Ахметова Лилия Ильдаровна учитель географии МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ» География 9 класс География: население и хозяйство России. 9 класс. Алексеев А.И., Николина В.В. М.: Просвещение. 2005. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) Тема урока. Национальный и языковый состав населения России. Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 9 Место урока в системе уроков по теме - 4. Цель урока: формирование представлений о национальном и языковом составе населения России. Задачи урока: 1) выяснить особенности национального и языкового состава населения; 2) развитие умений работать с различными источниками информации; 3) формирование толерантного отношения к представителям разных народов. Планируемые результаты: Техническое обеспечение урока: проектор, компьютер, Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) 1) https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России. Данные о национальном составе по переписям 2002 и 2010 г.г. 2)https://yandex.ru/video/search?filmId=4364132264242113718&text=национальный%20состав%20населения%20россии. Видеопрезентация «Многонациоанльная Россия». Содержание урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания 1. В чем проявляется влияние разных культурных миров на развитие народов России? 2. Обсуждение проблемы малых народов (задание на стр.105). III. Изучение новой темы 1. Вспомните, что означает понятие этнос? 2. В чем особенности национального состава России? Задание 1. Практическая работа. Определение по картам национального состава населения России. Цель работы: выяснить национальный состав населения России по картам атласа. Задания: 1) Используя карту «Население» на стр. … атласа 9 класса (изд-во….) выяснить, какие народы расселены повсеместно или во многих регионах страны. Выписать названия народов. 2) Найти примеры народов, заселяющих только определенный регион страны. Записать народы и регионы. Выводы: Повсеместное расселение имеют русские и украинцы. Татары расселены были в Урало-Поволжье, по югу Сибири до Дальнего Востока. Третий ареал расселения - Северный Кавказ: кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы (народы северокавказской семьи). Вдоль границ с Казахстаном, в областях Южной Сибири, Урала и Поволжья расселены казахи. Народы урало-юкагирской семьи, главным образом финно-угорской группы, проживают в основном в Урало-Поволжье и на севере Европейской России. Задание 2. Народы и языковые семьи 1) По табл.2 на стр.329 определите, к каким языковым семьям относятся народы нашей страны. 2) По данным таблицы определите десятку самых многочисленных народов РФ. Запишите их, указав численность, принадлежность к языковой семье и группе. По дополнительным источникам найдите десятку самых многочисленных народов по данным переписи 2010 г. Сравните и сделайте выводы. 3) Сделайте вывод о самых многочисленных языковых семьях и группах. Россия является многонациональным государством, что отражено в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. По переписи 2010 года большинство населения составили русские - 80,9 % или 111,0 млн. Представители других национальностей — 19,1 %. Численность лиц, не указавших свою национальность, составила 5,6 млн. чел. (или 3,9 % от 142,9 млн. жителей страны в целом). Большинство населения разговаривает на языках индоевропейской семьи. Следующая по численности языковая семья - алтайская (около 12 млн человек). Самый крупный после русских народ России – татары – 4% (5,5 млн), входящий в тюркскую группу, далее следовали чуваши, башкиры, алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, якуты. Мозаичность и пестрота этнической карты России говорит о том, что, с одной стороны, значительная часть народов России была расселена за пределами своих республик, а с другой - в пределах республик «титульные» (давшие ей название) пароды чаще всего не составляют большинства населения. Русский язык является родным практически не только для всех живущих в России русских, но также и для многих представителей других народов. Русский язык считали родным 90 % проживающих в России евреев, 63 % белорусов, 57 % украинцев и т. д. III. Итог урока. Мы закончили изучение большой темы «Население»: познакомились с размещением населения на территории России, с процессами механического и естественного прироста населения, опре-I ел или разницу между городским и сельским образом жизни. Домашнее задание: § 22, подготовиться к итоговому уроку «Население России».
Автор(ы): Ахметова Л. И.
Скачать: География 9кл - Конспект.docx