Лебедева Ольга Николаевна- учитель географии МБОУ Краснокоммунарская СОШ Сакмарский район. Название предмета: география Класс: 9 УМК : А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Человек и природа. Природные условия и человек. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4 Место урока в системе уроков по теме: 1 Цель урока: создать условия для формирования представлений о разнообразном влиянии окружающей среды на жизнь человека. Задачи урока: выявить влияние природных условий на жизнь и деятельность человека; вступить в диалог по проблеме влияния природных условий на заселение территорий; установить роль адаптации человека к окружающей среде; оценить значение внебиологической адаптации. Планируемые результаты:обучающиеся научатся и получат возможность анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию; использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; находить закономерности протекания явлений; смогут давать определения терминам и понятиям по тематике урока; объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека; приводить примеры биологической и внебиологической адаптации. Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, картины, слайды, кинофрагменты, создающие образ природы. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки-задания для групповой работы. Ход урока: Эпиграф: Природа милая, тебе одной я внемлю, Ты подарила мне и небеса и землю, И их помощником я буду век за веком Лишь оттого, что я родился человеком. М. Чоконаи. 1.Организационно-психологический момент. - Доброе утро, Солнце ! -Доброе утро, небо! - Доброе утро всем нам! 2. Постановка и реализация целей урока: - Скажите, пожалуйста, какие отрасли промышленности занимаются изготовлением : Мыло (продукция химической промышленности) Шампунь (продукция химической промышленности) Отбеливатель (продукция химической промышленности) С.М.С. – стиральный порошок (продукция химической промышленности) Лекарство (продукция химической промышленности) Турбина/энергетическое машиностроение/ Азотное удобрение (продукция химической промышленности) -Что необходимо для изготовления той или иной продукции? - Так о чем же пойдет речь сегодня на нашем уроке? 3.Формирование новых знаний и умений: - Чем отличаются понятия «природные ресурсы» от «природных условий»? В тетрадь: Природные условия-те элементы природы, которые не участвуют в процессе производства, но оказывают влияние на его размещение. Природные ресурсы- те элементы природы, которые непосредственно участвуют в процессе производства. - Составьте схему « Природные условия» - Как же человек использует в своей деятельности природные условия- ресурсы? / Работа с текстом параграфа 6/ Обучающиеся выписывают в тетрадь и поясняют формы, обусловленные различными сторонами деятельности и существования людей: а/практическое отношение к природе; б/эстетическое отношение; в/познавательное отношение; г/адаптивное отношение. - Человек освоил огромные территории планеты, хотя как новый биологический вид появился на планете недавно. Неизвестно, произошло это в одном месте или в нескольких местах. Но одно очевидно, что человек расселялся в местах с благоприятными природными условиями: о. Ява, Средиземноморье, Китай, Восточная Африка. По мере роста населения таких мест на Земле становилось все меньше, и человек вынужден был осваивать территории с неблагоприятными условиями. - Что же это были за условия? - В результате человек вынужден был приспосабливаться к окружающей среде. Работа в группах: Задание 1. -Изучив параграф 6, дайте характеристику биологической адаптации человека к природной среде. Приведите примеры. Задание 2. -Изучив параграф 6, дайте характеристику внебиологической адаптации человека к природной среде. Приведите примеры. Задание 3.* -Докажите, что человек не только меняет среду обитания, но при этом меняется и сам. Свою позицию обоснуйте. Задание 4.* -Чем вы сможете объяснить, что жилища кочевников очень схожи: юрта в пустыне и чум на севере состоят из перевозимого каркаса и покрытия, на создание которого использованы продукты животноводства- войлок на юге, шкуры на севере? Задание 5. -Установите , когда было заселено человеком то место, где вы сейчас живете. Как здесь человек приспосабливался к природе? Как отразились особенности природы в строении и форме жилища в вашей местности? 4.Закрепление: - Группы отчитываются о проделанной работе. По ходу отчета групп обучающиеся заполняют таблицу: Положительное влияние человека на изменение природных условий Отрицательное влияние человека на изменение природных условий 5.Домашнее задание: параграф 6, подготовить сообщение о жизни народов Крайнего севера.
Автор(ы): Лебедева О. Н.
Скачать: География 9кл - Конспект.docx