Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

10 Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений при Ярославичах (Семенюк М.В.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета История 
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый
    Тема урока: Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений при Ярославичах
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме 
    Цель урока:  формирование личностной позиции учащихся в оценке деятельности  Ярослава Мудрого как государственного деятеля, значении его политики для последующего развития отечественной истории и цивилизации в целом.
    Задачи урока: 
    - углубить знания десятиклассников о политике русского государства в период княжения Ярослава Мудрого, определить особенности развития феодализма на Руси
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
    Метапредметные -  научатся сознательно организовывать и регулировать
    свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации
    Предметные – будут способны применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    Техническое обеспечение урока
    Историческая карта «Древняя Русь в 9 – 12 в.в.», схема «Династия Рюриковичей»
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): портрет Ярослава Мудрого, раздаточный материал.
    Тип урока: комбинированный
    
                                                Ход урока
    I Организационный момент
    II Проверка домашнего задания
    Выборочное чтение  и обсуждение исторического сочинения о Святославе и Владимире. Обратить внимание на соответствие критериям  ЕГЭ по истории
    III.Мотивационно-целевой этап
    Разбил печенегов и выстроил храм.
    В зените при нем засияла держава.
    Чтил ум Ярослав и отважен был сам.
    За то ему почесть и слава.
    Где княжьей усобицы вихорь гулял,
    На страже поставил законов плотины.
    О, сколько труда он и сил отдавал,
    Чтоб земли собрать воедино!
    Но вот перед смертью своих сыновей
    В палаты собрал он, и стало им тесно.
    Он каждому дал от державы своей,
    Чем кончилось это – потомкам известно.
    М.Лукиев
    Вопрос к классу: О каких  ключевых  событиях правления Ярослава Мудрого упоминает М.Лукиев? Какую роль сыграл Ярослав Мудрый в истории Древнерусского государства?
    
    Тема урока: Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений при Ярославичах
    Какую роль сыграл Ярослав Мудрый в истории Древнерусского государства?
    
    IV. Изучение материала
    Изучение темы целесообразно начать с беседы об отношении к власти великого князя в Древней Руси и договорному началу в отношениях между князьями. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины. Наследование власти тесно переплеталось с избранием. Власть князя еще сильно зависела от общины, которая призывала и изгоняла князя, формировала ополчение для отпора внешним врагам.
    Вопросы к классу:
    1. Чем характеризовался политический строй древнерусских княжеств? 
    2. Какие основания для занятия престола, на ваш взгляд, являлись решающими? 
    3. Почему смерть сильного и волевого правителя обычно способствовала началу усобиц? 
    4. Какой князь пришел к власти также в результате усобицы? 
    5. Как вы думаете, мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
    Для ответов на поставленные вопросы учащиеся могут опираться на следующие высказывания историков. Работа в парах
    В. О. Ключевский:
    «Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями: политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права...»
    А. Е. Пресняков:
    Старое семейное право покоилось на нераздельности житья владения. С разделом разрушался семейный союз, и обычные понятия не знали преимуществ и прав старшего брата над другими. Понятия эти, господствуя в междукняжеских отношениях, становились в резкое противоречие с политической тенденцией киевских князей создать прочное подчинение Киеву подвластных областей. И первый, вытекавший из обстоятельств, выход из дилеммы — стремление объединить в руках киевского князя все владения отца, «быть, владея, единому в Руси»»
    С. М. Соловьев:
    «Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским. Основанием старшинства было старшинство физическое, причем дядя имел преимущество пред племянниками, старший брат — пред младшими, тесть — пред зятем, муж старшей сестры — пред младшими шурьями, старший шурин — пред младшими зятьями; и хотя во время господства родовых отношений между князьями встречаем борьбу племянников от старшего брата с младшими дядьми, однако племянники при этом никогда не смели выставлять своих родовых прав, и притязания их, основывавшиеся на случайных обстоятельствах, должны были, исключая только одного случая, уступать правам дядей самых младших».
    Р. Г. Скрынников:
    «Старшинство перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии Киевской Руси: каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города (прежде всего в Новгород). При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды».
    
    Вывод: власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу также пришлось столкнуться с подобными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев. Следствием этого, возможно, и явилось введение нового порядка наследования — «лествичного»
    
    1. Особенности прихода Ярослава Мудрого  к власти
    Работа с таблицами  «Династия Рюриковичей», «Борьба Ярослава Мудрого за власть»,
    с текстом учебника
    Этап междоусобной
    борьбы
    Хронологические рамки этапа
    Содержание этапа
    I этап
    1015—1019 гг.
    Борьба со Святополком Окаянным
    II этап
    1019—1026 гг.
    Борьба с Мстиславом Тмутараканским
    
    2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
      Исторические прозвания Ярослава – Мудрый, Хоромец, что значит «строитель храмов». Почему?
    - Определить основные направления внутренней политики. Работа с текстом учебника. 
     1.Курс на укрепление центральной власти,  изменение системы управления государством:
    племенных князей заменили сыновья и наместниками великого князя;
    2. Покровительство ремеслу и торговле, культуре и образованию.  (Введена система  госзаказов для оружейников  и ювелиров, что привело к ускоренному развитию  этих ремесел. 3начительные средства выделялисъ на строительство храмов, монастырей, благоустройство городов,при монастырях открывались школы и мастерские по переписке книг)
    2. Издание Правды  Ярослава - первого письменного свода законов,  что способствовало укреплению правопорядка в стране, усилению власти великого князя.
    
    При изучении «Русской Правды» учитель необходимо выделить следующие аспекты. Первая ее часть была разработана по инициативе Ярослава и потому называлась «Правдой Ярослава». Она предназначалась для княжеского хозяйства, а вся остальная Русь жила по старине, по устным законам, по обычаю. Какая-то часть населения Руси руководствовалась церковными установлениями. Полезно напомнить, что «Русская Правда» - это и правовой документ, и письменный исторический источник знаний по периоду Древней Руси, и памятник ремесленного производства. С его помощью историки изучают социально-политический строй Руси, юридическое положение различных слоев населения, господствовавшую идеологию, вообще все те же изменения, которые произошли в 11 веке в Древнерусском государстве.
    
    - Работа с фрагментами «Русской  Правды»
    (При работе со статьями  связанными с наказанием за убийство можно познакомить учащихся с следующей	 информацией:  По закону смертная казнь появилась только в 1396 году – за кражу, совершенную в 3 раз, а не за убийство человека. К противникам смертной казни принадлежал Владимир Мономах: «Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто будет повинен в чье-то смерти!» Россия была единственной страной в Европе, где отменили смертную казнь. Это произошло во времена императрицы Елизаветы Петровны. Екатерина Великая так же считала, что применение смертной казни не обеспечивает обществу ни безопасности, ни порядка. Но в истории нашей страны были и другие времена. Например, массовыми казнями отмечено правление Ивана 4. Общеизвестно, что прямые аналоги в истории не всегда уместны и оправданы. В данном случае представленные в учебнике фрагменты «Русской Правды» на прямую подводят нас к разговору об активно обсуждаемой в нашей стране проблеме смертной казни.)
    
    3.Внешняя политика Ярослава Мудрого.
    Работа с таблицей. Возможно самостоятельное заполнение 2 и  4 графы.
    
    
    Основные направления
    Цели и задачи
    Основные события
    Итоги
    Борьба с кочевниками
    Защита южных рубежей Руси от набегов кочевников
    1016 г. — Святополк нанял печенегов для борьбы против Ярослава.
    1036 г. — последний поход печенегов на Киев, в ходе которого Ярослав нанес им сокрушающий удар
    Устранение угрозы со стороны печенегов. Однако им на смену пришли половцы
    Отношения с Польшей
    Стабилизация западных границ Руси
    1026 г. — Ярослав совершил поход на Польшу и вернул Перемышльский район, находившийся в составе Польши после вмешательства Болеслава в русские распри в 1018 г.
    1037 г. — новый глава польского государства Казимир признал за Русью Белз, Берестье, Перемышльский район
    Укрепление власти великого князя и стабилизация западных границ
    Отношения с Германией
    Сближение Руси и Германии
    1024 г. — Германия вместе с Русью способствовала восстановлению польского государства.
    1040 г. — посольство Руси побывало в Германии. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) вышла замуж за Генриха IV 
    Династический брак укрепил союз Германии и Руси
    Отношения с Венгрией
    Укрепление международного положения
    Династический брак короля Венгрии Андрея I и третьей дочери Ярослава Мудрого — Анастасии.
    Основой союза была также борьба против Польши
    Династический брак укрепил союз Венгрии и Руси
    Отношения с Византией
    Сохранение
    дружественных
    отношений
    1042 г. — приход к власти в Византии Константина XI Мономаха положил начало ухудшению отношений с Русью.
    1043 г. — неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию.
    1051 г. — Ярослав Мудрый возвел на митрополичий престол русского церковного деятеля Илариона
    Укрепления отношений не произошло. Смерть Ярослава Мудрого положила конец единой государственной политике Руси по отношению к Византии
    - Каковы итоги правления Ярослава Мудрого?
    Итоги правления: усиление центральной власти, внутренняя стабильность,  повышение международного авторитета Руси. Причины:  обстановка стабильности,  прекращение междуусобных войн.
    
    4.Особенности развития феодальных отношений на Руси
    Самостоятельная работа с текстом
    Вопросы: 
    - Процесс возникновения феодальной земельной собственности на Руси был аналогичен западноевропейскому или отличался своеобразием?
    - Какой период истории Древнерусского государства можно характеризовать как раннефеодальный?
    При анализе социальных проблем следует, прежде всего, отметить пестрый состав населения Руси. Господское и крестьянское хозяйства были связаны определенными отношениями не только между собой, но и с государством. Существовали и зависимость крестьян от господ, и поборы, и наказания за неисполнение трудовых повинностей, но одновременно крестьянин мог рассчитывать на поддержку хозяина в случае нужды. Эти факты позволяют закрепить в сознании учащихся понятие о государстве как общественном договоре, который был выгоден слоям населения, хотя и в разной степени.
    Следующий аспект связан с углублением представлений учащихся о роли природно-климатического фактора в истории Руси. В частности, его влиянии на процесс выживания населения, причины потери независимости большей его части и, как следствие, формирования различных категорий зависимого населения.
    В учебнике А.Н.Сахарова дается разъяснение таких терминов, как «наймиты», «прощенники», приводятся новые данные о положении холопов.
    Рассказ автора учебника о населении древнерусских городов совмещается с описанием облика городов, выявлением их функций как княжеских резиденций, сильных крепостей, торговых, культурных и религиозных центров.
    По представленным в учебнике фотографиям макета Киева и Новгорода 11 века полезно предложить задание: Выявить основные отличия внешнего вида древнерусских городов от западноевропейских.
    Широкая международная торговля, которую вели богатые купцы, освещена А.Н.Сахаровым столь подробно, что позволяет учащимся сделать самостоятельно вывод о связях Руси с цивилизациями Запада и Востока.
    В 11 – 12 веках набирало силу отечественное купечество. В городах обитало множество торговцев, среди них зарождались объединения с собственными уставами и денежными фондами. Методически целесообразно отметить, что эти процессы аналогичны тем, которые происходили в Западной Европе в это время. Однако на Руси они окажутся, искусственно прерваны нашествием кочевников с востока.
    Появилось монастырское землевладение. Монастыри обзаводились собственным хозяйством, занимались торговлей и даже ростовщичеством. Можно предложить учащимся задание:  На примере какого-либо монастыря показать те изменения, которые произошли в нем с 10 по 11 век. Высказать предложение, почему так существенно изменились и облик монастыря, и состав его населения, и занятия монастырской братии.
    Для усиления воспитательной направленности урока полезно предложить учащимся найти в § учебника А.Н.Сахарова сведения об огромной роли монастырей в распространении среди населения грамотности, знаний, а также понятий добра, нравственности, человеколюбия и объяснить, каким образом эта роль монастырей осуществлялась в повседневной жизни.
    Сведения о монастырях расширяют представления школьников о составе населения Руси, подчеркивают огромную роль духовенства в жизни страны.
    Военные силы Руси складывались из княжеской дружины, которая в 11 веке была весьма многочисленной, включала в себя сотни человек. И если раньше дружина («друже», «друзья князя») и в поход вместе с князем ходила, и добычу с ним делила, и жила на дворе князя, и пировала с ним за одним столом, то теперь каждый дружинник обзавелся своим домом, своим двором, своим хозяйством, собственной дружиной. Дружинники постепенно превращались в землевладельцев.
    Вопросы для обсуждения: 
    Чем войско Руси 11 века отличалось от войска предыдущего периода?
    О чем свидетельствуют эти изменения?
    Остальные позиции плана урока изучаются в ходе домашнего чтения. Выводы о содержании рассмотренных на уроке проблем формулируются десятиклассниками самостоятельно.
    V.Гимнастика для глаз
    VI.Закрепление
    Вопросы после параграфа
    VII.Домашнее задание
    §6-7 вопросы (4, 10, 11) или сочинение по периоду 1019-1054г.г.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Семенюк М. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx