Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

16. Расселение населения. Сельское население России

Текст урока

  • Конспект

     Зиновьева Елена Александровна, учитель, 
    МБОУ «Светлинская СОШ», Сакмарский район.
    Предмет -  география.
    Класс – 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) - А. И. Алексеев, В. В. Николина. География: население и хозяйство России. 9  класс – М.: Просвещение, 2005.
    
    Тема  урока: Расселение населения. Сельское население России.
    
    Общее количество часов, отведенные на изучении темы – 9
    Место урока в системе уроков по теме – 7
    Цель урока - Познакомить учащихся  с особенностями размещения сельского населения по территории России.
    Задачи урока - Образовательные: изучить плотность населения России; познакомить с основными типами сельских поселений, образом жизни жителя села, с особенностями деревенской на­циональной культуры; выяснить влияние урбанизации на деревню, последствия и возможные пути решения проблемы.
    Развивающие:развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами.
    Воспитательные:формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду,  использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.
    
    Средства обучения - Политико-административная карта России, карта плотности населения,  атласы, учебник
    
    
    Содержание урока.
    1. Организационный  момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    1.           Фронтальная работа по принципу «Я знаю, что...» (повторение терминов).
    Урбанизация, агломерация, мегалополис, инфраструктура, рождаемость, смертность, половозрастная структура населения, миграция, депопуляция, естественный прирост, иммиграция, эмиграция.
    2.  Географический диктант:
    а) Разница между рождаемостью и смертностью ... (естественный прирост).
    б)         Сокращение численности населения в стране ... (депопуляция).
    в)         Скопление городов вокруг крупного города ... (агломерация).
    г)         Механическое движение населения ... (миграция).
    д)         Выезд людей из страны ... (эмиграция).
    е)         Въезд людей в страну ... (иммиграция).
    ж)        Количество родившихся на 1000 жителей за год ... (рождаемость).
    з)         Процесс роста городов и городского населения, распространение город­ского образа жизни... (урбанизация).
    и)        Количество умерших на 1000 жителей за год ... (смертность).
    к) Совокупность сооружений, зданий, служб необходимых для нормальной жизни населения ... (инфраструктура).
    3. Изучение нового материала.
    Что называют сельской местностью? 
    (Это вся обитаемая территория за пределами городских поселений.Населённые пункты с населением менее 12 тыс. человек).
     Что характерно для сельского образа жизни? 
    ( Учащиеся могут принять участие в обсуждении этого вопроса, опираясь на собственный опыт)
    А что является главным занятием для сельских жителей? 
    (Сельское хозяйство – растениеводство и животноводство).
    Задание: прочитать текст учебника на стр 92-93, составить план «Почему размеры деревень меньше, чем города».
    От чего зависит плотность сельских населенных пунктов? (Чем плодороднее почва, тем большее количество людей она может прокормить, тем выше плотность населения.)
    Следовательно, сельские поселения размещаются зонально и имеют особенности расселения в каждой природной зоне (рис. 22).
    Задание:используя текст учебника ( с. 94-95), заполните таблицу.
    
    Природныезоны
    Занятия населения
    Характер сельского расселения
    Проблемы
    (экологические,
    социальные)
    1. Тундра
    Оленеводство, охота, рыболовство
    Редкоочаговое: по бере­гам рек и морей
    Уничтожение оленьих пастбищ
    2. Север лесной зоны
    Очаговое земледелие, лесозаготовка, живот­новодство
    Очаговое: небольшие деревни вдоль рек
    Миграция из деревень убыль населения
    З.Юг лесной зонь:
    Выборочное земледе­лие
    Густая сеть сел и дере­вень вдоль рек
    Убыль населения де­градация почв
    4. Степи и лесостепи
    Сплошное земледелие
    Крупные населенные пункты вдоль рек
    Эрозия почв
    5. Сухие степи
    и п/пустыни
    Очаговое земледелие, животноводство, коче­вое
    Редкие поселения у рек
    Ветровая эрозия
    6. Пригородные районы
    Высоко интенсивное
    пригородное сельское хозяйство
    Высокая плотность сельских поселений
    Обустройство притока мигрантов
    
    Проблемы деревни
    Главная проблема деревни - проблема вымирания деревень. Тысячи деревень исчезли в период урбанизации в России. В деревнях, которые доживают свои по­следние годы, остались пожилые люди, в основном женщины.
    Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к се­мье. Традиции земледелия, нравственные устои хранились в деревне. Но теперь поля приходят в запустение, зарастают лесом.
    Без традиций и национальной культуры не может существовать ни один народ.
    Одним из путей решения проблемы обезлюдениясела может быть заселение ис­чезающих деревень мигрантами с Севера, беженцами и вынужденными переселен­цами.
    
    4.Закрепление.
    В чем отличие сельских поселений от городских? (По численности населения: сельский населенный пункт имеет численность населения менее 12 тысяч че­ловек; по занятию населения: жители сельского населенного пункта заняты в сельском хозяйстве.)
    Почему села и деревни лесной зоны не могут быть крупными? (Малоплодородные подзолистые и дерново-подзолистые почвы не дают высоких урожаев и не могут прокормить многочисленное население.Почвы требуют внесения удобрений, и должны находиться недалеко от фермы.)
    Где расположена главная полоса расселения (основная зона)? (Большую часть Европейской России, сужаясь к югу Сибири и Дальнего Востока (вдоль Си­бирской магистрали).)
    5.Домашнее задание: §19.
    
    
    
     

    Автор(ы): Зиновьева Е. А.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx