Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

15. Урбанизация в России. Города России

Текст урока

  • Конспект

     Зиновьева Елена Александровна, учитель, 
    МБОУ «Светлинская СОШ», Сакмарский район.
    Предмет -  география.
    Класс – 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) - А. И. Алексеев, В. В. Николина. География: население и хозяйство России. 9  класс – М.: Просвещение, 2009.
    
    Темаурока:Урбанизация в России. Города России.
    Общее количество часов, отведенные на изучении темы – 9
    Место урока в системе уроков по теме – 6
    Цель урока - Выявить, как осуществляется урбанизация в России. Познакомить с функцией городов. 
    Задачи урока - Образовательные:сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе; учить применять различные источники географической информации.
    Развивающие: развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в группе, самоконтроль.
    Воспитательные:прививать чувство любви к родному городу, родной стране, уважение к ее жителям.
    
    Средства обучения - Карта «Население России», атлас, учебник.
    
    Содержание урока.
    1. Организационный  момент(приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).
    2. Изучение новой темы.
    Задание: класс делится на 3 группы, каждая группа исследует историю развития городов в России в разный период.
    1 группа – города Древней Руси.
    2 группа – реформа административно-территориального деления России в 18-19 вв.
    3 группа – развитие городов в период индустриализации страны.
    Выступление представителей от каждой группы
    В России уровень урбанизации составляет 73 %, что соответствует уровню экономически развитых стран. Каждый город в стране выполняет определенные функции.
    Классификация городов по функциям
    столица;
    неофициальные столицы экономических районов (С-Пб, Н.Новгород, Новосибирск);
    центры субъектов федерации (Казань, Тверь);
    промышленные центры (Нижний Тагил);
    транспортные центры (порты:Находка, Новороссийск);
    наукограды(Обнинск, Зеленоград)
    туристические центры (Суздаль);
    города-курорты (Сочи).
    Как Вы думаете, городов с какими функциями больше? (Чаще города являются многофункциональными центрами, т.к. выполняют множество функций.)
    По какому еще принципу можно классифицировать города?
    На рубеже XIX-XX веков в России было всего 2 города с населением, превышающим 1 млн. человек.
     Какие? (Москва и Санкт-Петербург).
     Почему именно эти города? (ответы обучающихся).
    По числу жителей выделяют города:
    малые – до 20 тысяч человек;
    средние – до 100 тысяч человек;
    большие – более 100 тысяч человек;
    крупные – более 250 тысяч человек;
    крупнейшие – более 500 тысяч человек;
    города-миллионеры.
    В России 15 городов-миллионеров, найдите их в карте атласа.
    4.Закрепление.
    Практическая работа «Закономерностей в размещении населения и их объяснение»
    Цель работы: формировать умение работать с картографическим материалом, сравнивать и делать выводы о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны
    Ход работы.
    Высчитайте среднюю плотность населения в России на 2009 год.  143,7 : 17,1 =8,4 чел./ км²
    На контурной карте отметитьжелтым и синим цветом выделить районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения
    Сделать вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны
    5.Итог урока. 
    6.Домашнее задание: §18 , подготовить сообщение или презентацию о городах Оренбургской области.
    
     

    Автор(ы): Зиновьева Е. А.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx