Название предмета: Информатика Класс: 10 УМК: Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углубленный уровень. Часть 1.– Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2014.-344 с. Уровень обучения: профильный. Тема урока: Массивы. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: 1 Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с массивами, ознакомиться с основными понятиями («элементы массива», «константы», «перебор элементов»), сформировать практические навыки по работе с массивами.. Развивающие: создать условия для развития умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Расширить словарный запас по заданной теме. Воспитательные: воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата; установление взаимных контактов и обмен опытом между учащимися и преподавателем; Задачи урока: владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно – коммуникационных технологий. Планируемые результаты: Учащиеся должны Знать: понятия «массив», «элементы массива», «константы», «перебор элементов»; алгоритм описания массивов и их место в программе. Уметь: уметь применять массивы при написании программ на одном из языков программирования. Техническое обеспечение урока: компьютер учителя с мультимедийным проектором, компьютер для каждого ученика для выполнения практических заданий. План урока 1. Организационный момент (2 мин) 2. Актуализация знаний (10 мин) 3. Изучение нового материала (17 мин) 4. Практикум по решению задач (12 мин) 5. Итог урока (3 мин) 6. Домашнее задание (1 мин). Содержание урока: Ход урока 1. Сообщение темы урока. 2. Актуализация знаний. 1. Что такое рекурсия? Приведите примеры. 2. Что такое рекурсивная процедура (функция)? 3. В каком случае рекурсия никогда не остановится? 4. Что такое стек? Как он используется при выполнении программ? 5. Почему при использовании рекурсии может случиться переполнение стека? Прослушиваем краткое сообщение на темы «Рекурсия в программировании: за и против». 3. Изучение нового материала Основное предназначение современных компьютеров — обработка большого количества данных. При этом надо как-то обращаться к каждой из тысяч (или даже миллионов) ячеек с данными. Очень сложно дать каждой ячейке собственное имя и при этом не запутаться. Из этой ситуации выходят так: дают имя не ячейке, а группе ячеек, в которой каждая ячейка имеет собственный номер. Такая область памяти называется массивом. Массив – это группа переменных одного типа, расположенных в памяти рядом (в соседних ячейках) и имеющих общее имя. Каждая ячейка в массиве имеет уникальный номер. Для работы с массивами нужно в первую очередь научиться: выделять память нужного размера под массив; записывать данные в ячейку массива; читать данные из ячейки массива. Чтобы использовать массив, надо его объявить: определить тип массива (тип входящих в него элементов), выделить место в памяти и присвоить имя. Имена массивов строятся по тем же правилам, что и имена переменных. В языке Паскаль массивы объявляются в блоке объявления переменных (выше ключевого слова begin) и начинаются ключевым словом array (в переводе с англ. — массив). Объявления, аналогичные приведённым на школьном алгоритмическом языке, выглядят так: var A: array[1..5] of integer; V: array[0..5] of real; L: array[-5..5] of boolean; S: array[65..90] of char; Минимальный и максимальный индексы разделяются двумя точками. Для того, чтобы обратиться к элементу массива, нужно записать имя массива в квадратных скобках – индекс нужного элемента, например А [3]. program qq; const N=10; var A: array[l..N] of integer; i: integer; begin for i:=l to N do A[i]:=i*i; end. В Паскале при объявлении границ индексов массивов можно использовать константы — постоянные величины, имеющие имя. В приведённом примере с помощью ключевого слова const объявлена константа N, равная 10. Константы обычно вводятся выше блока объявления переменных. Использование констант очень удобно потому, что при изменении размера массива в программе нужно поменять только одно число — значение этой константы. Перебор элементов Перебор элементов состоит в том, что мы в цикле просматриваем все элементы массива и, если нужно, выполняем с каждым из них некоторую операцию. Для этого удобнее всего использовать цикл с переменной, которая изменяется от минимального до максимального индекса. Для массива, элементы которого имеют индексы от 1 до N, цикл выглядит так: for i:=l to N do begin end; Во многих задачах нужно найти в массиве все элементы, удовлетворяющие заданному условию, и как-то их обработать. Простейшая из таких задач — подсчёт нужных элементов. Для решения этой задачи нужно ввести переменную-счётчик, начальное значение которой равно нулю. Далее в цикле (от 1 до N) просматриваем все элементы массива. Если для очередного элемента выполняется заданное условие, то увеличиваем счётчик на 1. Предположим, что в массиве A записаны данные о росте игроков баскетбольной команды (в сантиметрах). Найдем количество игроков, рост которых больше 180 см, но меньше 190 см. В следующей программе используется переменная-счётчик count: count:=0; for i:=1 to N do if (180<A[i]) and (A[i]<190) then count:=count+1; Теперь усложним задачу: требуется найти средний рост этих игроков. Для этого в отдельной переменной будем складывать все нужные значения, а после завершения цикла разделим эту сумму на количество найденных элементов. Начальное значение переменной sum, в которой накапливается сумма, тоже должно быть равно нулю. count:=0; sum:=0; for i:=l to N do if (18 0<A[i]) and (A[i]<190) then begin count:=count+l; sum:=sum+A[i] end; write (sum/count); 4. Практикум по решению задач: 1. Задача 1. Заполните массив элементами арифметической прогрессии. Её первый элемент и разность нужно ввести с клавиатуры. 2. Задача 2. Заполните массив случайными числами в диапазоне 20..100 и подсчитайте отдельно число элементов с чётными и нечётными значениями. 5. Итог урока Проверка выполненных заданий. Выставление оценок за урок. Подведение итога урока. 6. Задание на дом §62, вопросы на стр. 169.
Автор(ы): Карманова Я. С.
Скачать: Информатика 10кл - Конспект.docx