Лебедева Ольга Николаевна-
учитель географии
МБОУ Краснокоммунарская СОШ
Сакмарский район.
Название предмета: география
Класс: 9
УМК : А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Человек и природа. Природные условия и человек.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4
Место урока в системе уроков по теме: 1
Цель урока: создать условия для формирования представлений о разнообразном влиянии окружающей среды на жизнь человека.
Задачи урока: выявить влияние природных условий на жизнь и деятельность человека;
вступить в диалог по проблеме влияния природных условий на заселение территорий;
установить роль адаптации человека к окружающей среде; оценить значение внебиологической адаптации.
Планируемые результаты:обучающиеся научатся и получат возможность анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию; использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; находить закономерности протекания явлений; смогут давать определения терминам и понятиям по тематике урока; объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека; приводить примеры биологической и внебиологической адаптации.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, картины, слайды, кинофрагменты, создающие образ природы.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки-задания для групповой работы.
Ход урока:
Эпиграф: Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса и землю,
И их помощником я буду век за веком
Лишь оттого, что я родился человеком.
М. Чоконаи.
1.Организационно-психологический момент.
- Доброе утро, Солнце !
-Доброе утро, небо!
- Доброе утро всем нам!
2. Постановка и реализация целей урока:
- Скажите, пожалуйста, какие отрасли промышленности занимаются изготовлением :
Мыло (продукция химической промышленности)
Шампунь (продукция химической промышленности)
Отбеливатель (продукция химической промышленности)
С.М.С. – стиральный порошок (продукция химической промышленности)
Лекарство (продукция химической промышленности)
Турбина/энергетическое машиностроение/
Азотное удобрение (продукция химической промышленности)
-Что необходимо для изготовления той или иной продукции?
- Так о чем же пойдет речь сегодня на нашем уроке?
3.Формирование новых знаний и умений:
- Чем отличаются понятия «природные ресурсы» от «природных условий»?
В тетрадь:
Природные условия-те элементы природы, которые не участвуют в процессе производства, но оказывают влияние на его размещение.
Природные ресурсы- те элементы природы, которые непосредственно участвуют в процессе производства.
- Составьте схему « Природные условия»
- Как же человек использует в своей деятельности природные условия- ресурсы?
/ Работа с текстом параграфа 6/
Обучающиеся выписывают в тетрадь и поясняют формы, обусловленные различными сторонами деятельности и существования людей:
а/практическое отношение к природе;
б/эстетическое отношение;
в/познавательное отношение;
г/адаптивное отношение.
- Человек освоил огромные территории планеты, хотя как новый биологический вид появился на планете недавно. Неизвестно, произошло это в одном месте или в нескольких местах. Но одно очевидно, что человек расселялся в местах с благоприятными природными условиями: о. Ява, Средиземноморье, Китай, Восточная Африка.
По мере роста населения таких мест на Земле становилось все меньше, и человек вынужден был осваивать территории с неблагоприятными условиями.
- Что же это были за условия?
- В результате человек вынужден был приспосабливаться к окружающей среде.
Работа в группах:
Задание 1.
-Изучив параграф 6, дайте характеристику биологической адаптации человека к природной среде. Приведите примеры.
Задание 2.
-Изучив параграф 6, дайте характеристику внебиологической адаптации человека к природной среде. Приведите примеры.
Задание 3.*
-Докажите, что человек не только меняет среду обитания, но при этом меняется и сам. Свою позицию обоснуйте.
Задание 4.*
-Чем вы сможете объяснить, что жилища кочевников очень схожи: юрта в пустыне и чум на севере состоят из перевозимого каркаса и покрытия, на создание которого использованы продукты животноводства- войлок на юге, шкуры на севере?
Задание 5.
-Установите , когда было заселено человеком то место, где вы сейчас живете. Как здесь человек приспосабливался к природе? Как отразились особенности природы в строении и форме жилища в вашей местности?
4.Закрепление:
- Группы отчитываются о проделанной работе. По ходу отчета групп обучающиеся заполняют таблицу:
Положительное влияние человека на изменение природных условий
Отрицательное влияние человека на изменение природных условий
5.Домашнее задание: параграф 6, подготовить сообщение о жизни народов Крайнего севера.
Автор(ы): Лебедева О. Н.
Скачать: География 9кл - Конспект.docx