Название предмета: Информатика и ИКТ Класс: 10 УМК (название учебника, автор, год издания): К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2014. Уровень обучения: базовый Тема урока: Шестнадцатеричная система счисления. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч. Место урока в системе уроков по теме: 5 урок. Цель урока: обобщение представлений о позиционных системах счисления, познакомить обучающихся с шестнадцатеричной системой счисления. Задачи урока: рассмотреть правила перевода шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления; рассмотреть правила перевода десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления; рассмотреть алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную и наоборот; научить выполнять арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления. Планируемые результаты: уметь выполнять перевод чисел из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и наоборот; уметь переводить числа из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную и наоборот; уметь выполнять арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления. Техническое обеспечение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентации «Шестнадцатеричная система счисления», «Системы счисления» к учебнику К.Ю. Полякова http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/slides.htm. Ход урока 1. Организационный момент. Учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих. Учащиеся рассаживаются по местам и проверяют наличие принадлежностей. 2. Проверка домашнего задания (на экран выводятся правильные ответы, слайд 2, презентация «Шестнадцатеричная система счисления»). № 5, с. 113 а) 458 + 10101102 10101102 = 1268 б) 2718 + 111101002 111101002 = 3648 в) 1101112 + 1358 1101112 = 678 3. Актуализация знаний. Устная работа (слайды 3-5) 1) Система счисления – это: а) цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 б) правила арифметических действий в) правила записи чисел с помощью специальных знаков – цифр, а также соответствующие правила выполнения операций с этими числами г) компьютерная программа для выполнения арифметических действий 2) Основание системы счисления – это а) количество цифр в алфавите б) число 2 в) число 10 г) степень числа 2 д) степень числа 10 3) Позиционной называется такая система счисления, в которой: а) используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 б) значение цифры полностью определяется ее местом в записи числа в) цифры обозначаются символами I, V, X, L, C, M г) значение цифры не зависит от ее положения в записи числа 4) Укажите, какие числа записаны с ошибками. 10122, 2858, 5F16, 10,1012, 578, 4H16. 5) Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: а) от 0 до F б) от 0 до 7 в) от 0 до 8 г) от 1 до 8 6) Для перевода числа в десятичную систему счисления записано равенство 3672=2*160+7*161+6*162+3*163 а) в двоичной системе счисления б) в десятичной системе счисления в) в восьмеричной системе счисления г) в шестнадцатеричной системе счисления Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Правильные ответы: 1) в 2) в 3) б 4) 10122, 2588, 4H16 5) б 6) г 4. Изучение нового материала (изучение нового материала сопровождается презентацией «Системы счисления» к учебнику К.Ю. Полякова) 1) Шестнадцатеричная система счисления Сегодня на уроке мы познакомимся с шестнадцатеричной системой счисления. Запишите в тетрадь тему урока «Шестнадцатеричная система счисления». Шестнадцатеричная система счисления (позиционная система счисления с основанием 16) широко используется для записи адресов и содержимого ячеек памяти компьютера. Запишите в тетрадь: Алфавит шестнадцатеричной системы счисления - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F Здесь: A = 10, B = 11, C = 12, D =13, E = 14, F = 15 Основание 16-ой системы счисления – 16. Для перевода чисел из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления используют алгоритм деления на 16 и взятия остатков. Важно не забыть, что все остатки, большие 9, нужно заменить на буквы. Рассмотрим пример (слайд 51, презентация к учебнику К.Ю. Полякова, или с. 114 учебника) Для обратного перехода значение каждой цифры умножается на 16 в степени, равной ее разряду, и полученные значения складывают. Рассмотрим пример (слайд 51, презентация к учебнику К.Ю. Полякова, или с. 114 учебника) 2) Алгоритмы перевода шестнадцатеричного числа в двоичное и обратно Алгоритмы перевода чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную и обратно полностью аналогичны соответствующим алгоритмам для восьмеричной системы счисления. Далее учитель предлагает рассмотреть на с. 115 учебника таблицу соответствия двоичных и шестнадцатеричных чисел. На слайдах 54 и 55 (презентация к учебнику К.Ю. Полякова, или с. 115 учебника) рассматриваются примеры перевода числа из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную и обратно. 3) Сложение шестнадцатеричных чисел Мы умеем складывать двоичные и восьмеричные числа. Рассмотрим правила сложения в шестнадцатеричной системе счисления. При выполнении сложения нужно помнить, что в системе счисления с основанием 16 перенос в следующий разряд возникает тогда, когда сумма в очередном разряде больше 15. Удобно сначала переписать исходные числа, заменив все буквы на их численные значения. Рассмотрим пример на слайде 60 (презентация к учебнику К.Ю. Полякова, или с. 116 учебника). 5. Закрепление. Решение задач (презентация «Шестнадцатеричная система счисления») Выполните следующие задания № 1. Сколько значащих нулей в двоичной записи шестнадцатеричного числа 75BD16? (один учащийся работает у доски) Решение: 75BD16 = 1110101101111012 Ответ: 4 нуля № 2. Какое из чисел является наименьшим? (учащиеся выполняют задания самостоятельно с последующей проверкой у доски) 1) E616 2) 3478 3) 111001012 4) 232 Решение: 1) E616 = 3468 2) 3478 3) 111001012 = 3458 4) 23210 = 3508 Ответ: 111001012 = 3458 № 3. Самостоятельно Ответ: 1) 4В (на экран выводится правильный ответ) № 4. Работа в парах (на экран выводится решение и правильный ответ) Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе: 10001011, 10111000, 10011011, 10110100. Сколько среди них чисел, больших, чем А416 +208? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Решение: 100010112 = 2138 101110002 = 2708 100110112 = 2338 101101002 = 2648 А416 = 101001002 = 2448 2448 + 208 = 2648 Ответ: одно число 6. Итог урока. Объявление оценок Подведем итог урока. 1) Какие цифры используются в шестнадцатеричной системе счисления? Сколько их? 2) Почему появилась необходимость использовать латинские буквы? 3) Сформулируйте алгоритмы перевода чисел из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную и обратно. 4) Какое минимальное основание должно быть у системы счисления, чтобы в ней могли быть записаны числа: 123, 4AB, 9A3 и 8455? 7. Домашнее задание Запишите домашнее задание: § 13, с. 113-117 Письменно: 1) Даны 4 числа, они записаны с использованием различных систем счисления. Укажите среди этих чисел то, в двоичной записи которого содержится ровно 6 единиц. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них. 1) 6310 * 410 2) F816 + 110 3) 3338 4) 111001112 2) Определите количество натуральных чисел, удовлетворяющих неравенству: 110010112 < x < CF16.
Автор(ы): Носачева О. О.
Скачать: Информатика 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Носачева О. О.
Скачать: Информатика 10кл - Презентация к уроку.pptx