Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

39 Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм (Хамидуллина А.Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока    Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.  
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме  Второй   урок  главы «Европа на новом этапе развития (середина 17-18в). 
    Тип урока: урок усвоения нового материала.
    Цель урока: выявить причинно-следственную связь  эпохи Просвещения и деятельности выдающихся монархов Европы. 
    Задачи урока:
    Образовательные:
    - узнать об основных деятелях эпохи
    - понять, что такое просвещенный абсолютизм
    - познакомиться с выдающимися монархами Европы и их реформами
    - закрепить изученный материал
    Развивающие:
    - развитие речемыслительной деятельности
    - развитие умений воспринимать информацию зрительно, на слух
    - развитие умений сотрудничать во время работы в группах, парах; умений слушать и слышать
    - развитие внимания учащихся, наблюдательности
    - научиться черпать информацию из разных источников
    Воспитательные:
    - воспитание культуры речи и общения; толерантности, внимательного отношения к окружающим людям
    - привить уважение и интерес к европейской культуре
    
    Планируемые результаты: ориентироваться в особенностях взаимоотношений общества и государства при абсолютизме и деспотизме, понимать правовые различия этих форм правления; давать определение понятиям «абсолютизм» и «просвещённый абсолютизм», выделять их характерные признаки; структурировать текст учебника, выявлять изменения, произошедшие в отношениях власти и знати в XVI—XVII вв., оформлять результаты работы в виде схемы; участвовать в коллективном обсуждении соотношения понятий «абсолютизм» и «деспотизм», формулировать собственное мнение и аргументировать его; работать в группе, сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие в процессе изучения абсолютистских государств в Европе,  осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы Интернета, по проблемам абсолютизма и просвещённого абсолютизма; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели в процессе практической работы по изучению абсолютной монархии в Европе.
    Техническое обеспечение урока
    - компьютер 
    - презентация 
    - аудиозаписи музыки В.А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Баха
    - высказывания европейских мыслителей эпохи просвещения
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных).
                                       Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
    Понятие
    Исторические примеры
    
    Форма правления
    В Новое время в Европе стала складываться абсолютная монархия (абсолютизм), характеризующаяся соединением в руках монарха всех основных функций и ветвей государственной власти. Французский абсолютизм достиг расцвета в XVII—XVIII вв., в правление династии Бурбонов.
    
    
                                                                          Содержание
    1. Оргмомент. Девиз «Истории славной великие даты мы в памяти будем по жизни нести, почувствуем сердцем  что было когда-то, представим себе вековые пути».
    2. Мотивация. Постановка цели. Вступительное слово учителя под музыку 18 в.
    3.  Изучение новой темы.
    План урока.
    1. Особенности эпохи Просвещения.
    2. Понятие просвещенного абсолютизма.
    3. Выдающиеся монархи Европы и их реформы.  Сравнить деятельность и реформы Иосифа 2 и Фридриха
    4. Характерные черты просвещенного абсолютизма.
         1. 1. Особенности эпохи Просвещения.
    Работа с источниками в парах.
    Задание: сформулировать основные идеи просветителей.
    События европейской истории 18 столетия  в духовной жизни общества вошли как понятие просвещенный  абсолютизм. Для успешной работы на уроке вспомним, что  термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкого философа Э. Канта «Что такое просвещение». Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесилие человеческого разума. Исторический прогресс – одна из идей века Просвещения. Вольтер возлагал надежды на «просвещенного монарха», Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным принципом разделения властей. Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, их идеалом было царство разума. Характерен общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли. 
    В Новое время в Европе стала складываться абсолютная монархия (абсолютизм), характеризующаяся соединением в руках монарха всех основных функций и ветвей государственной власти. Французский абсолютизм достиг расцвета в XVII—XVIII вв., в правление династии Бурбонов. (  Работа с понятием «форма правления»).
    
    В ходе обсуждения делают записи:
    основные идеи просветителей:
    1) вера в человеческий разум и прогресс;
    2) надежды на просвещенного монарха;
    3) свобода и равенство перед законом;
    4) разделение властей;
    5) уничтожение крепостного права;
    6) отмена сословий;
    7) образование для простого народа;
    8) веротерпимость и др.
    Задание по карточки № 1. Выберите из предложенных ниже высказываний те, которые принадлежат просветителям и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
    
