,
    Встал необъятный океан. (из старинной сибирской песни).
    
     1.   Проблемный вопрос. Какое значение имело присоединение Сибири к России?
    Сибирь и ее народы.
    
    2. Работа с учебником и контурной картой.
    
    Какие народы жили в Сибири в XVII веке? 
    
    3. Работа по контурной работе.
    На контурной карте отметить места расселения народов Сибири.
    Проверка: на слайде выводится карта, ребята проверяют у себя.
    4.Физкультминутка (включить фонограмму: шум леса)
    
    
    5. Сообщение ученика (Калимуллина Эльвина)
    
    6. Показ фильма Фильм 4 минуты «Ермак покоритель Сибири»
    XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь.
    
    Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли.
    
    На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем.
    
    Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами.
    
    Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.
    
    Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно.
    
    
    7. Работа со словарем. (вывести на слайд)
    
    Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина.
    
    Острог – небольшая деревянная крепость.
    
    Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной.
    
    
    8.Землепроходцы и их открытия.
    Сообщения учащихся, заполнение таблицы
    
    1. Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море. Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану. (Нафиков Наиль)
    
    2. Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой «землицы» на юге.(Гумерова Илена)
    
    3. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме, обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски.(Рахимова Динара)
    
    4. В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки.(Калимуллина Эльвина)
    
    
    V. Закрепление нового материала
    
    1. Заполнение таблицы «Землепроходцы и мореходы».
    Имя землепроходца или морехода
    Когда начался поход
    Открытие
    1. Иван Юрьевич Москвитин
    1639 год
    Выход к Тихому океану
    2. Василий Данилович Поярков
    1643 год
    Освоение земель по реке Амур
    3. Семен Иванович Дежнев
    1648 год
    Открытие пролива между Азией и Америкой
    
    4. Ерофей Павлович Хабаров
    
    1649 – 1653 годы
    
    Присоединение приамурских земель к России
    
    Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?
    Присоединение Сибири к России имело историческое значение.
    
    Обучающиеся дополняют (работа со слайдом)
    
    Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).
    
    Здесь появились: … (земледелие, города, торговля).
    
    Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).
    
    Подводим итог урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.
    
    VI.Рефлексия
    
    - Урок мне понравился (не понравился).
    
    На уроке я узнал(а), что…
    
    VII. Подведение итогов урока
    
    Домашнее задание: § 32 , определения учить.
    Подготовить сообщение о Владимире Васильевиче Атласове. Где ласкою и приветом, где с боями он присоединил к России новые территории.
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx