Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Системы счисления. Представление чисел в позиционных системах счисления (Семисотова Т.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Тема урока: Повторение «Системы счисления. Представление чисел в позиционных системах счисления».
    Цели урока: 
    Образовательные:
    Повторить и закрепить знания о понятиях позиционной системы счисления, основание системы счисления, алфавит системы счисления, развернутая и свернутая записи чисел. 
    Закрепить умения и навыков перевода числа из одной позиционной системы счисления в другую позиционную систему счисления.
    Развивающие:
    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
    развитие алгоритмического, аналитического и синтезирующего мышления, памяти, внимания.
    Воспитательные:
    воспитание общей и информационной культуры, 
    воспитание умения работать в коллективе,
    воспитание умения четко организовать самостоятельную работу,
    воспитание культуры речи.
    Задачи: 
    повторить алгоритм перевода чисел из системы с основанием p в систему с основанием q,
    содействовать развитию интереса к предмету; 
    обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья; 
    создать положительную, эмоционально-психологическую обстановку;
    повышать  у обучающихся уверенность в себе. 
    Тип урока: комбинированный.
    Технология: Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.
    Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
    Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
    Средства обучения: 
    компьютеры,
    проектор,
    презентация,
    раздаточный материал (карточки с индивидуальным заданием).
    Структура урока:
    I. Организационный  момент.
    II. Постановка цели занятия перед учащимися.
    III. Актуализация знаний.
    IV. Теоретическая часть (повторение).
    V. Самостоятельная работа.
    VI. Домашнее задание.
    VII. Итог урока.
    Ход занятия:
    I. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
    Приветствие, отметка присутствующих на уроке.
    
    II. Постановка цели занятия перед учащимися.
    Целью наших последних уроков является обобщение и повторение учебного материала за год. Сегодня мы повторяем тему «Системы счисления». Мы вспомним, что такое система счисления, что такое развернутая и свернутая запись числа и алгоритмы перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другие позиционные системы счисления. 
    III. Актуализация знаний.
    Давайте вместе вспомним:
    1. Если мы говорим об информации как сигнале, то как различают сигналы по способу их представления? (Аналоговые и дискретные)
    2. Какие различия между аналоговым  и дискретным сигналами? (Аналоговый сигнал меняется плавно, дискретный – имеет конкретные дискретные значения в определенные моменты времени)
    3. Возможно ли аналоговый сигнал преобразовать в цифровой? (да, это делают аналогоцифровые преобразователи, процесс – дискретизация)
    4. Человек благодаря своим органам чувств привык иметь дело с аналоговой информацией, а в компьютере информация представлена  в … (цифровом виде, двоичном коде).
    5. Что такое код? (Код — это набор условных обозначений (или сигналов) для записи (или передачи) некоторых заранее определенных понятий.)
    6. Для записи (кодирования) информации о количестве объектов используются числа. Современные компьютеры оперируют числовыми данными в двоичной системе счисления, а не числовые данные (такие как звук, текст, изображение) –оцифровывают.
    
    IV. Теоретическая часть (повторение).
    Итак, давайте вспомним:
    1. Что такое система счисления? (Система счисления это – это способ записи числа с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.)
    2. Все системы счисления делятся на две большие группы: … (позиционные и непозиционные системы счисления).
    3. Позиционная система счисления – … (это система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в числе).
    4. Основание системы счисления - … (количество цифр (знаков) в ее алфавите).
    5. Мы знакомы с позиционными системами счисления …(десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная).
    6. Любое число в позиционной системе счисления можно записать в развернутом виде.
    7. Любое число, записанное в десятичной системе счисления можно записать в любой другой позиционной системе счисления, используя метод деления нацело на основание желаемой системы счисления с последующей записью остатков от целочисленного деления так, что последний остаток при частном равном 0 станет цифрой будущего числа желаемой системы счисления, имеющей самый высокий разряд, а первый остаток – нулевой разряд.
    8. Выполнение упражнений:
    1) 258 записать в шестнадцатеричной системе счисления. (Решение у доски: число переводим в 10-ю систему счисления через развернутую запись числа, потом в 16-ю методом деления нацело на основание 16).
    2) 3А16 + 10112= Х8 (Решение у доски: числа переводим в 10-ю систему счисления через развернутую запись числа, потом складываем в 10-й системе счисления, а результат переводим в 8-ю методом деления нацело на основание 8).
    3) 10000001112 перевести в 16-ю и 18-ю системы счисления. (Решение у доски: число переводим в 10-ю систему счисления через развернутую запись числа, потом в 16-ю методом деления нацело на основание 16 и  8-ю методом деления нацело на основание 8). Есть ли другой более удобный способ перевода числа из 2-ой системы счисления в 16-ю и 8-ю системы счисления?
    9. Как перевести число, записанное в двоичной системе счисления, в восьмеричную? Для того чтобы перевести в восьмеричную систему счисления двоичное число, его нужно разбить на группы по 3 цифры справа налево (если количество цифр не кратно 3 , то впереди нужно дописать нужное количество нулей) и заменить каждую группу соответствующей восьмеричной цифрой.
    10. Как перевести число, записанное в двоичной системе счисления, в шестнадцатеричную? Для того чтобы перевести в восьмеричную систему счисления двоичное число, его нужно разбить на группы по 4 цифры справа налево (если количество цифр не кратно 4 , то впереди нужно дописать нужное количество нулей) и заменить каждую группу соответствующей шестнадцатеричной цифрой.
    11. Представим, что кто-то использует незнакомые нам системы счисления, например, 5-ю и 6-ю системы счисления. Вам необходимо выполнить вычислить следующий результат с этими числами 1005: 105 + 336 и записать его в 2-ой системе счисления. (Решение у доски: числа переводим в 10-ю систему счисления через развернутую запись числа,  потом делаем вычисления – деление и сложение, потом результат записываем в 2-ю методом деления нацело на основание 2).
    12. Итак, делаем вывод:
    1) При переводе чисел из одной системы счисления выбираем наиболее удобный способ.
    2) При выполнении вычислений с числами, записанными в разных системах счисления, необходимо все числа представить в одной системе счисления, выполнить вычисления по правилам арифметики в этой системе счисления, а потом результат записать в нужной системе счисления.
    
    V. Самостоятельная работа.
    Практическая работа на компьютерах. Задание: файл «Кодирование чисел1» для первого варианта (нечетный номер рабочего места) или «Кодирование чисел2» (четный номер рабочего места) (приложение 1), который находиться на рабочем столе, скопировать в свою папку (в МОИ ДОКУМЕНТЫ/10 класс/Фамилия), выполнить задания, которые содержаться в файле, ответы напечатать и сохранить файл с тем же именем. Результаты обсудим на следующем уроке.
    VI. Домашнее задание.
    Повторить пройденный материал, выполнить практические упражнения.
    VII. Подведение итогов  урока.
    Оценки за урок (за выступления).
    Приложение 1
    Вариант 1
     Задания  на 3
    1. Подчеркните правильно записанные числа:
    57218, 26858, А5С916, 10101012, 100020002, С178910, 245708, 01000102 
    2. Заполните таблицу:
    Система счисления
    10-ая
    2-ая
    8-ая
    16-ая
    16
    
    
    
    
    10001
    
    
    
    
    11
    
    
    
    
    А
    
    3. Числа, записанные в 2-ой системе счисления, запишите в 8-ой и 16-ой системах счисления:
    1001001001012 =
    10101001101012 =
    10001111000011112=
    
    Дополнительные задания на 4
    
    4. Вычислите и результат запишите в 16-ой системе счисления:
    100002 + 10002 + 1012 = 
     
    5. Подчеркните те числа, которые в 10-ой системе счисления будут четными:
    1000102, 1101112, 3А16, 2В16, 1008, 1018.
    
    Дополнительные задания на 5
    6. Сравните  числа:
    6А16           10000112
    357110        35718
    
    7. Вычислите и результат запишите в 10-ой системе счисления:
    А516 : 1012 + 378 =
    
    Вариант 2
     Задания  на 3
    1. Подчеркните неправильно записанные числа:
    57218, 26858, А5С916, 10101012, 100020002, С178910, 245708, 01000102 
    
    
    
    2. Заполните таблицу:
    Система счисления
    10-ая
    2-ая
    8-ая
    16-ая
    
    10000
    
    
    17
    
    
    
    
    
    
    F
    
    
    12
    
    
    3. Числа, записанные в 2-ой системе счисления, запишите в 8-ой и 16-ой системах счисления:
    1011001001002 =
     10101011001102 = 
    10001111111100002 =
    
    Дополнительные задания на 4
    
    4. Вычислите и результат запишите в 8-ой системе счисления:
    100002 + 10002 + 1012 = 
     
    5. Подчеркните те числа, которые в 10-ой системе счисления будут нечетными:
    1000102, 1101112, 3А16, 2В16, 1008, 1018.
    
    Дополнительные задания на 5
    6. Сравните  числа:
    157610        15768
    FF16            10008
    
    7. Вычислите и результат запишите в 10-ой системе счисления:
    108 * А16 + 1112 =
    
    РЕШЕНИЕ
    Вариант 1
     Задания  на 3
    1. Подчеркните правильно записанные числа:
    57218, 26858, А5С916, 10101012, 100020002, С178910, 245708, 01000102 
    2. Заполните таблицу:
    Система счисления
    10-ая
    2-ая
    8-ая
    16-ая
    16
    10000
    20
    10
    17
    10001
    21
    11
    9
    1001
    11
    9
    10
    1010
    12
    А
    
    3. Числа, записанные в 2-ой системе счисления, запишите в 8-ой и 16-ой системах счисления:
    1001001001012 = 44458,  92516
    10101001101012 = 124658, 153516
    10001111000011112= 1074178, 8F0F16
    
    Дополнительные задания на 4
    
    4. Вычислите и результат запишите в 16-ой системе счисления:
    100002 + 10002 + 1012 = 111012= 1D16
     
    5. Подчеркните те числа, которые в 10-ой системе счисления будут четными:
    1000102, 1101112, 3А16, 2В16, 1008, 1018.
    
    Дополнительные задания на 5
    6. Сравните  числа:
    6А16       >    10000112
    357110    >  35718
    
    7. Вычислите и результат запишите в 10-ой системе счисления:
    А516 : 1012 +  378 = 64
    Вариант 2
     Задания  на 3
    1. Подчеркните неправильно записанные числа:
    57218, 26858, А5С916, 10101012, 100020002, С178910, 245708, 01000102 
    2. Заполните таблицу:
    Система счисления
    10-ая
    2-ая
    8-ая
    16-ая
    16
    10000
    20
    10
    17
    10001
    21
    11
    15
    1111
    17
    F
    10
    1010
    12
    А
    
    3. Числа, записанные в 2-ой системе счисления, запишите в 8-ой и 16-ой системах счисления:
    1011001001002 = 54448, В2416
    10101011001102 = 125468,156616
    10001111111100002 = 1077608, 8FF016
    
    Дополнительные задания на 4
    
    4. Вычислите и результат запишите в 8-ой системе счисления:
    100002 + 10002 + 1012 = 111012 = 358
     
    5. Подчеркните те числа, которые в 10-ой системе счисления будут нечетными:
    1000102, 1101112, 3А16,  2В16, 1008, 1018.
    
    Дополнительные задания на 5
    6. Сравните  числа:
    157610  >      15768
    FF16       <     10008
    
    7. Вычислите и результат запишите в 10-ой системе счисления:
    108 * А16 + 1112 = 8*10+7 = 87
    
    Литература.
    1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2007. -352с. – (В помощь школьному учителю).
    2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 511 с.:ил.
    3. Угринович. Н.Д. УМК по информатике для 10-11 классов базовый и углубленный уровни.— М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
    4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    
    
     

    Автор(ы): Семисотова Т. Н.

    Скачать: Информатика 11кл - Конспект.doc