Тема урока. Условный оператор. Сложные условия. Цель урока – формирование представлений об алгоритмах с ветвлением, правилах записи программ на языке Паскаль. Дать представление о полном и неполном ветвлении. Задачи урока. Образовательные: сформировать на уроке новое понятие « условный оператор», рассмотреть решение информационных задач с использованием условного оператора. Развивающие: развивать и углублять знания по теме, отрабатывать навыки записи программ на языке Паскаль и на школьном алгоритмическом языке. Обратить внимание на пунктуацию текста программ Воспитательные: воспитывать инициативу, самостоятельность, ответственное отношение за свою учебную деятельность. Тип урока: комбинированный 1. Организационный момент. Приветствие учащихся. 2. Определение цели и задач урока: повторить теоретический материл, рассмотренный на предыдущем уроке, применить его при решении информационных задач. Продолжить знакомство и изучение материала, связанного с составлением программ на алгоритмическом языке и на языке программирования. 3. Повторение и актуализация знаний. Вопросы для беседы с учащимися. 1. Покажите структуру программы на языке Паскаль и на алгоритмическом языке. Сравните оба способа, покажите отличия. Какие символы можно использовать при составлении программ? 2. Как можно вывести информацию на экран? 3. Дайте определение понятия « переменная». Какие переменные используются? Зачем нужно объявлять переменные? Зачем нужен тип переменной? 4. Что такое оператор присваивания? 5. Решение задач. Учебник, страница 117, задание 3 (в), задание 4 Задания для письменной работы. а) Ответьте на вопросы к параграфу 56, № 5,6,7 б) Опишите операции div, mod. b) Как выполняется операция возведения в степень? Задача. Учебник, стр 124, № 4, 7, 8 (а – г) . Решение оформляется на доске и в тетрадях учащихся. 4. Домашнее задание § 57, вопросы к параграфу (1-5) устно, стр 132, №2,3. 5. Динамическая пауза. Упражнения для снятия статической нагрузки. 6. Изучение нового материала. Когда то на уроках говорили о различных типах алгоритмов: линейные, циклические, с ветвлением. Материал, который мы рассматривали на прошлом уроке, позволяет писать линейные алгоритмы. Но такие задачи встречаются не так уж часто. Чаще нам приходится решать задачи с выбором порядка действий, в зависимости от того какие данные поступили. Для этого предусмотрены условные операторы с использованием слов if (если), then (то), else (иначе). If a >b then M : = a перед словом else точка с запятой не ставится else M : = b Запись программы с использованием всех трех слов называется полной формой. Можно записать иначе. M : = a; условный оператор в неполной форме If b > a then M : = b Правила записи программы в языке Паскаль. Знаки отношений, которые можно использовать при составлении программ. Задача на сравнение величин, например возраста детей. Какие могут быть решения этой задачи? ( старше, младше, равны) if a > b then writeln ( ´ Андрей старше ´ ) else if a = b then writeln ( ´ одного возраста ´ ) else writeln (´ Борис старше ´); Условный оператор, проверяющий равенство, находится внутри блока иначе (else), поэтому он называется вложенным условным оператором, который позволяет выбрать один из нескольких вариантов. Правило при работе с вложенным условным оператором: любой блок else относится к ближайшему предыдущему оператору if , у которого такого оператора еще не было. Сложные условия. Задача: фирма набирает сотрудников, возраст которых от 25 до 40 лет включительно. Программа должна определить, подходит ли сотрудник или нет. Для решения задачи нужно использовать логические операции «и», « или», «не», которым соответствуют команды and, or, not. If ( v >= 25) and(v<= 40) then writeln (´ подходит ´) использование скобок для записи простого условия else writeln ( ´не подходит´ ); Множественный выбор. Условный оператор служит для выбора одного из двух вариантов. Но иногда надо сделать выбор из нескольких возможных вариантов. Задача: вывести на экран по номеру месяца m его русское название. Использование оператора выбора. ( стр. 129 – 130 учебника) 6. Первичное закрепление знаний. Решение задач из учебника на странице 132. 7. Итоги урока. Учитель обобщает материал, подводит итоги урока.
Автор(ы): Гажула С. А.
Скачать: Информатика 10кл - Конспект.doc