Тема урока. Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции. Цель урока – формирование начальных знаний по теме программирование. Задачи урока: Образовательные: дать представление о простых программах, познакомить учащихся со структурой программы на языке Паскаль, показать значение выбора переменной при работе с программами, сформировать представления о вычислениях в программировании на языке Паскаль. Повторить основные сведения об алгоритмах, их свойства. Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, компьютерную грамотность. Воспитательные: воспитывать познавательный интерес. Тир урока: урок изучения нового материала Деятельность учащихся: знакомство с новым материалом. 1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Определение цели и задач урока. 2. Повторение и актуализация знаний. Вопросы для устной беседы с учащимися. Вспомните, откуда произошло слово «алгоритм»? Дайте определение понятию «алгоритм». Приведите примеры алгоритмов, с которыми вы встречались на уроках. Назовите основные свойства алгоритмов. Письменно. Запишите свойства алгоритмов и дайте определение этим понятиям. 3. Домашнее задание. Учебник, § 54 – 56 4. Изучение нового материала На уроке познакомимся со структурой программ и правилами оформления программы на языке Паскаль. Нам пригодятся знания, полученные на уроках об алгоритмах, правилах составления алгоритмов. Как выглядит программа на алгоритмическом языке? алг ( название алгоритма) может состоять из букв латинского и русского нач алфавита, знака «_», но не с цифры. | основная программа операторы (команды), тело программы кон Запишем как выглядит программа на языке программирования. program (название программы); русские буквы и пробелы не используются, знак ; begin тело программы (основная программа) end. обязательна точка в конце программы Вывод текста на экран. Работа с текстом учебника. Страница 112. Задание учащимся. Сравните программы и определите каким образом оформляется вывод текста на экран. Использование апострофов и кавычек на алгоритмическом языке. В языке Паскаль используют процедуру writeln ( одновременный переход на новую строку). Найдите отличие этой программы от рассмотренной раньше. (Учащиеся должны увидеть отсутствие знака ; перед словом end. Как решить задачу на определение суммы двух чисел. Нужно знать эти числа, найти их сумму и вывести результат на экран. Компьютер не может использовать русские буквы, то есть выполнить псевдокод. Для решения этой задачи необходимо ввести переменную. Переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение, которое может меняться во время исполнения программы. Переменные в программе необходимо объявлять. Пример: объявление целочисленных переменных. цел a, b, c var a,b,c: integer; ( правила записи имен переменных) Для чего нужен тип переменной? Задание учащимся: читать текст на странице 114, дать пояснения к тексту, в тетради записать заголовок « тип переменной» , указать страницу. К доске пригласить учащегося и предложить записать программу сложения двух чисел на алгоритмическом языке, давая учащемуся подсказки. Учитель записывает эту же программу в Паскале, комментируя все шаги. Program Sum; Var a, b, c: integer; begin read (a, b) ; оператор для ввода данных - read с:= a+b; «:=» оператор присвоения write (c) end. Подсказку для ввода можно сделать самостоятельно. При выводе результата будет чуть сложнее, так как надо вывести значения трех переменных и два символа. Для этого над строится список вывода, элементы которого разделены запятыми. Вывод а, ´+´, b, ´=´, с write (a, ´+´, b, ´=´, c); В языке Паскаль можно использовать форматный вывод: после двоеточия указать общее количество знакомест, отводимое на число. Пример: a:=1 2 3; write (a:5) ; эта программа выведет значение переменной a, заняв ровно 5 знакомест. 6. Предварительный контроль усвоения новых знаний. А) Работа с вопросами после параграфа 55 ( вопрос1, 3, 7, 10). Учащиеся читают вопросы и ищут ответы на вопрос в параграфе учебника. Б)Учебник, стр. 117, задание 2, 3 (а,б). Совместное решение задач. 8. Динамическая пауза. Учащиеся выполняют зарядку для глаз. 9. Продолжение. Изучение нового материала. Учитель выясняет у учащихся, все ли понятно, отвечает на вопросы, если такие имеются. Любая переменная имеет какой – либо тип, т.е. может хранить данные только того типа, который был указан при ее объявлении. Познакомьтесь по учебнику с типами данных в алгоритмическом языке. В языке Паскаль типов больше. bute, shortint, word, longint - для хранения целых чисел single, real, double, extended – для хранения вещественных переменных. Вспомните, что вещественные числа хранятся в памяти неточно, и в результате операций с ними накапливаются вычислительные ошибки. Поэтому для работы лучше не использовать вещественные переменные. Арифметические выражения и операции. В языках программирования используется линейная запись арифметических выражений, в одну строку. Как и в математике, есть приоритет операций. Дать учащимся пояснения по использованию функции div и mod, рассмотреть примеры использования этих функций. d =85 a: = div (d,10) | = 8 (целая часть от деления) b : = mod (d,10) |5 ( остаток от целочисленного деления) В языке Паскаль. d : =85; a := d div 10 ; { =8 } b : = d mod 10 ; { =5 } Обратить внимание учащихся на то, что степень имеет более высокий приоритет, чем умножение и деление. В языке Паскаль операции возведения в степень нет. Вещественные значения. При записи вещественных чисел в программе целую и дробную части разделяют не запятой, а точкой. вещ х var x : double; х:=123.456 … х : = 123.456 ; В языке Паскаль используют научный или экспоненциальный формат для записи как больших так и маленьких чисел. Используется буква Е и знак, определяющий степень числа. Пример: 3,333333 Е- 001 что равносильно 0, 3333333. Стандартные функции. Задание учащимся. Заполнить пустые ячейки таблицы используя материал учебника. Учитель комментирует назначение функций, дает пояснения как они работают. стандартные функции abc (x) cos (x ) sin (x) exp (x) sgrt (x) ln (x) trunc (x) round (x) int (x) frac (x) Случайные числа. Заслушать выступление учащегося, приготовленного заранее « Случайные числа в математике и в физике». Такие числа называются псевдослучайные. алгоритмический язык Паскаль rand (a,b) - случайное вещественное число в полуинтервале (а, в) random- случайное вещественное число в полуинтервале (0,1) irand (a,b) случайное целое число на отрезке (а, в) random ( N) – случайное целое число на отрезке (0, N -1) 5. Итоги урока. Учитель предлагает учащимся подвести итоги урока. Что нового они узнали на уроке? Что уже знали раньше и сегодня вспомнили на уроке? Что показалось сложным, простым и понятным? На что надо обратить внимание на следующий урок? .
Автор(ы): Гажула С. А.
Скачать: Информатика 10кл - Конспект.doc