Ковалева Елена Евгеньевна, учитель географии, МБОУ «Белоусовская СОШ» Сакмарский район Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Население России. Обобщающий урок. Общее количество часов: 9 Место урока в системе уроков по теме: 9 Цель урока: Обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний и умение их применять. Задачи урока: Образовательные: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами. Развивающие: развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах. Воспитательные: воспитывать нравственность, духовность, патриотизм, чувство любви к малой Родине, географическую культуру учащихся. Средства обучения: политико-административная карта России, карточки-задания, маршрутные листы. Ход урока I. Организационный момент Подготовка к основному этапу урока - игры Деление класса на 4 группы по 3-4 человека. Столы расставлены по кругу так, чтобы учащиеся могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают. Работа на одной станции – 5-7 минут. II. Основной этап Эпиграф к уроку: «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила» 1. Получение маршрутных листов, по которым учащиеся будут двигаться. (Приложение№1) Станция№1 «Термины» (Приложение№2) После того как поставлена оценка за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию. Станция№2«Карта» Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав предварительно, без помощи карты столицы этих республик. (Приложение №3). Станция №3 «Статисты» На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией. 1)Проанализируйте данные таблицы(Приложение №4), назовите республику с наибольшей площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации, республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения. 2) Определите естественный прирост по данным таблицы.(Приложение№4) Станция №4 «Народы» (Приложение №5) 1. К какой языковой группе и семье относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? Русские – индоевропейская семья, славянская группа – православные. Татары – алтайская семья, тюркская группа – ислам, удмурты – уральская семья, финская группа – православные. 2. Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России. Перечисленные народы относятся к финской группе уральской семье. В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры. 3. Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? Калмыки, алтайская семья, монгольская группа. 4. . Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России? Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. Русские индоевропейская семья, славянская группа. Станция №5 «Объясни» (Приложение №6) 1. Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? 2. В чем экономическое значение миграции? 3. Почему в России районы с высоким уровнем естественного прироста имеют и большой уровень безработицы? 4. В России в 80-е годы удалось на некоторое время несколько улучшить низкий уровень естественного прироста населения. Но, начиная с 1988 года, демографическая ситуация непрерывно ухудшается. Какие факторы определяют данное негативное явление? III. Итог урока. Пройдя все 5 станций, учащиеся сдают маршрутные листы с оценками за работу на станциях. Учитель ставит итоговую оценку. IV. Домашнее задание: повторить термины по теме «Население»
Автор(ы): Ковалева Е. Е.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ковалева Е. Е.
Скачать: География 9кл - Приложение.docx