Ахметова Лилия Ильдаровна учитель географии МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ» География 9 класс География: население и хозяйство России. 9 класс. Алексеев А.И., Николина В.В. М.: Просвещение. 2005. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) Тема урока. Демографическая ситуация. Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 9 Место урока в системе уроков по теме - 3. Цель урока: выявить значение демографической ситуации. Задачи урока: 1) Объяснить понятие демографическая ситуация; 2) развитие умения анализировать графические данные; 3) понимание значения демографической ситуации для каждого человека. Оборудование: Политико-административная карта России. Техническое обеспечение урока: проектор, компьютер. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): 1) Политико-административная карта России. 2) Документ «Половозрастная пирамида» (в электронном виде). Содержание урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания 1. Вопросы: 1) Объяснить понятие миграция, причины миграций. 2) Виды миграций. 3) Как миграции влияют на воспроизводство населения? 4) В чем заключается экономическое значение миграций? 5) Имеют ли значение миграции в жизни нашего села? 2. Проверочная работа по терминам. ПРИЛОЖЕНИЕ. Вариант 1 Демографический взрыв, рождаемость, естественный прирост, зона Севера, миграция населения. Вариант 2 Демографический кризис, смертность, воспроизводство населения, Основная зона заселения, депортация. III. Изучение нового материала 1. Понятие демографическая ситуация. Демографическая ситуация - это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности. Графически демографическая ситуация показана на половозрастной пирамиде (рис. 17, с. 69 учебника), которая отражает и демографическую историю, и половую, и возрастную структуру населения. Задание 1. Проанализируйте структуру населения России на начало 1998 г. Инструкция для анализа: 1) Выявить долю лиц моложе трудоспособного возраста из всего населения. 2) Выявить долю лиц в трудоспособном возрасте из всего населения. 3) Выявить долю лиц старше трудоспособного возраста из всего населения. 4) Обобщить результаты (население какого возраста преобладало в 1998 г., каким было соотношение мужчины/женщины). 5) Сделать вывод о трудоспособном возрасте. Трудоспособный возраст – это возраст, когда люди полны сил и энергии для работы, от 16 до 54 лет у женщин, от 16 до 59 лет у мужчин. Задание 2. Проанализируйте рис.18 на стр.70. IV. Закрепление Сравните половозрастные пирамиды на стр.71 и сделайте выводы о соотношении групп населения по возрасту и по полу. Группа 1. Москва. Группа 2. Магаданская область Группа 3. Псковская область (сельское население) Группа 4. Дагестан (сельское население) V. Домашнее задание: §14; в.1, 3 стр.72. «Моя точка зрения» стр.73.
Автор(ы): Ахметова Л. И.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ахметова Л. И.
Скачать: География 9кл - Приложение 1.docxАвтор(ы): Ахметова Л. И.
Скачать: География 9кл - Приложение 2.docx