Название предмета История Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока Мир Востока в XVIII в: наступление колониальной системы. Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме завершающий урок главы «Европа на новом этапе развития (середина 17-18в). Тип урока: урок формирования новых умений. Урок – игра. Цель урока: определить характер отношений стран Востока с колониальной Европой. Задачи урока: - выявить причины ослабления традиционных обществ Востока; - установить причинно-следственные связи между явлениями; -анализировать историческую информацию. Планируемые результаты: уважать историю других народов мира, принимать их, демонстрировать межэтническую толерантность при анализе колониальной политики европейских государств в XVI—XIX вв.; давать определение понятию «колониализм»; структурировать текст учебника по проблемам колониальной политики европейских государств в XVI—XIX вв., составлять схемы и таблицы; устанавливать причинно-следственные связи при изучении колониализма; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей в процессе создания интерактивной карты колониальных захватов европейских стран в XVI—XIX вв.; осуществлять расширенный поиск информации о колониальном соперничестве и участии России в решении Восточного вопроса с использованием ресурсов библиотек и Интернета; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели в процессе практической работы по изучению колониализма. Техническое обеспечение урока - компьютер - презентация Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014. Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных). Готовимся к ЕГЭ по обществознанию Понятие Исторические примеры Западные и восточные цивилизации В XVI в. началось активное взаимодействие западных и восточных цивилизаций. Европейские (западные) страны проводили активную колониальную политику, сопровождавшуюся распространением в странах Востока ценностей западной цивилизации Государство политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей Карточка самоанализа ученика заполняется каждым по ходу урока и сдается в конце занятия Этап урока Собственная оценка Оценка эксперта Максимально – 5 баллов Работа в группе Подготовительный этап: Начинается за 2 недели до урока Учащиеся разбиваются на 3 группы: Делегации из стран Востока: Турции, Индии, Китая Специалисты (Готовят вопросы и задания участникам); Эксперты (анализируют процесс игры, ее результативность, выставляют оценки участникам). Учитель выполняет роль Ведущего. ХОД УРОКА 1. Оргмомент. Девиз «Истории славной великие даты мы в памяти будем по жизни нести, почувствуем сердцем что было когда-то, представим себе вековые пути». 2. Постановка учебной задачи. Цель: определить характер отношений стран Востока с колониальной Европой. 3. Актуализация знаний. Вопросы специалистов - Дайте определение понятиям: государство, колония, метрополия, полуколония -Цели колониальной политики? -Какие страны активизировали колониальную политику? С чем это связано? -Какие типы отношений сложились между европейскими странами и территориями, расположенными за пределами Европы? -В чем состояла проблема пределов роста аграрной цивилизации, не решенная в странах Востока? 4. Усвоение новых знаний и способов действий. План изучения новой темы: 1. Колониальная политика европейских стран. 2. Мир Востока и колониализм. 1. Колониальная политика европейских стран. Ведущий: предоставляем слово специалистам, которые подготовили задания. Каждый правильный ответ оценивается в зависимости от полноты от 1 до 3 баллов. Результаты заносим в таблицу самостоятельно в графу «Собственная оценка». Эксперты также оценивают ваши ответы и заносят баллы в лист отчета. Продолжить цели колониальной политики европейских государств: - промышленные интересы страны - престижность - стремление господствовать на путях мировой торговли - торговые интересы страны... 2. Мир Востока и колониализм. Представление результатов работы творческих групп Ведущий: А теперь наши творческие группы представят результаты своей работы. Вам предстоит показать и рассказать об особенностях общества. Приглашаем делегации из Турции, Индии, Китая. Расскажите об особенностях своей страны от имени ее жителей. При этом просим вас учитывать их социальную принадлежность и положение в обществе. На выступление каждой делегации дается время 5 минут. Группы представляют свое государство, одновременно заполняя на доске таблицу, политическое положение страны к началу XVIII в.; судьбу страны в период колонизации, анализируют причины сложившейся ситуации. Работа с понятием «государство»- политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Страна Социальная структура Государственное устройство Религия Достижения культуры Работа с понятиями: западные и восточные цивилизации ( В XVI в. началось активное взаимодействие западных и восточных цивилизаций. Европейские (западные) страны проводили активную колониальную политику, сопровождавшуюся распространением в странах Востока ценностей западной цивилизации). После выступления каждой группы, ее представители задают вопросы представителям других делегаций, которые были заготовлены заранее по теме. Результаты заносятся в таблицу отчета. Вопрос специалистов: В какие формах выражался протест населения против колонизаторов? Какие методы использовали для покорения восточных стран? Результаты заносятся в таблицу отчета. Задание специалистов: прокомментировать с точки зрения положительного или отрицательного влияния стран Запада. КОЛОНИАЛИЗМ XVI—XIX вв. КОЛОНИАЛИЗМ XVI—XIX вв. СТРАНЫ ВОСТОКА СТРАНЫ ВОСТОКА Бедствия и страдания Эксплуатация местного Населения ✓ Людские потери ✓ Подрыв традиционных основ благосостояния ✓ Рост нищеты и бедствий Развитие рыночных отношений ✓ Упразднение привилегий и монополий, таможенных границ ✓ Появление частной собственности ✓Свобода предпринимательской деятельности ✓ Зарождение крупной индустрии ✓Распространение образования и культуры Вывод по теме следует из цели и задач, поставленных перед уроком. Обсуждение деятельности и подведение итогов Творческие группы заполняют Карточку самоанализа и сдают экспертам. Эксперты выставляют свои оценки. Критерии оценки: от 12 до 15 баллов – «5» От 8 до 11 баллов – «4» От 5 до 7 баллов – «3» Ведущий подводит итоги, благодарит всех участников 5. Рефлексия Ученикам предлагается заполнить карточку с вопросами: Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ... Мне больше всего удалось ... Хочу похвалить одноклассников за… Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? 6. Домашнее задание. Параграф 36, Презентация «Мир Востока»
Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx