Тема урока: Повторение «Системы счисления. Представление чисел в позиционных системах счисления». Цели урока: Образовательные: Повторить и закрепить знания о понятиях позиционной системы счисления, основание системы счисления, алфавит системы счисления, развернутая и свернутая записи чисел. Закрепить умения и навыков перевода числа из одной позиционной системы счисления в другую позиционную систему счисления. Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, развитие алгоритмического, аналитического и синтезирующего мышления, памяти, внимания. Воспитательные: воспитание общей и информационной культуры, воспитание умения работать в коллективе, воспитание умения четко организовать самостоятельную работу, воспитание культуры речи. Задачи: повторить алгоритм перевода чисел из системы с основанием p в систему с основанием q, содействовать развитию интереса к предмету; обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья; создать положительную, эмоционально-психологическую обстановку; повышать у обучающихся уверенность в себе. Тип урока: комбинированный. Технология: Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов. Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, практический. Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная. Средства обучения: компьютеры, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с индивидуальным заданием). Структура урока: I. Организационный момент. II. Постановка цели занятия перед учащимися. III. Актуализация знаний. IV. Теоретическая часть (повторение). V. Самостоятельная работа. VI. Домашнее задание. VII. Итог урока. Ход занятия: I. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Приветствие, отметка присутствующих на уроке. II. Постановка цели занятия перед учащимися. Целью наших последних уроков является обобщение и повторение учебного материала за год. Сегодня мы повторяем тему «Системы счисления». Мы вспомним, что такое система счисления, что такое развернутая и свернутая запись числа и алгоритмы перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другие позиционные системы счисления. III. Актуализация знаний. Давайте вместе вспомним: 1. Если мы говорим об информации как сигнале, то как различают сигналы по способу их представления? (Аналоговые и дискретные) 2. Какие различия между аналоговым и дискретным сигналами? (Аналоговый сигнал меняется плавно, дискретный – имеет конкретные дискретные значения в определенные моменты времени) 3. Возможно ли аналоговый сигнал преобразовать в цифровой? (да, это делают аналогоцифровые преобразователи, процесс – дискретизация) 4. Человек благодаря своим органам чувств привык иметь дело с аналоговой информацией, а в компьютере информация представлена в … (цифровом виде, двоичном коде). 5. Что такое код? (Код — это набор условных обозначений (или сигналов) для записи (или передачи) некоторых заранее определенных понятий.) 6. Для записи (кодирования) информации о количестве объектов используются числа. Современные компьютеры оперируют числовыми данными в двоичной системе счисления, а не числовые данные (такие как звук, текст, изображение) –оцифровывают. IV. Теоретическая часть (повторение). Итак, давайте вспомним: 1. Что такое система счисления? (Система счисления это – это способ записи числа с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.) 2. Все системы счисления делятся на две большие группы: … (позиционные и непозиционные системы счисления). 3. Позиционная система счисления – … (это система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в числе). 4. Основание системы счисления - … (количество цифр (знаков) в ее алфавите). 5. Мы знакомы с позиционными системами счисления …(десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная). 6. Любое число в позиционной системе счисления можно записать в развернутом виде. 7. Любое число, записанное в десятичной системе счисления можно записать в любой другой позиционной системе счисления, используя метод деления нацело на основание желаемой системы счисления с последующей записью остатков от целочисленного деления так, что последний остаток при частном равном 0 станет цифрой будущего числа желаемой системы счисления, имеющей самый высокий разряд, а первый остаток – нулевой разряд. 8. Выполнение упражнений: 1) 258 записать в шестнадцатеричной системе счисления. (Решение у доски: число переводим в 10-ю систему счисления через развернутую запись числа, потом в 16-ю методом деления нацело на основание 16). 2) 3А16 + 10112= Х8 (Решение у доски: числа переводим в 10-ю систему счисления через развернутую запись числа, потом складываем в 10-й системе счисления, а результат переводим в 8-ю методом деления нацело на основание 8). 3) 10000001112 перевести в 16-ю и 18-ю системы счисления. (Решение у доски: число переводим в 10-ю систему счисления через развернутую запись числа, потом в 16-ю методом деления нацело на основание 16 и 8-ю методом деления нацело на основание 8). Есть ли другой более удобный способ перевода числа из 2-ой системы счисления в 16-ю и 8-ю системы счисления? 9. Как перевести число, записанное в двоичной системе счисления, в восьмеричную? Для того чтобы перевести в восьмеричную систему счисления двоичное число, его нужно разбить на группы по 3 цифры справа налево (если количество цифр не кратно 3 , то впереди нужно дописать нужное количество нулей) и заменить каждую группу соответствующей восьмеричной цифрой. 