Зиновьева Елена Александровна, учитель, МБОУ «Светлинская СОШ», Сакмарский район. Предмет - география. Класс – 9 УМК (название учебника, автор, год издания) - А. И. Алексеев, В. В. Николина. География: население и хозяйство России. 9 класс – М.: Просвещение, 2009. Темаурока:Урбанизация в России. Города России. Общее количество часов, отведенные на изучении темы – 9 Место урока в системе уроков по теме – 6 Цель урока - Выявить, как осуществляется урбанизация в России. Познакомить с функцией городов. Задачи урока - Образовательные:сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе; учить применять различные источники географической информации. Развивающие: развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в группе, самоконтроль. Воспитательные:прививать чувство любви к родному городу, родной стране, уважение к ее жителям. Средства обучения - Карта «Население России», атлас, учебник. Содержание урока. 1. Организационный момент(приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования). 2. Изучение новой темы. Задание: класс делится на 3 группы, каждая группа исследует историю развития городов в России в разный период. 1 группа – города Древней Руси. 2 группа – реформа административно-территориального деления России в 18-19 вв. 3 группа – развитие городов в период индустриализации страны. Выступление представителей от каждой группы В России уровень урбанизации составляет 73 %, что соответствует уровню экономически развитых стран. Каждый город в стране выполняет определенные функции. Классификация городов по функциям столица; неофициальные столицы экономических районов (С-Пб, Н.Новгород, Новосибирск); центры субъектов федерации (Казань, Тверь); промышленные центры (Нижний Тагил); транспортные центры (порты:Находка, Новороссийск); наукограды(Обнинск, Зеленоград) туристические центры (Суздаль); города-курорты (Сочи). Как Вы думаете, городов с какими функциями больше? (Чаще города являются многофункциональными центрами, т.к. выполняют множество функций.) По какому еще принципу можно классифицировать города? На рубеже XIX-XX веков в России было всего 2 города с населением, превышающим 1 млн. человек. Какие? (Москва и Санкт-Петербург). Почему именно эти города? (ответы обучающихся). По числу жителей выделяют города: малые – до 20 тысяч человек; средние – до 100 тысяч человек; большие – более 100 тысяч человек; крупные – более 250 тысяч человек; крупнейшие – более 500 тысяч человек; города-миллионеры. В России 15 городов-миллионеров, найдите их в карте атласа. 4.Закрепление. Практическая работа «Закономерностей в размещении населения и их объяснение» Цель работы: формировать умение работать с картографическим материалом, сравнивать и делать выводы о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны Ход работы. Высчитайте среднюю плотность населения в России на 2009 год. 143,7 : 17,1 =8,4 чел./ км² На контурной карте отметитьжелтым и синим цветом выделить районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения Сделать вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны 5.Итог урока. 6.Домашнее задание: §18 , подготовить сообщение или презентацию о городах Оренбургской области.
Автор(ы): Зиновьева Е. А.
Скачать: География 9кл - Конспект.docx