Название предмета Информатика и ИКТ Класс 11 УМК Информатика и ИКТ, Н.Д. Угринович, 2010 Уровень обучения базовый Тема урока Моделирование как мера познания. Системный подход в моделировании Общее количество часов, отведенное на изучение темы 5 Место урока в системе уроков по теме 1/5 Цель урока сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания Задачи урока рассмотреть различные классификации моделей; научить учащихся описывать информационные модели. Планируемые результаты знать: основные понятия «модель», «моделирование», «система», «системный анализ», «подсистема», «надсистема», «систематизация», «информационная модель», виды моделей, их классификацию, какие связи существуют между элементами системы; уметь: приводить примеры различных моделей, классифицировать модели по различным признакам, систематизировать объекты, осуществлять системный анализ. Техническое обеспечение урока персональный компьютер, мультимедиа – проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Содержание урока I. Постановка целей урока 1. Электромобиль на стенде выставки, телевизионная красавица, рекламирующая различные товары, макет здания, детская мягкая игрушка, математическая формула, теория развития общества - это все модели. Как же получается назвать такие разные понятия одним словом? 2. Существует огромное количество моделей. Как разложить их «по полочкам»? Как классифицировать? 3. Наиболее полно отразить существенные свойства объекта можно с помощью информационной модели. Как ее построить? 4. Какова степень необходимости использовать формализацию при описании информационных моделей? II. Изложение нового материала 1. Введение понятия «модель» В своей деятельности человек очень часто использует модели, то есть создает образ того объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит иметь дело. Модель — это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления. Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом. У вас может возникнуть вопрос: почему бы не исследовать сам оригинал, а не строить его модель? Назовем несколько причин, по которым прибегают к построению моделей. Пояснение: попросите детей привести примеры указанных оригиналов. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности. Примеры: теория вымирания динозавров, теория гибели Атлантиды, модель «ядерной зимы»... Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то конкретное свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, вовсе не учитывая их. Примеры: карта местности, модели живых организмов... Оригинал либо очень велик, либо очень мал. Примеры; глобус, модель Солнечной системы, модель атома... Процесс протекает очень быстро или очень медленно. Примеры: модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели... Исследование объекта может привести к его разрушению. Примеры: модель самолета или автомобиля... И т.д. Моделирование — это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений. Что можно моделировать? Ответим на этот вопрос. Пояснение: в ходе изложения этого вопроса попросите учащихся самим привести примеры. Моделировать можно: 1. Объекты Назовем примеры моделей объектов: копии архитектурных сооружений; копии художественные произведения; наглядные пособия; модель атома водорода или солнечной системы; глобус; модель, демонстрирующая одежду; детские игрушки; И т.д. 2. Явления Примеры моделей явлений: модели физических явлений: грозового разряда, магнитных и электрических сил...; геофизические модели: модель селевого потока, модель землетрясения, модель оползней... 3. Процессы Примеры моделей процессов: модель развития вселенной; модели экономических процессов; модели экологических процессов... 4. Поведение При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строитьдом или решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход — он непременно сначала представляет себе все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других живых существ на земле. Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Например, рассмотрим объект «человек» с точки зрения различных наук: в механике человек - это материальная точка; в химии — это объект, состоящий из различных химических веществ; в биологии — это система, стремящаяся к самосохранению; и т.д. С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью Например, в механике различные материальные объекты от песчинки до планеты рассматриваются как материальные точки. Таким образом, совершенно неважно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих. Важно лишь то, что с их помощью удается отразить наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса. Моделирование — это метод научного познания объективного мира с помощью моделей. 2. Классификация моделей Итак, объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо все это классифицировать, то есть каким-либо образом упорядочить, систематизировать. При классификации объектов по «родственным» группам необходимо правильно выделить некий единый признак (параметр, а затем объединить те объекты, у которых он совпадает). Рассмотрим наиболее распространенные признаки, по которым можно классифицировать модели. С учетом фактора времени (отражают динамику происходящих процессов). Модели Определение Пример Статические Одномоментный (на данный момент времени) срез информации по объекту Обследование учащихся в поликлинике дает картину физического состояния детей на данный момент времени. Расчет прочности и устойчивости к постоянной нагрузке на фундамент, на стены, на балки при строительстве здания Динамические Позволяют видеть изменения состояния объекта во времени Карточка школьника, отражающая состояние здоровья ребенка в течение многих лет при воздействии экологических, экономических и социальных факторов. Учет противодействия ветрам, движению грунтовых вод, сейсмическим колебаниям при строительстве здания По способу представления (из чего сделаны). Модели Определение Примеры Материальные Воспроизводят геометрические и физические свойства объекта и всегда имеют реальное воплощение Детские игрушки, чучела птиц, карты, схемы, макеты, опыты и.т.д. Информационные Нельзя потрогать или увидеть воочию так как они не имеют материальной основы, а строятся только на информации Любое описание объекта на одном из разговорных или формальных языков Информационные модели Определение Примеры Знаковые Информационная модель, выраженная средствами формального языка Рисунки, тексты, графики, схемы и т.д. Вербальные Информационная модель в мысленной или разговорной форме Мысленный образ объекта Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму. Например, мелодия, родившаяся в голове композитора, будет представлена в виде нот на бумаге. Для создания моделей используется огромный спектр инструментов. Если модель имеет материальную природу. То для ее создания используются традиционные инструменты: фотоаппарат, токарный и фрезерный станки, пила, топор, кисть художника, карандаш, линейка и.т.д., и, наконец самый совершенный в наши дни инструмент — компьютер. Знаковые модели Определение Примеры Компьютерные Модель, реализованная средствами программной среды Электронные варианты рисунков, чертежей, текстов, формул, звуков и их создание и редактирование с помощью различного программного обеспечения Некомпьютерные Модель, созданная с помощью традиционных инструментов инженера, художника, писателя и др. Рисунки, чертежи, графики, тексты, созданные вручную 3. Понятие «система» Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют друг с другом. Например, планеты нашей Солнечной системы имеют различную массу, геометрические размеры и т.д. (различные свойства) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом. Из элементарных частиц состоят атомы, из атомов — химические элементы, из химических элементов — планеты, из планет — Солнечная система, а Солнечная система входит в состав нашей Галактики. Таким образом можно сделать вывод о том, что практически каждый объект состоит из других объектов; то есть представляет собой систему. Система — это целое, состоящее из объектов, взаимосвязанных между собой. Примеры систем: человек, компьютер, дом, дерево, книга, стол, науки, обучение в школе и т.д. Системы бывают: 1. Материальные (человек, компьютер, дерево, дом). 2. Нематериальные (человеческий язык, математика) 3. Смешанные (школьная система, так как включает в себя как материальные элементы (здание, оборудование, школьников, учебники), так и нематериальные (расписание занятий, темы уроков, устав школы). Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Компьютер нормально работает до тех пор, пока исправны основные устройства, входящие в его состав. Если удалить одно из них, то компьютер выйдет из строя, то есть прекратит свое существование как система. Пример 1 Система «самолет» состоит из объектов «крылья», «хвост», «двигатель», «фюзеляж» и др. Ни один из этих объектов в отдельности не облачает способностью к полетам. Но система «самолет» этим свойством обладает, то есть если собрать все эти части строго определенным способом, то они полетят. Составные части Системы называются элементами или компонентами системы. Каждый такой элемент может в свою очередь являться системой. Тогда по отношению к исходной системе ее называют подсистемой, а систему, включающую в себя подсистему как элемент, рассматривают как над- систему. 1 подсистема по отношению к системе; 2 подсистема по отношению к системе; 3 подсистема по отношению к 4; 4 надсистема по отношению к 3. Пример 2 Система «компьютер» состоит из подсистем «оперативная память», «процессор», «системный блок» и т.д., так как оперативную память, процессор, системный блок можно так же считать системами (они состоят из элементов). 1. Системный анализ Чтобы описать систему, недостаточно только перечислить ее элементы. Еще необходимо указать, как эти элементы связаны друг с другом. Именно наличие связей превращает набор элементов в систему Система - это порядок и организация, а антисистема — это хаос, путаница, беспорядок. Если графически представить связи между элементами системы, то получится ее структура. Структура может определять пространственное взаиморасположение элементов (цепочка, звезда, кольцо), их вложенность или подчиненность (дерево), хронологическую последовательность (линейную, ветвящуюся, циклическую). Когда вы опишите элементы системы и укажите их взаимосвязи, тем самым вы проведете системный анализ. Пример 3 Системный анализ системы «Системы счисления». Объектами, составляющими эту систему, являются «позиционные системы счисления» и «непозиционные системы счисления». Позиционные системы счисления, в свою очередь, также являются системами и состоят из объектов «двоичная система счислении», «троичная система счисления», «четверичная система счисления» и т.д., «римская система счисления», «египетская система счисления» и др. Кроме указания объектов, необходимо установить связи между ними. Для этого используем древообразную структуру. В результате системного анализа получим следующую систему: 2. Систематизация Систематизация — это процесс превращения множества объектов в систему. Систематизация имеет огромное значение. В повседневной жизни каждый из нас занимается систематизацией — разделяет одежду на зимнюю и летнюю, посуду - на стаканы, тарелки, кастрюли и т.д. Неоценима систематизация знаний в различных науках. Начало многих наук связано с именем великого древнегреческого ученого Аристотеля, который жил в 4 в. до н.э. Вместе со своими учениками Аристотель проделал колоссальную работу по классификации накопленных знаний, разделил их на несколько частей и дал каждой свое название. Именно тогда на свет появились физика, биология, экономика, логика и другие наука. Математические знания классифицировал Евклид в 3 в. до н.э. Живых существ классифицировал Карл Линней (1735 г.). Химические вещества классифицировал Д.И.Менделеев. Звездное небо было разделено на созвездия, причем эта классификация отличается тем, что признаки, по которым были классифицированы звезды, к ним самим не имеют никакого отношения. III. Закрепление изученного № I. Фронтальное задание (устно) Мысленно представьте квадрат и составьте различные знаковые модели данного объекта. Подсказка: чертеж, текст, формулы. №2 (устно) Для следующих объектов осуществите системный анализ, выделите подсистемы, надсистемы и простые элементы. А) фонтан; Б) завтрак; В) журнал. №3 Попробуйте повторить подвиг вышеназванных знаменитых людей, систематизировав перечисленные факты и определив основание систематизации. А) Подвиг Аристотеля. 1. «Жи»-«ши» — пиши с буквой «и». 2. Амазонка — это река. 3. Тела тяжелее воды тонут. 4. Прилагательное выражает свойство. 5. Бермудские острова омываются Атлантическим океаном. 6. Разноименные полюса магнита притягиваются, а одноименные — отталкиваются. 7. Высочайшая вершина мира — Эверест. 8. «Мама» — существительное первого склонения. 9. Антарктида покрыта вечным льдом. 10. Для того, чтобы найти время пути, необходимо пройденное расстояние разделить на скорость. 11. Вода закипает при температуре 100°С. 12. Чем сильнее предмет давит на опору, тем сильнее опора давит на предмет. 13. Столица России — Москва. 14. «Не» с глаголами пишется раздельно. 15. Существительные бывают следующих падежей: именительного, родительного, дательного, винительного, творительного, предложного. №4 Б) Подвиг Карла Линнея. 1. Рожь. 11. Ромашка. 21. Грейпфрут. 31. Можжевельник. 2. Дуб. 12. Арбуз. 22. Яблоня. 32. Огурец. 3. Репа. 13. Морковь. 23. Пшеница. 33. Крапива. 4. Апельсин. 14. Овес. 24. Липа. 34. Свекла. 5. Лиственница. 15. Персик. 25. Подорожник. 35. Сосна. 6. Акация. 16. Кабачок. 26. Ячмень. 36. Одуванчик. 7. Помидор. 17. Пихта. 27. Картофель. 37. Дыня. 8. Василек. 18. Кукуруза. 28. Береза. 38. Мандарин. 9. Ель. 19. Лимон 29. Тыква. 39. Груша. 10. Крыжовник. 20. Малина. 30. Смородина. 40. Кедр. Домашнее задание Уровень знания: выучить определение основных терминов и понятий (словарь урока). Уровень понимания: составьте различные по типу модели объектов: прямая линия, мягкая игрушка, человек. Провести системный анализ следующих объектов: квартира, сердце, река. Уровень применения: воспользуйтесь дополнительной литературой и приведите фрагмент систематизации звезд, указав основание систематизации. Творческий уровень: постройте материальную модель какого-либо объекта.
Автор(ы):
Скачать: Информатика 11кл - Конспект Моделирование как мера познания. Системный подход в моделировании.docx