Ружейникова Наталья Александровна учитель географии МБОУ «Беловская сош» Сакмарский р-он, Оренбургская обл. География 9класс География России. Население и хозяйство. 9класс: учебник для ОУ/ авторы А.И. Алексеев, В. В. Николина, «Просвещение», 2006 год; География России. Население и хозяйство России. 9 класс.: Атлас. М.: Дрофа; ДиК, 2012. Уровень обучения базовый Тема : «Агропромышленный комплекс. Общая характеристика» Количество часов, отведенное на изучение темы: 3, раздела - 21 Место урока в системе уроков: в разделе -14, в теме - 1 Цель: Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Задачи: Образовательные: - сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс; - сформировать умения по определению агропромышленного комплекса. Развивающие: - развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать; - развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»; - развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека – как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс. Воспитательные: - содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей; - содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Оборудование: Карта «Растениеводство», атласы, учебники, разборная схема АПК, дополнительная литература. Ход урока 1. Организационный момент Приветствие учащихся Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы. 2.Актуализация знаний. Учащиеся отвечают на вопросы: – На какие группы подразделяются леса по характеру использования? ( По характеру использования все леса подразделяются на три группы. К первой группе относятся леса, имеющие природоохранное предназначение. Вторая группа – леса, выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые. Третья группа – леса преимущественно эксплуатационного назначения) -Правильно, из каких производств состоит лесная промышленность? ( Лесная промышленность состоит из нескольких взаимосвязанных производств: лесозаготовки, лесопиления и деревообработки, лесохимии и целлюлозно-бумажной промышленности.) -Верно, где ведется заготовка леса? ( Заготовка леса ведется в основном в лесоизбыточных районах: в северной Европе, на Урале, Восточной Сибири, Дальнем Востоке. Она осуществляется вдоль рек и железных дорог, в том числе и специально построенных для этого.) -Где расположены центры лесопиления? ( Лесопиление производят в районах заготовки леса. Многие центры лесопиления расположены на пересечении рек с железными дорогами). – Правильно, в каком районе очень развита целлюлозно-бумажная промышленность? ( Целлюлозно-бумажные комбинаты расположены в Карелии, Сибири, на Урале) . – Что называют лесопромышленным комплексом? ( Лесопромышленный комплекс – это объединение всех производств лесной промышленности). – Где построены такие комплексы? ( Такие комплексы построены в Архангельске, Сыктывкаре, Братске, Усть-Илимске.) – Правильно, в каких базах сконцентрирована лесная промышленность? ( Лесная промышленность сконцентрирована в четырех основных базах: в Северо-Европейской, Центральной, Урало-Поволжской и Сибирской базе.) – Отлично, молодцы. 3.Изучение нового материала Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности.– пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной Тема нашего урока: «Агропромышленный комплекс». Сегодня мы с вами рассмотрим состав и значение АПК. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему. Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя. Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК. Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не поможет справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки), удобрение, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма. Поэтому АПК состоит из 3-х звеньев (стадий производства). 1.Задание: используя текст учебника на стр172 составьте схему звеньев АПК Агропромышленный комплекс Отрасли обеспечивающие АПК , сельское хозяйство отрасли .перерабатывающие с/х продукцию - с/х машиностроение - растениеводство - производство минеральных - животноводство - пищевая промышленность удобрений и ядохимикатов - легкая промышленность - транспортировка, заготовка, хранение и реализация продукции. - с/х наука - мелиоративное строительство и др. 1 задание. Распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям АПК (на столах учащихся лежат карточки с заданием) Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность. 1звено – с/х машиностроение, производство минеральных удобрений, селекция, мелиорация. 2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство. 3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность. 2 задание. Какие звенья АПК представлены в нашем населенном пункте: 1 звено – с/х – земледелие и животноводство. 3 звено – маслобойный цех, мельница. 3 задание. Пользуясь атласом, вспомните, где находятся в нашей стране центры по производству с/х машиностроения: Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, Бежецк (Тверская область) – льноуборочные комбайны; г. Рязань – картофелеуборочные комбайны. 4 задание. Назовите заводы по производству минеральных удобрений: калийные удобрения – г. Соликамск, Березняки; фосфорные удобрения – г. Воскресенск; азотные удобрения – г. Россошь, Новомосковск, Тольятти, Щёкино. Учитель: Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают АПК своей продукции. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть больше половины. Качество российских машин очень низкое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность с/х предприятий техникой снизилось. Уровень механизации низкий в картофелеводстве – 50%, в овцеводстве - 28%, скотоводстве – 68%. Почти в 3 раза сократилось внесение минеральных удобрений. Что же объединяет эти звенья в единый комплекс? Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются. Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нем недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли. Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы. Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить. Поэтому места ее производства приближены к районам потребления. – Что составляет второе, центральное звено АПК? ( Сельское хозяйство.) – Да, от других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны; 2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России; 3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по определенным биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда. Из учебника выписывают отличительные особенности в тетрадь. – Как вы думаете, площадь земель ограничена или не ограничено? – Правильно, площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определенного предела. Россия располагает огромной земельной площадью – 1709,9 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7% (117 млн. га). Однако в сравнении с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно высоки. Но на уровень развития сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное влияние. Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе ( в отдельные годы – до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель. Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее эффективного их использования. Сейчас мелиорировано всего 5% сельскохозяйственных угодий. 4. Закрепление (Продолжить предложение) 1. В составе АПК выделяют три основных звена. 2. Основой АПК является сельское хозяйство. 3. Главная особенность сельского хозяйства- зависимость от природных условий. 4.Гланая задача АПК- обеспечение населения продовольствием. 5. Домашнее задание: параграф 34
Автор(ы): Ружейникова Н. А.
Скачать: География 9кл - Конспект.docx