10. Как перевести число, записанное в двоичной системе счисления, в шестнадцатеричную? Для того чтобы перевести в восьмеричную систему счисления двоичное число, его нужно разбить на группы по 4 цифры справа налево (если количество цифр не кратно 4 , то впереди нужно дописать нужное количество нулей) и заменить каждую группу соответствующей шестнадцатеричной цифрой. 11. Представим, что кто-то использует незнакомые нам системы счисления, например, 5-ю и 6-ю системы счисления. Вам необходимо выполнить вычислить следующий результат с этими числами 1005: 105 + 336 и записать его в 2-ой системе счисления. (Решение у доски: числа переводим в 10-ю систему счисления через развернутую запись числа, потом делаем вычисления – деление и сложение, потом результат записываем в 2-ю методом деления нацело на основание 2). 12. Итак, делаем вывод: 1) При переводе чисел из одной системы счисления выбираем наиболее удобный способ. 2) При выполнении вычислений с числами, записанными в разных системах счисления, необходимо все числа представить в одной системе счисления, выполнить вычисления по правилам арифметики в этой системе счисления, а потом результат записать в нужной системе счисления. V. Самостоятельная работа. Практическая работа на компьютерах. Задание: файл «Кодирование чисел1» для первого варианта (нечетный номер рабочего места) или «Кодирование чисел2» (четный номер рабочего места) (приложение 1), который находиться на рабочем столе, скопировать в свою папку (в МОИ ДОКУМЕНТЫ/10 класс/Фамилия), выполнить задания, которые содержаться в файле, ответы напечатать и сохранить файл с тем же именем. Результаты обсудим на следующем уроке. VI. Домашнее задание. Повторить пройденный материал, выполнить практические упражнения. VII. Подведение итогов урока. Оценки за урок (за выступления). Приложение 1 Вариант 1 Задания на 3 1. Подчеркните правильно записанные числа: 57218, 26858, А5С916, 10101012, 100020002, С178910, 245708, 01000102 2. Заполните таблицу: Система счисления 10-ая 2-ая 8-ая 16-ая 16 10001 11 А 3. Числа, записанные в 2-ой системе счисления, запишите в 8-ой и 16-ой системах счисления: 1001001001012 = 10101001101012 = 10001111000011112= Дополнительные задания на 4 4. Вычислите и результат запишите в 16-ой системе счисления: 100002 + 10002 + 1012 = 5. Подчеркните те числа, которые в 10-ой системе счисления будут четными: 1000102, 1101112, 3А16, 2В16, 1008, 1018. Дополнительные задания на 5 6. Сравните числа: 6А16 10000112 357110 35718 7. Вычислите и результат запишите в 10-ой системе счисления: А516 : 1012 + 378 = Вариант 2 Задания на 3 1. Подчеркните неправильно записанные числа: 57218, 26858, А5С916, 10101012, 100020002, С178910, 245708, 01000102 2. Заполните таблицу: Система счисления 10-ая 2-ая 8-ая 16-ая 10000 17 F 12 3. Числа, записанные в 2-ой системе счисления, запишите в 8-ой и 16-ой системах счисления: 1011001001002 = 10101011001102 = 10001111111100002 = Дополнительные задания на 4 4. Вычислите и результат запишите в 8-ой системе счисления: 100002 + 10002 + 1012 = 5. Подчеркните те числа, которые в 10-ой системе счисления будут нечетными: 1000102, 1101112, 3А16, 2В16, 1008, 1018. Дополнительные задания на 5 6. Сравните числа: 157610 15768 FF16 10008 7. Вычислите и результат запишите в 10-ой системе счисления: 108 * А16 + 1112 = РЕШЕНИЕ Вариант 1 Задания на 3 1. Подчеркните правильно записанные числа: 57218, 26858, А5С916, 10101012, 100020002, С178910, 245708, 01000102 2. Заполните таблицу: Система счисления 10-ая 2-ая 8-ая 16-ая 16 10000 20 10 17 10001 21 11 9 1001 11 9 10 1010 12 А 3. Числа, записанные в 2-ой системе счисления, запишите в 8-ой и 16-ой системах счисления: 1001001001012 = 44458, 92516 10101001101012 = 124658, 153516 10001111000011112= 1074178, 8F0F16 Дополнительные задания на 4 4. Вычислите и результат запишите в 16-ой системе счисления: 100002 + 10002 + 1012 = 111012= 1D16 5. Подчеркните те числа, которые в 10-ой системе счисления будут четными: 1000102, 1101112, 3А16, 2В16, 1008, 1018. Дополнительные задания на 5 6. Сравните числа: 6А16 > 10000112 357110 > 35718 7. Вычислите и результат запишите в 10-ой системе счисления: А516 : 1012 + 378 = 64 Вариант 2 Задания на 3 1. Подчеркните неправильно записанные числа: 57218, 26858, А5С916, 10101012, 100020002, С178910, 245708, 01000102 2. Заполните таблицу: Система счисления 10-ая 2-ая 8-ая 16-ая 16 10000 20 10 17 10001 21 11 15 1111 17 F 10 1010 12 А 3. Числа, записанные в 2-ой системе счисления, запишите в 8-ой и 16-ой системах счисления: 1011001001002 = 54448, В2416 10101011001102 = 125468,156616 10001111111100002 = 1077608, 8FF016 Дополнительные задания на 4 4. Вычислите и результат запишите в 8-ой системе счисления: 100002 + 10002 + 1012 = 111012 = 358 5. Подчеркните те числа, которые в 10-ой системе счисления будут нечетными: 1000102, 1101112, 3А16, 2В16, 1008, 1018. Дополнительные задания на 5 6. Сравните числа: 157610 > 15768 FF16 < 10008 7. Вычислите и результат запишите в 10-ой системе счисления: 108 * А16 + 1112 = 8*10+7 = 87 Литература. 1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2007. -352с. – (В помощь школьному учителю). 2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 511 с.:ил. 3. Угринович. Н.Д. УМК по информатике для 10-11 классов базовый и углубленный уровни.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г. 4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Автор(ы): Семисотова Т. Н.
Скачать: Информатика 11кл - Конспект.doc