Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Шестнадцатеричная система счисления (Носачева О. О.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Информатика и ИКТ
    Класс: 10
    УМК (название учебника, автор, год издания): К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2014.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Шестнадцатеричная система счисления.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.
    Место урока в системе уроков по теме: 5 урок.
    Цель урока: обобщение представлений о позиционных системах счисления, познакомить обучающихся с шестнадцатеричной системой счисления.
    Задачи урока: 
    рассмотреть правила перевода шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
    рассмотреть правила перевода десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;
    рассмотреть алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную и наоборот;
    научить выполнять арифметические  операции в шестнадцатеричной системе счисления.
    Планируемые результаты: уметь выполнять перевод чисел из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и наоборот; уметь переводить числа из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную и наоборот; уметь выполнять арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления.
    Техническое обеспечение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентации «Шестнадцатеричная система счисления», «Системы счисления» к учебнику К.Ю. Полякова http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/slides.htm.
    
    
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    Учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих. Учащиеся рассаживаются по местам и проверяют наличие принадлежностей.
    
    2. Проверка домашнего задания (на экран выводятся правильные ответы, слайд 2, презентация «Шестнадцатеричная система счисления»).
                № 5, с. 113
    а) 458 + 10101102          10101102 = 1268
    
     
    
    
    
    б) 2718 + 111101002                  111101002 = 3648            
    
    
    
    
    
    в) 1101112 + 1358           1101112 = 678
    
    
    3. Актуализация знаний.
    Устная работа (слайды 3-5)
    1) Система счисления – это: 
    а) цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 
    б) правила арифметических действий 
    в) правила записи чисел с помощью специальных знаков – цифр, а также соответствующие правила выполнения операций с этими числами
    г) компьютерная программа для выполнения арифметических действий
    2) Основание системы счисления – это 
    а) количество цифр в алфавите 
    б) число 2 
    в) число 10 
    г) степень числа 2 
    д) степень числа 10 
    3) Позиционной называется такая система счисления, в которой:
    а) используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    б) значение цифры полностью определяется ее местом в записи числа
    в) цифры обозначаются символами I, V, X, L, C, M 
    г)  значение цифры не зависит от ее положения в записи числа
    4) Укажите, какие числа записаны с ошибками.
       10122,       2858,       5F16,       10,1012,       578,       4H16.    
    5) Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: 
    а) от 0 до F 
    б) от 0 до 7 
    в) от 0 до 8 
    г) от 1 до 8 
    6) Для перевода числа в десятичную систему счисления записано равенство 3672=2*160+7*161+6*162+3*163 
    а) в двоичной системе счисления 
    б) в десятичной системе счисления 
    в) в восьмеричной системе счисления 
    г) в шестнадцатеричной системе счисления 
    
    Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
    Правильные ответы:
    1) в
    2) в
    3) б
    4) 10122, 2588, 4H16
    5) б
    6) г
    
    4. Изучение нового материала (изучение нового материала сопровождается презентацией «Системы счисления» к учебнику К.Ю. Полякова)
    1) Шестнадцатеричная система счисления
    Сегодня на уроке мы познакомимся с шестнадцатеричной системой счисления. Запишите в тетрадь тему урока «Шестнадцатеричная система счисления».
    
    
    Шестнадцатеричная система счисления (позиционная система счисления с основанием 16) широко используется  для записи адресов и содержимого ячеек памяти компьютера. 
    Запишите в тетрадь:
    Алфавит шестнадцатеричной системы счисления -  0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F
    Здесь:  A = 10, B = 11, C = 12, D =13, E = 14, F = 15
    Основание 16-ой системы счисления – 16.
    Для перевода чисел из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления используют алгоритм деления на 16 и взятия остатков. Важно не забыть, что все остатки, большие 9, нужно заменить на буквы. Рассмотрим пример (слайд 51, презентация к учебнику К.Ю. Полякова, или с. 114 учебника)
    
    
    
    
    
    
    
    
    Для обратного перехода значение каждой цифры умножается на 16 в степени, равной ее разряду, и полученные значения складывают.  Рассмотрим пример (слайд 51, презентация к учебнику К.Ю. Полякова, или с. 114 учебника)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2) Алгоритмы перевода шестнадцатеричного числа в двоичное и обратно
    Алгоритмы перевода чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную и обратно полностью аналогичны соответствующим алгоритмам для восьмеричной системы счисления. 
    Далее учитель предлагает рассмотреть на с. 115 учебника таблицу соответствия двоичных и шестнадцатеричных чисел.
    На слайдах 54 и 55 (презентация к учебнику К.Ю. Полякова, или с. 115 учебника) рассматриваются примеры перевода числа из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную и обратно.
    
    3) Сложение шестнадцатеричных чисел
    Мы умеем складывать двоичные и восьмеричные числа. Рассмотрим правила сложения в шестнадцатеричной системе счисления.
    При выполнении сложения нужно помнить, что в системе счисления с основанием 16 перенос в следующий разряд возникает тогда, когда сумма в очередном разряде больше 15.  Удобно сначала переписать исходные числа, заменив все буквы на их численные значения. Рассмотрим пример на слайде 60 (презентация к учебнику К.Ю. Полякова, или с. 116 учебника).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    5. Закрепление. Решение задач (презентация «Шестнадцатеричная система счисления»)
    Выполните следующие задания 
    
    № 1. Сколько значащих нулей в двоичной записи шестнадцатеричного числа 75BD16? 
    (один учащийся работает у доски)
    Решение:
    75BD16 = 1110101101111012
    Ответ: 4 нуля
    
    № 2. Какое из чисел является наименьшим? (учащиеся выполняют задания самостоятельно с последующей проверкой у доски)
    1) E616	 	
    2) 3478	 
    3) 111001012	 
    4) 232 
    Решение:
    1) E616 = 3468
    2) 3478
    3) 111001012 = 3458	
    4) 23210 = 3508
    Ответ: 111001012 = 3458
    
    № 3. Самостоятельно
    
    
    
    
    
    
    
    Ответ: 1) 4В (на экран выводится правильный ответ)
    № 4. Работа в парах (на экран выводится решение и правильный ответ)
    
    Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе: 10001011, 10111000, 10011011, 10110100. 
    Сколько среди них чисел, больших, чем А416 +208? 
    1) 1               2) 2               3) 3               4) 4 
    Решение:
    100010112 = 2138     101110002 = 2708             100110112 = 2338               101101002 = 2648         
    А416 = 101001002 = 2448          2448 + 208 = 2648
    Ответ: одно число
    
    6. Итог урока. Объявление оценок
    Подведем итог урока.
    1) Какие цифры используются в шестнадцатеричной системе счисления? Сколько их?
    2) Почему появилась необходимость использовать латинские буквы?
    3) Сформулируйте алгоритмы перевода чисел из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную и обратно.
    4) Какое минимальное основание должно быть у системы счисления, чтобы в ней могли быть записаны числа: 123, 4AB, 9A3 и 8455?
    
    7. Домашнее задание
    Запишите домашнее задание: § 13, с. 113-117
    Письменно:
    
    1) Даны 4 числа, они записаны с использованием различных систем счисления. Укажите среди этих чисел то, в двоичной записи которого содержится ровно 6 единиц. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них. 
    1) 6310 * 410	          2) F816 + 110	             3) 3338	        4) 111001112 
    
    2) Определите количество натуральных чисел, удовлетворяющих неравенству: 110010112 < x < CF16. 
    
     

    Автор(ы): Носачева О. О.

    Скачать: Информатика 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку