Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

33. Агропромышленный комплекс. Общая характеристика

Текст урока

  • Конспект

     Ружейникова Наталья Александровна
     учитель географии МБОУ «Беловская сош»
    Сакмарский р-он, Оренбургская обл.
    География
    9класс	
    География России. Население и хозяйство. 9класс: учебник для ОУ/ 
    авторы А.И. Алексеев, В. В. Николина, «Просвещение», 2006 год;
    География России. Население и хозяйство России. 9 класс.: Атлас. М.: Дрофа; ДиК, 2012.
    Уровень обучения базовый
    
    Тема :  «Агропромышленный комплекс. Общая характеристика»
    Количество часов, отведенное на изучение темы: 3, раздела - 21
    Место урока в системе уроков: в разделе -14, в теме - 1
    
           Цель: Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. 
    Задачи:
       Образовательные: 
    - сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;
     - сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.
       Развивающие: 
    - развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;
    - развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»;
    - развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека – как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс. 
     Воспитательные:   
      - содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;
     - содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся.
    
    Оборудование: Карта «Растениеводство», атласы, учебники, разборная схема АПК, дополнительная литература.
    
    Ход урока
    1. Организационный момент
    Приветствие учащихся
    Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.
    
    2.Актуализация знаний.
    Учащиеся отвечают на вопросы:
    – На какие группы подразделяются леса по характеру использования?
    (  По характеру использования все леса подразделяются на три группы. К первой группе относятся леса, имеющие природоохранное предназначение. Вторая группа – леса, выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые. Третья группа – леса преимущественно эксплуатационного назначения)
    -Правильно, из каких производств состоит лесная промышленность?
    ( Лесная промышленность состоит из нескольких взаимосвязанных производств: лесозаготовки, лесопиления и деревообработки, лесохимии и целлюлозно-бумажной промышленности.) 
    -Верно, где ведется заготовка леса?
    ( Заготовка леса ведется в основном в лесоизбыточных районах: в северной Европе, на Урале, Восточной Сибири, Дальнем Востоке. Она осуществляется вдоль рек и железных дорог, в том числе и специально построенных для этого.)
    -Где расположены центры лесопиления?
    ( Лесопиление производят в районах заготовки леса. Многие центры лесопиления расположены на пересечении рек с железными дорогами).
    – Правильно, в каком районе очень развита целлюлозно-бумажная промышленность?
    ( Целлюлозно-бумажные комбинаты расположены в Карелии, Сибири, на Урале)
    . – Что называют лесопромышленным комплексом?
    ( Лесопромышленный комплекс – это объединение всех производств лесной промышленности).
    – Где построены такие комплексы?
    ( Такие комплексы построены в Архангельске, Сыктывкаре, Братске, Усть-Илимске.)
    –  Правильно, в каких базах сконцентрирована лесная промышленность? 
    ( Лесная промышленность сконцентрирована в четырех основных базах: в Северо-Европейской, Центральной, Урало-Поволжской и Сибирской базе.) 
    – Отлично, молодцы.
    
    3.Изучение нового материала
    Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности.– пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной
    Тема нашего урока: «Агропромышленный комплекс». Сегодня мы с вами рассмотрим состав и значение АПК.
     Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.
     Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
    Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК. 
    Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не поможет справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки), удобрение, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма. Поэтому АПК состоит из 3-х звеньев (стадий производства).
    
    1.Задание: используя текст учебника на стр172  составьте схему звеньев АПК
    
    Агропромышленный комплекс
    
    Отрасли
     обеспечивающие АПК	, сельское хозяйство	  отрасли .перерабатывающие с/х продукцию
    - с/х машиностроение		- растениеводство
    - производство минеральных	- животноводство		- пищевая промышленность
    удобрений и ядохимикатов					- легкая промышленность
    - транспортировка, заготовка, хранение и реализация продукции.				
    - с/х наука
    - мелиоративное строительство и др.
    
    
    1 задание. Распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям АПК (на столах учащихся лежат карточки с заданием)
    Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность. 
    1звено – с/х машиностроение, производство минеральных удобрений, селекция, мелиорация.
    2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.
    3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.
    
    2 задание. Какие звенья АПК представлены в нашем населенном пункте:
    1 звено – с/х – земледелие и животноводство.
    3 звено – маслобойный цех, мельница.
    3 задание. Пользуясь атласом, вспомните, где находятся в нашей стране центры по производству с/х машиностроения:
    Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, Бежецк (Тверская область) – льноуборочные комбайны;
    г. Рязань – картофелеуборочные комбайны.
    4 задание. Назовите заводы по производству минеральных удобрений:
    калийные удобрения – г. Соликамск, Березняки;
    фосфорные удобрения – г. Воскресенск;
    азотные удобрения – г. Россошь, Новомосковск, Тольятти, Щёкино.
    
    Учитель:
    Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают АПК своей продукции. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть больше половины. Качество российских машин очень низкое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность с/х предприятий техникой снизилось. Уровень механизации низкий в картофелеводстве – 50%, в овцеводстве - 28%, скотоводстве – 68%. Почти в 3 раза сократилось внесение минеральных удобрений.
    Что же объединяет эти звенья в единый комплекс? Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются. 
     Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нем недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли.
    Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как  механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество  разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы. 
    Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить. Поэтому места ее производства приближены к районам потребления. 
    – Что составляет второе, центральное звено АПК?
    ( Сельское хозяйство.)
    
    
    – Да, от других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны; 2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России; 
    3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по определенным биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда. 
    Из учебника выписывают отличительные особенности в тетрадь.
    – Как вы думаете, площадь земель ограничена или не ограничено? 
     – Правильно, площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определенного предела. Россия располагает огромной земельной площадью – 1709,9 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7% (117 млн. га). Однако в сравнении с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно высоки. Но на уровень развития сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное влияние.
     Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе ( в отдельные годы – до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель. Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее эффективного их использования. Сейчас мелиорировано всего 5% сельскохозяйственных 
    угодий.
    
    4. Закрепление 
    
    (Продолжить предложение)
    
    1. В составе АПК выделяют три основных звена.
    2. Основой АПК является сельское хозяйство.
    3. Главная особенность сельского хозяйства- зависимость от природных условий.
    4.Гланая задача АПК- обеспечение населения продовольствием.
    
    5. Домашнее задание: параграф 34
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ружейникова Н. А.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx