Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

25. Электроэнергетика

Текст урока

  • Конспект

                                                           Яхницкая  Валентина Павловна, учитель географии,
    МБОУ «Архиповская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география 	
    Класс: 9 
    УМК: А.И.Алексеев, В.В.Николина География: население и хозяйство России; -М., «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Электроэнергетика.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3, в разделе 21 часа.
    Место урока в системе уроков по теме: 3, в разделе -  7
    Цель урока: раскрыть значение, особенности развития, размещения и проблемы различных типов электростанций России. 
    -показать роль электроэнергетики в хозяйстве страны;
     -дать представление о единой энергетической системе страны.
     -выявить основные типы электростанции;
     -в целях экологического воспитания показать влияние электроэнергетики на окружающую среду.
    -развивать умение работать с текстом, картой.	
    Задачи урока: 
    Образовательные: дать представление об особенностях размещения электростанций различного типа в России. Продолжить формировать умение анализировать и обобщать информацию, составлять сводную таблицу, используя карты, электронный учебник «География. 9 класс», текст учебника.
    Развивающие: формировать умение выполнять практические задания, используя  учебник, карты атласа и презентация, составление сводной таблицы.
    Воспитательные: воспитывать трудолюбие, патриотические чувства.
    Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник,
     карты атласа, настенная карта «Электроэнергетика России», опорный конспект, сообщения обучающихся.
    
    Содержание урока:
                                            Ход урока.	
    1. Организационный момент.
    2. Постановка целей и задач (при помощи учащихся).
    3. Актуализация знаний.
    4. Изучение нового материала.
    Проблемный вопрос урока: «Какие вы видите перспективы развития электроэнергетики России?»  
    Актуализация знаний учащихся.
    
    Про бедную Золушку сказку читаю
    Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
    Не справится девушке с тяжкой работой,
    А на балу оказаться охота.
    Никто не оценит бедняжки стараний!
    Ей так не хватает машины стиральной.
    Приходится Золушке дом убирать.
    Но где пылесос, чтоб ей помогать?
    Как трудно тарелок огромную груду
    Помыть без машины, что моет посуду.
    А надо ещё приготовить обед:
    Как жаль, что электроплиты в доме нет.
    Присела бедняжка – всего не успеть.
    Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
    Однако работает, сил не жалея,
    Надеется только на добрую фею.
    
    II. Изучение нового материала
    1.Значение энергетики.
    Без электроэнергии жизнь современного общества невозможна. Электроэнергетика относится к числу отраслей, от которых зависит развитие научно-технической революции, поэтому по темпам развития она должна опережать все хозяйство. 
    Производство электроэнергии в России пока не достигло уровня 1990г. Сейчас оно составляет чуть более 900 млрд кВт.ч (4 место в мире). Это связано с падением потребления электроэнергии, вызванным социально-экономическим кризисом.
    Электроэнергия производится на электростанциях различных типов. Каждый из них имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения.
    
    2. Основные типы электростанций .
                                         Виды электростанции
    
           тепловые          гидроэнергетические    атомные   нетрадиционные
           ТЭС                    ГЭС                                  АЭС           источники
          ТЭЦ                                                                                 ПЭС
         ГРЭС                                                                               СЭС            
    									
    
    Электроэнергия потребляется повсеместно, и стоимость ее получения входит в себестоимость продукции всех отраслей хозяйства. 
    
    3. Групповая работа:
    1группа – характеристика ТЭС (опорный конспект прил1)
    2 группа – характеристика ГЭС (опорный конспект прил1)
    3 группа- характеристика АЭС (опорный конспект прил1)
    4 группа – характеристика альтернативных электростанций опорный конспект прил1)
    
    4. Отчёт групп.
    С этим связана необходимость строительства электростанций на базе гидроресурсов, т.к. самую дешевую энергию получают на ГЭС, и дешевого топлива. 
    
    Тепловая электроэнергетика  Основную долю электроэнергии вырабатывают ТЭС, хотя их доля постепенно снижается. ТЭС созданы в районах:
    А. Добычи топлива
    Б. Потребления (крупные промышленные центры и города).
    
    Они могут работать на разных видах топлива, поэтому их можно строить в разных районах страны. Стоимость и себестоимость ТЭС невелики. Их мощность может быть очень большой. Это позволяет получать дешевую э\Е. Крупнейшие ТЭС - Сургутская, Костромская, Рефтенская. 
    Широко используются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие как электроэнергию, так и тепло. 
    
    Гидроэлектростанции- ГЭС выгоднее строить на реках с большим падением и расходом воды. Крупнейшие ГЭС - на реках Енисей ( Красноярская, Саянская), Ангара ( Братская, Усть- Илимская) Перспектива:
    а.	Переход к созданию средних по мощности ГЭС на притоках крупнейших рек Сибири;
    б.	Повсеместное строительство малых по мощности ГЭС.
    
    Атомная энергетика- АЭС создавались в районах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но требуется много электроэнергии. Большинство АЭС построены в европейской части России. В стране работает 9 крупных АЭС: Курская, Смоленская, Тверская, Нововоронежская, вблизи Санкт- Петербурга, Балаковская (Саратовская обл.), Белоярская (Урал), на Коль­ском п-ве, Белибенская (Дальний Восток).
    
    5.Нетрадиционные источники энергии – сообщения обучающихся.
    
    6.Единая энергетическая система страны.
    Энергосистемы - группы электростанций разных типов, объединенные высоковольтными линиями электропередачи и управляемые из одного центра Энергосистемы объединяются в Единую энергетическую систему для рационального использования энергии. ЕЭС охватывает территорию в 10 млн. км2 с населением 220 млн. человек.
    
    III ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
    1.На контурную карту нанести крупные электростанции страны.
    
    2.Первичное закрепление знаний.
    Какого типа электростанции вы считаете необходимо строить в России?
    Актуальна ли проблема энергетического кризиса в нашей стране?
    Возможно ли в перспективе создание нетрадиционных источников энергии (солнечной, геотермальной, ветровой, приливной)  в России?
    
    3.Подведение итогов урока.
    4.Домашнее задание:  §29, нанести на контурную карту крупнейшие электростанции России ; найти преимущества и недостатки каждого типа электростанций.
    1 ряд – «Моя точка зрения», 2 ряд – «Проблема требует вашего решения»  стр141.   
    
            
    
    
    
    
    
    Тип электростанций
    Преимущества
    Недостатки
    Факторы размещения
    Крупнейшие электростанции
    ТЭС
     (65%)
    Повсеместность строительства, быстро строятся, недорогое строительство, при большой мощности – дешёвая электроэнергия.
    Используют невозобнов. источники энергии, твёрдые и газообразные отходы, себестоимость зависит от транспортировки топлива.
    Сырьевой, потребительский, транспортный.
    Сургутская, Смоленская, Конаковская и др.
    ГЭС
    (18%)
    Используют возобновимые источники энергии, самая дешёвая электроэнергия, экологически чистая. 
    Дорогое и длительное строительство, требует создания водохранилищ на равнинных реках, вода, прошедшая через турбину ГЭС, становится «мёртвой».
    Наличие крупных рек.
    Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская, Волжская, Волгоградская и др.
    АЭС
    (17%)
    Повсеместность строительства, экономичны.
    Обеспечение радиационной безопасности, проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.
    Потребительский, транспортный.
    Ленинградская, Тверская, Кольская, Смоленская, Балаковская, Билибинская и др.
    
     

    Автор(ы): Яхницкая В. П.

    Скачать: География 9кл - Конспект.doc

Задания к уроку