Полькин Сергей Васильевич учитель географии Староборискинского филиала МБОУ «Бакаевская СОШ» Северного района География Класс: 9 УМК: «География. Население и хозяйство России», Е.М.Домогацких, 2013 год. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Экономическая и социальная география как наука. Предмет, задачи, объекты изучения. Источники географической информации». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: вводный урок. Цель урока: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Задачи урока: Познакомить с учеными географами России. Вызвать интерес к изучению географии хозяйства и населения. Познакомить учащихся с особенностями структуры учебника. Планируемые результаты: учащиеся понимают роль и место экономической и социальной географии в человеческом обществе. Техническое обеспечение урока: компьютер Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Содержание урока I. Организационный момент II. Вводная беседа. - В 8 классе мы изучали физическую географию России - знакомились с природой нашей Родины. Мы с вами знаем, что она самая большая по площади, богата разнообразными природными ресурсами, отличается от других стран разнообразием природных условий. Когда на Дальнем Востоке наступает утро, мы с вами ещё отдыхаем перед трудовым днём. Курс социальной и экономической географии в 9 классе является завершающим, самым главным звеном в изучении географии за курс основной школы. Почему курс географии называется «экономическая» и «социальная»? «Экономическая» - изучение экономики (хозяйства) страны, «социальная» - изучение населения. Изучив курс географии в 9 классе, мы с вами узнаем, как человек адаптируется в сложных, часто суровых природных условиях нашей огромной по площади страны. Нам предстоит узнать, какие народы населяют территорию нашей страны, к каким языковым группам и семьям относятся эти народы; как размещается население по территории нашей страны и какие причины влияют на это размещение. Из-за больших размеров страны отдельные её части отличаются особенностями природных условий и ресурсов, историей освоения и заселения. Поэтому возникает необходимость в районировании территории нашей страны: мы с вами будем изучать экономические районы, рассмотрим факторы районирования. Каждый экономический район отличается своими отраслями специализации, на развитие которых влияют природные и социальные предпосылки. В курсе социальной и экономической географии много новых терминов, которые необходимо знать и понимать. В этом нам и поможет краткий словарь терминов, составление которого мы с вами начнём на сегодняшнем уроке. С этим словарём терминов мы будем работать на каждом уроке, дополнять его. Заполнение словаря терминов мы с вами начнём с сегодняшнего урока и запишем в нём первые 2 термина: экономическая и социальная география, экономика (хозяйство) страны. В 9 классе мы будем также использовать цифровой справочный (статистический) материал: для этого мы с вами будем изучать справочную литературу, энциклопедии. Много цифровых данных приводится и в самом учебнике географии. Важное значение в изучении социальной и экономической географии имеет работа с картами атласа, контурными картами. Без знания карты нельзя хорошо знать географию. И конечно же мы узнаем много нового о нашей Оренбургской области: о населении, отраслях экономики, социальных, экономических и экологических проблемах и путях их решения. В учебнике Е.М. Домогацких перед каждым параграфом имеется рубрика «Вспомните», которая выделяет основные вопросы параграфа. В конце параграфа имеется рубрика «Повторим главное», в которой даются основные положения новой темы. Первая часть нашего курса - это география отраслей хозяйства и населения. Но, изучив географию транспорта, промышленности, сельского хозяйства, очень трудно представить образ какой-то отдельной части страны, необходимо и комплексное изучение отдельных экономических районов. В настоящее время география занимается не только описанием, но и объяснением, прогнозом изменений в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека. В 9 классе мы познакомимся с проблемами населения и хозяйства России: экономическими, социальными, экологическими, демографическими. Выявив отличительные черты территории какого - то экономического района или субъекта Российской Федерации; изучив его экономические особенности, мы сможем сделать аргументированный прогноз о будущем этой территории. Где и почему построены в России города и заводы, дороги и порты, дома отдыха и шахты? Почему крупные города Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород и многие другие процветают и сейчас, а сельская глубинка становится безлюдной? Почему исчезли тысячи деревень, десятки городов? Как избежать ошибочного выбора места для создания новых объектов? Сейчас в России тысячи недостроенных заводов, дорог, электростанций и т. д. Это средства, которые можно было вложить в развитие инфраструктуры населённых пунктов, в строительство важных предприятий экономики. Но в России города построены и за Северным полярным кругом. В этих городах холодное и короткое лето, длинная и суровая зима, здесь тундра и многолетняя мерзлота. Строительство городов в районах с экстремальными природными условиями объясняется интересами экономики страны и даже интересами безопасности нашей родины. III. Закрепление - Что изучает экономическая и социальная география России? (Экономику (хозяйство) и население и их размещение на территории страны.) - Кто является основателем экономической географии России? (Н. Н. Баранский.) - Каковы основные задачи географии? (Описание, объяснение процессов происходящих в стране, предсказание или прогноз изменений, которые могут наступить при том или ином воздействии человека, управление географическими объектами, создание новых объектов, т. е. география должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т. е. выполнять практические жизненные важные для населения и хозяйства страны задачи.) Домашнее задание: параграф 1, дополнительный материал.
Автор(ы): Полькин С. В.
Скачать: География 9кл - Конспект.doc