Ружейникова Наталья Александровна учитель географии МБОУ «Беловская сош» Сакмарский р-он, Оренбургская обл География 9класс География России. Население и хозяйство. 9класс: учебник для ОУ/ авторы А.И. Алексеев, В. В. Николина, «Просвещение», 2009 год; География России. Население и хозяйство России. 9 класс.: Атлас. М.: Дрофа; ДиК, 2012. Уровень обучения базовый Тема : «Лесная промышленность» Количество часов, отведенное на изучение темы: 4, раздела - 21 Место урока в системе уроков: в разделе – 14, в теме - 4 Цель: сформировать представление о лесном комплексе, дать характеристику работы ЛПК. Выполнить практическую работу «Схема, межотраслевых связей химической промышленности». Задачи: Познакомить обучающихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерности размещения отраслей лесной промышленности. Воспитывать бережное отношение к лесу, как богатству и месту обитания фауны. Учиться выделять и отличать ценности потребления, сбережения и восстановления по отношению лесных ресурсов Вырабатывать личностную ценностную позицию к потреблению, сбережению и восстановлению лесных ресурсов. Учиться обосновывать, проектировать и защищать свою деятельность на основе сбережения и восстановления лесных ресурсов Оборудование: школьные атласы по географии России, : карта «Лесная промышленность России», компьютер, проектор, образцы древесины. Ход урока 1. Организационный момент 2. Выполнение практической работы Составление «Схемы межотраслевых связей химической промышленности» учащиеся заполняют схему в тетради, записывают отрасли и продукцию, которую поставляет данным отраслям химическая промышленность и продукцию, которую химическая промышленность получает от других отраслей. Перед началом работы беседа по вопросам: -Назовите особенности химической промышленности - Перечислите факторы размещения предприятий химической промышленности - Назовите и покажите основные базы -Вспомните состав химической промышленности и продукцию, которая производится на предприятиях химической промышленности. 1. Основная химия - кислоты, щелочи, удобрения. 2. Химия органического синтеза - пластмассы, волокна, каучук, краска, резина, шин. 3.Изучение нового материала Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать межотраслевые комплексы хозяйства страны. Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По производству бумаги – 17 место, а по заготовке древесины и производству пиломатериалов занимает 4 место, целлюлозно – бумажная промышленность выпускает приблизительно 200 видов бумаги, 40 видов картона.Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины – это 22% мировых. Площадь под лесами составляет 45% территории. Почти половину лесов составляют ценные породы. Сомой распространённой породой является лиственница.В 80-х годах объём заготовок составил 300-350 млн. м3 в год, а к концу века - снизился до 175 млн. м3 в год. План урока 1. Значение леса. 2. Размещение ресурсов. 3. Состав отрасли. 4. География отрасли (базы), факторы размещения. 5. ЛПК. 6. Проблемы и перспективы отрасли. Послушаем стихи о лесе: «Привет тебе, приют свободы и покоя, Родного Севера неприхотливый лес! Ты полон свежести, и всё в тебе живое, И сколько у тебя загадок и чудес! Ты испокон веков сдружился с человеком, Берёт он для себя от «щедрости» твоей Грибы и ягоды по солнечным просёкам И пищу, и жильё, и мачты кораблей!» Рождественский Что даёт человеку дерево, лес? (Заполнить схему устно). ↖ ↑ ↗ ← Значение леса → ↙ ↓ ↘ (Кислород, дом, одежду, еду, тепло зимой, прохладу летом, огонь и свет, радость общения). Размещение ресурсов. См. в атласе карту «Лесная промышленность». Учитель: размещены ресурсы неравномерно. См. рис на стр. 160 и рис. 44 учебника. Вопросы к рис. 44: 1.Отметим лесодефицитные и лесоизбыточные районы. 2.В какой из этих зон находимся мы? 3.Вкаком из этих районов, по вашему мнению, ведется лесозаготовка? 4.Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог? Состав отрасли Работа по учебнику - Где могут размещаться отрасли лесной промышленности? - Найдите в тексте учебника на стр. 161-162 факторы и принципы размещения стадий производства. Лесозаготовка - в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных дорог; 2. Лесопиление - тяготеет к лесозаготовке (перевозить круглый лес невыгодно), в устьях сплавных рек (Игарка, Салехард) и на пересечении рек с железными дорогами; 3. Мебельное производство - к потребителю (мебель перевозить сложнее, чем сырье); 4. Целлюлозно-бумажная водо- и энергоемкое производство и наличие древесины (Карелия, Сибирь, Украл).) Факторы размещения предприятий лесной промышленности 1.Сырьевой (наличие лесных ресурсов); 2.Географический (ГП района) 3.Трудовой (наличие квалифицированных и трудовых ресурсов) 4.Транспортная сеть (наличие путей для транспортировки сырья); 5.Потребительский (наличие потребителя производимой продукции) Работа с картой- Найдите на карте «Лесная промышленность» атласа: 1. По 5 целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК) в Европейской и азиатской частях России. (В европейской части: 1. Архангельск, 2. Кондопога, 3. Корпряжма, 4. Соликамск, 5. Краснокамск; В азиатской части: 1. Красноярск, 2. Усть-Илимск, 3, Братск, 4. Байкальск, 5. Амурск.) 2. Лесопромышленные комплексы (ЛПК). (1. Усть-Илимский; 2. Братский; 3. Архангельский; 4. Сыктывкарский.) 3. Назовите лесные порты (1. Архангельск; 2. Игарка; 3. Онега; 4. Нарьян-Мар.) 4.Назовите лесные базы России 1.Географическое положение 2.Запасы древесины 3) Специализация на стадиях лесного производства. 4) Центры лесной промышленности. 5) Проблемы. Работа в группах. Изучить каждому одну базу и через 3 минуты обменяться Проблемы лесной промышленности - А теперь поговорим о проблемах в лесной промышленности. Что это за проблемы и каковы их причины? 1. Истощение запасов древесины в европейской части России. 2. Экологические: а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку; б) отходы в районах лесозаготовки; в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек; г) сбросы в водоемы жидких отходов целлюлозно-бумажных комбинатов. Вопрос: - Продумайте, как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду? Вариант ответа: 1. Лесовосстановительные работы (лесопосадки). 2. Очистные сооружения на ЦБК. 3. Сплав леса в плотах, или транспортировка автомобильным и железнодорожным транспортом. 4. Создание дополнительных участков леса I группы. 5. Создание ЛПК позволит использовать отходы. V.Закрепление. Беседа по вопросам. -- Назовите 3 стадии лесной промышленности. (Лесозаготовка - деревообработка (механическая - переработка древесины)). - Назовите ведущий фактор размещения. (Для лесозаготовки -у сырья; для цел люлозно-бумажного комбината - сырье, вода, энергия; для мебельного произ водства у потребителя.) - Почему крупные лесопромышленные комплексы расположены в Усть-Илимскс Братске? - Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности». (Архангельск расположен в устье Сев. Двины, сплавной реки; кроме этого, Архангельск - морской порт, центр области, имеющей богатые лесные ресурсы.) -- Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины? (Причина -молевой сплав леса.) - Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью? (Лесо-восстановительные работы, истощение лесов, строительство очистных сооружений на ЦБК, неполное использование древесины.) -- Какие предприятия лесной промышленности имеются в вашем регионе? Домашнее задание §32;
Автор(ы): Ружейникова Н. А.
Скачать: География 9кл - Конспект.docx