Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

11. Миграции населения России

Текст урока

  • Конспект

     Ахметова Лилия Ильдаровна
    учитель географии
    МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ»
    
    География 
    9 класс
    География: население и хозяйство России. 9 класс. Алексеев А.И., Николина В.В. М.: Просвещение. 2005. 
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    Тема урока. Миграции населения России.
    
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 9
    
    Место урока в системе уроков по теме - 2.
    
    Цель урока: формирование представлений о миграциях населения в России
    Задачи урока: 1) установить особенности миграции населения России и его виды и причины; 2) развитие умений работать с различными источниками информации; 3) воспитание толерантного отношения.
    Техническое обеспечение урока: проектор, компьютер, электронная презентация «Миграции населения».
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Ход урока
    I.Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания
    Географический диктант:
    Вариант 1
    
    Вариант 2
    1. По переписи 2010 в России проживает …
    1.Средняя плотность населения России
    2. Демография –
    2.Дем. переход
    3. Перечисли этапы 
    3.Воспроизводство населения
    4. Демографический взрыв
    4.Демографический кризис
    5. Естественный прирост
    5.Депопуляция
    6. Зоны расселения
    6. Движение населения
    
    III. Изучение нового материала
    
    1.Вводное слово учителя
    По данным ФМС России, на 1 апреля 2010 г. в стране насчитывалось 56,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более 35 % из них (19,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 19 % (10,6 тыс.) — Грузии, 12 % (7,0 тыс.) — Узбекистана, 5 % (3,0 тыс.) — Таджикистана. Более 12 тыс.человек (21 %) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.
    - О каком процессе говорится в тексте?
    Миграции – это переселение, перемещение населения по территории.
    2. Виды миграций.
    Задание: Изучите схему на стр.62 учебника и назовите виды миграций.
    Виды миграций: 1. Внутренние. 2. Внешние.
    3. Причины миграций
    Заданий: изучите стр.65-66 учебника и определите причины внутренних и внешних миграций.
    4. Воздействие переселений на жизнь общества:
     - Экономическое значение миграций: они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.
    Но советский период отмечен и огромным ростом насильственных миграций. Первым крупным потоком такого рода является высылка «раскулаченных» крестьян в 1930-32 гг. Сотни тысяч их были высланы за пределы своих регионов, большей частью - в районы с суровыми климатическими условиями. Именно их руками были построены Беломорско-Балтийский канал, Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты.
    В 1937 г. был опробован первый вариант «переселения народов»: все корейцы, живущие в Приморском крае были в течение двух недель вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. После начала войны 1941-45 гг. все немцы в СССР были выселены в восточные районы страны.
    
    - Помимо переселений между районами, огромный приток мигрантов двигался из сельской местности в города.
    4) С начала 90-х годов картина внутренних миграций в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда. Первым крупным потоком такого рода является высылка «раскулаченных» крестьян в 1930-32 гг. Сотни тысяч их были высланы за пределы своих регионов, большей частью - в районы с суровыми климатическими условиями. Именно их руками были построены Беломорско- Балтийский канал, Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты.
    В 1937 г. был опробован первый вариант «переселения народов»: все корейцы, живущие в Приморском крае были в течение двух недель вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. После начала войны 1941-45 гг. все немцы в СССР были выселены в восточные районы страны.
    А бывшие регионы миграционного оттока стали центрами притяжения мигрантов. Это прежде всего Центральная Россия и Урало- Поволжье.
    Изменились и миграции между городом и селом. Миграционный отток из села в город прекратился. Зато массовыми стали сезонные миграции горожан в деревню: к родственникам, на дачи и т.п. 
    Миграционные проблемы 
    III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
    1 Что называют миграцией? 
    2. С чем связаны миграции? 
    3. В чем экономическое значение миграций?
    4. Миграции разнообразны как по причинам, так и по характеру. Отразите это на схеме.
    
    
    
    __________________				________________________
    __________________				________________________
    __________________				________________________
    __________________				_________________________
    IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    §  13, ответить на вопросы 1-5 стр.67. «Мой край в судьбе России» стр.68.
    
     

    Автор(ы): Ахметова Л. И.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку