Лебедева Ольга Николаевна, учитель географии
МБОУ Краснокоммунарская СОШ
Сакмарский район.
Название предмета: география
Класс: 9
УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4
Место урока в системе уроков по теме: 3
Цель: создать условия для формирования представлений о факторах воздействия человека на природу.
Задачи:
Образовательная: научить обучающихся выявлять основные виды воздействия человека на природу; осознавать последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
Развивающая:прививать любознательность и интерес к географическим знаниям; способствовать развитию речи, умению аргументировать свои ответы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.
Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать, сотрудничать с другими людьми в поисках необходимой информации.
Планируемые результаты:
Личностные:
-способствовать развитию познавательных интересов, учебных мотивов;
-формировать мотивы достижения, границ собственного знания и «незнания».
Метапредметные:
регулятивные:
-формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-понимать учебную задачу урока, анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
-планировать свою деятельность.
познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
- проводитьанализ изучаемых объектов с цельювыявления причинно-следственных связей;
-самостоятельно создавать способы решения проблем.
коммуникативные:
-уметь давать адекватную самооценку;
-анализировать работу товарища;
-осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-выслушивать и объективно оценивать другого;
-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
-умение объяснять, какие изменения происходят в природе под воздействием человека;
-умение определять последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
Техническое обеспечение урока: презентация «Воздействие человека на природу»,
сообщения ипрезентацииучащихся на тему «Рекреационные ресурсы России».
Содержание урока:
1.Организационно-психологический момент:
-Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
-Доброе утро, солнцу и птицам.
-Доброе утро улыбчивым лицам!
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом.
2.Повторение и проверка домашнего задания:
Вопросы:
1.Что такое адаптация?
2.Какие виды адаптации вы знаете?
3.Что такое геохимические и биотические условия?
4.К чему приводит недостаток йода в организме человека?
5.Какую опасность несут лесные клещи?
6.Может ли человек изменить влияние природных условий на здоровье и жизнь человека?
7.Что относится к рекреационным ресурсам?
- Рассказ учащихся о рекреационных районах России.
3.Актуализация:
-Как вы понимаете слова В.Шекспира:
«Сведи к необходимости всю жизнь,
И человек сравняется с животным»
4.Изучение нового материала:
- Природу человек рассматривает, как источник жизни, хозяйственной деятельности человека, эстетического наслаждения. Она удовлетворяет различные потребности человека.
-В ходе развития общества потребности человека увеличились, а возросшие масштабы хозяйственной деятельности значительно повлияли на природу.
Анализ влияния хозяйственной деятельности человека на природу осуществляется по следующему алгоритму:
Потребности человека Воздействие человека на природу Изменение природы Последствия изменений для человека
-Какие виды потребностей удовлетворяет человечество взаимодействуя с природой?
Ответ дайте схемой, отражающей это.
-Может ли человек лимитировать свои потребности, чтобы снизить степень воздействияна природу? Свой ответ аргументируйте.
-Чаще всего человек не задумывается о последствиях своего влияния на природу. И тогда ухудшается качество окружающей среды, в результате страдает и его здоровье. Ученые считают, что здоровье человека на 20 % зависит от экологической ситуации.
Работа с текстом § 9.
Используя текст параграфа § 9, заполнить схему «Воздействие человека на природу»
/виды воздействия, изъятие вещества, привнесение чуждых природе объектов, изменение компонентов природы, привнесение отходов и других веществ/
Запись в тетрадь:
Экологическая ситуация-это состояние окружающей природной среды на данной территории.
Рассмотреть параметры экологических ситуаций. /Анализ таблицы 1 с. 41 §9/
-Как избежать кризисных, бедственных, а также катастрофических ситуаций.
-Что такое стратегия устойчивого развития?
-Как вы думаете, готово ли наше общество морально развиваться по программе устойчивого развития?
-Найдите в тексте учебника информацию о путях устойчивого развития.
5.Закрепление:
- Сформулируйте и обоснуйте прогноз экологической ситуации в России на 2020 год.
6.Домашнее задание: § 9, рубрика Мой край в судьбе России.
7.Рефлексия:
1.Какое впечатление сложилось у вас при изучении первых тем учебника /нужное подчеркнуть/:
а/Темы в учебнике вызывают интерес.
б/Изложение материала тем чрезвычайно сложно.
в/Определенная сложность в выполнении заданий рубрик.
г/Ничто не вызывает затруднений при работе с учебником.
д/Учебник нацеливает на изучение дополнительной литературы.
е/Отношение к данному учебнику еще не сформировалось.
2.Трудно ли изучать тему «Человек и природа» в процессе дискуссии?
а/Какая из обсуждаемых проблем вызвала у вас наибольший интерес?
б/Какие ценности вы отстаивали в данной ситуации?
в/Чувствовали ли вы, что вас слушали во время дискуссии?
г/Вызвало ли у вас интерес коллективное обсуждение проблем?
Автор(ы): Лебедева О. Н.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Лебедева О. Н.
Скачать: География 9кл - Презентация к уроку.pptx