    «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они были одинаково подчинены законам» (Ж. Деламбер)
    «Я считаю обязательным для каждогобеспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ)
    «Несправедливые законы не создают право» (Цицерон)
    «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит)
    «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)
    «Жестокость законов препятствует их соблюдению» (Монтескье)
    «Истинные законы покоятся в человеческой природе; кто действует вопреки им, тот испытывает на себе последствия этого» (А.Эйнзидель)
    «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)
    «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон)
                  Схема.   Изменение отношений монарха и знати в Новое время
    Средние века -------------«Вассал моего вассала — не мой вассал» (значительная часть 
                                                  феодалов могла не служить королю)
    Новое время ---------------- Все сословия — непосредственные подданные короля 
                                                  (феодалы потеряли прежний правовой статус,
                                                   превратившись в служилых дворян)
    следовательно: недовольство
    ✓ родовой аристократии и части провинциального дворянства
                        ✓ части горожан
                        ✓ банкиров, судовладельцев, купцов
    Задания к схеме. 1. На основе текста учебника стр. 228-230 объясните, чем были недовольны представители каждого слоя общества, указанного в схеме.
    2. Понятие просвещенного абсолютизма. 
    Просвещенный абсолютизм- -политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Запись в БИД. 
    Работа индивидуальная – определить сущность просвещенного абсолютизма.
    В ходе обсуждения делают записи.
    Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.
    1.Просветители предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.
    2.По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма,  сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. 3.Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.
    Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.
    3. Выдающиеся монархи Европы и их реформы.
                                 Просвещённый абсолютизм в Западной Европе
    Государ-
    ство
    
    Имена
    правителей
    
    Реформы в духе Просвещения
    
    Пруссия
    Фридрих II
    Великий
    
    Запрещение продажи крепостных крестьян
    Монархия
    Габсбургов
    Мария
    Терезия и
    Иосиф II
    
    Проведение административной реформы
    (государственный совет и единая система местного управления); освобождение крестьян от личной зависимости в ряде регионов (Чехия, Моравия, Венгрия);
    закрытие большей части католических монастырей (доходы от использования церковного имущества были направлены на развитие образования); введение свободы религиозных культов
    Франция
    Людовик XVI
    Проведение реформ Ж. Тюрго (упразднение цеховой организации ремесла и торговли, введение свободных цен на хлеб)
    Вопросы и задания к таблице.
     1. Дополните таблицу информацией о просвещённом абсолютизме в России.
    2. Все ли европейские страны пошли по пути просвещённого абсолютизма? Подумайте почему.
     Работа в группе по таблице стр. 235 учебника.
    4. Характерные черты просвещенного абсолютизма.
    Самостоятельная работа.
    Черты и особенности просвещенного абсолютизма
    Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.
    Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.
    Вывод. 18 век вошел в историю как время духовного вызова устоям общества и абсолютной власти монархов в странах Европы. Идеи Просвещения стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. 
    V. Итоги урока. Рефлексия 
    Ответы на вопросы:
    Сегодня я узнал….
    Мне было особенно трудно…
    Мне было легко…
     VI. Закрепление. 
    Задания ЕГЭ. Из работы историка А.Б. Каменского.
    «Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время
    внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и
    политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти
    четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ,
    имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым
    успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных
    социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью
    реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она
    не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и
    субъективным причинам...
    Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы
    последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области
    экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её
    царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных —
    зажиточнее».
    С1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были
    обстоятельства воцарения Екатерины II?
    С2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой?
    Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку.
    С3. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные
    заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле
    политики «просвещённого абсолютизма».
    C1. Ответ:
    Могут быть названы следующие положения:
    1)  в документе речь идёт о XVIII веке;
    2)  Екатерина Великая заняла престол в результате дворцового переворота, совершенного
    гвардией в 1762 г.
    С2. Ответ:
    Могут быть названы следующие положения:
    1)  историк называет Екатерину II самым успешным из всех российских ре-
    форматоров;
    2)  реформы носили созидательный характер;
    3)  они не были разорительны для населения, наоборот, делали жизнь подданных
    зажиточнее;
    4)  Екатерина Великая свои реформы проводила без серьезных социальных,
    политических и экономических потрясений.
    С3. Ответ:
    Может быть указано, что главные заслуги Екатерины Великой состоят в том, что
    ей удалось реализовать программу преобразований, значительно расширить и усилить
    Российское государство.
    Могут быть названы следующие основные мероприятия Екатерины II в русле
    политики «просвещённого абсолютизма»:
    1)  созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов;
    2.  упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях;
    3.  учреждение дворянского Вольного экономического общества;
    4.  разрешение создания «вольных типографий»; предоставление права открытия предприятий без разрешения правительства
    VII. Д\З  Параграф 30, на выбор :
     - используя учебник и дополнительный материал, составить таблицу
    Дата                       
                       Деятельность Екатерины II     
    Значение для России
    
    
    
    
    
    - историческое сочинение. Период с 1762  по 1801г.
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx