Лебедева Ольга Николаевна, учитель географии МБОУ Краснокоммунарская СОШ Сакмарский район. Название предмета: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4 Место урока в системе уроков по теме: 3 Цель: создать условия для формирования представлений о факторах воздействия человека на природу. Задачи: Образовательная: научить обучающихся выявлять основные виды воздействия человека на природу; осознавать последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Развивающая:прививать любознательность и интерес к географическим знаниям; способствовать развитию речи, умению аргументировать свои ответы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы. Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать, сотрудничать с другими людьми в поисках необходимой информации. Планируемые результаты: Личностные: -способствовать развитию познавательных интересов, учебных мотивов; -формировать мотивы достижения, границ собственного знания и «незнания». Метапредметные: регулятивные: -формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -понимать учебную задачу урока, анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; -планировать свою деятельность. познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - проводитьанализ изучаемых объектов с цельювыявления причинно-следственных связей; -самостоятельно создавать способы решения проблем. коммуникативные: -уметь давать адекватную самооценку; -анализировать работу товарища; -осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -выслушивать и объективно оценивать другого; -уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: -умение объяснять, какие изменения происходят в природе под воздействием человека; -умение определять последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Техническое обеспечение урока: презентация «Воздействие человека на природу», сообщения ипрезентацииучащихся на тему «Рекреационные ресурсы России». Содержание урока: 1.Организационно-психологический момент: -Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться -Доброе утро! -Доброе утро, солнцу и птицам. -Доброе утро улыбчивым лицам! -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. 2.Повторение и проверка домашнего задания: Вопросы: 1.Что такое адаптация? 2.Какие виды адаптации вы знаете? 3.Что такое геохимические и биотические условия? 4.К чему приводит недостаток йода в организме человека? 5.Какую опасность несут лесные клещи? 6.Может ли человек изменить влияние природных условий на здоровье и жизнь человека? 7.Что относится к рекреационным ресурсам? - Рассказ учащихся о рекреационных районах России. 3.Актуализация: -Как вы понимаете слова В.Шекспира: «Сведи к необходимости всю жизнь, И человек сравняется с животным» 4.Изучение нового материала: - Природу человек рассматривает, как источник жизни, хозяйственной деятельности человека, эстетического наслаждения. Она удовлетворяет различные потребности человека. -В ходе развития общества потребности человека увеличились, а возросшие масштабы хозяйственной деятельности значительно повлияли на природу. Анализ влияния хозяйственной деятельности человека на природу осуществляется по следующему алгоритму: Потребности человека Воздействие человека на природу Изменение природы Последствия изменений для человека -Какие виды потребностей удовлетворяет человечество взаимодействуя с природой? Ответ дайте схемой, отражающей это. -Может ли человек лимитировать свои потребности, чтобы снизить степень воздействияна природу? Свой ответ аргументируйте. -Чаще всего человек не задумывается о последствиях своего влияния на природу. И тогда ухудшается качество окружающей среды, в результате страдает и его здоровье. Ученые считают, что здоровье человека на 20 % зависит от экологической ситуации. Работа с текстом § 9. Используя текст параграфа § 9, заполнить схему «Воздействие человека на природу» /виды воздействия, изъятие вещества, привнесение чуждых природе объектов, изменение компонентов природы, привнесение отходов и других веществ/ Запись в тетрадь: Экологическая ситуация-это состояние окружающей природной среды на данной территории. Рассмотреть параметры экологических ситуаций. /Анализ таблицы 1 с. 41 §9/ -Как избежать кризисных, бедственных, а также катастрофических ситуаций. -Что такое стратегия устойчивого развития? -Как вы думаете, готово ли наше общество морально развиваться по программе устойчивого развития? -Найдите в тексте учебника информацию о путях устойчивого развития. 5.Закрепление: - Сформулируйте и обоснуйте прогноз экологической ситуации в России на 2020 год. 6.Домашнее задание: § 9, рубрика Мой край в судьбе России. 7.Рефлексия: 1.Какое впечатление сложилось у вас при изучении первых тем учебника /нужное подчеркнуть/: а/Темы в учебнике вызывают интерес. б/Изложение материала тем чрезвычайно сложно. в/Определенная сложность в выполнении заданий рубрик. г/Ничто не вызывает затруднений при работе с учебником. д/Учебник нацеливает на изучение дополнительной литературы. е/Отношение к данному учебнику еще не сформировалось. 2.Трудно ли изучать тему «Человек и природа» в процессе дискуссии? а/Какая из обсуждаемых проблем вызвала у вас наибольший интерес? б/Какие ценности вы отстаивали в данной ситуации? в/Чувствовали ли вы, что вас слушали во время дискуссии? г/Вызвало ли у вас интерес коллективное обсуждение проблем?
Автор(ы): Лебедева О. Н.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Лебедева О. Н.
Скачать: География 9кл - Презентация к уроку.pptx