Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

5. Экономико-географическое и политико-географическое положение России

Текст урока

  • Конспект

     Семыкина Ирина Михайловна, учитель географии,
    МБОУ «Центральная СОШ» Сакмарский район
    
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Экономико-географическое и политико-географическое положение России.
    
    Общее количество часов: 4
    Место урока в системе уроков по теме: 4
    Цель урока: сформировать представление об экономико-географическом положении России.
    Задачи урока: 
    Образовательные: изучить понятия «экономико-географическое положение», «политико-географическое положение», «транспортно-географическое положение», «соседние страны I,  II,  III» порядка; выявить изменения в ЭГП, ПГП, ТГП России.
    Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять события и давать оценку; совершенствовать картографические умения; развивать навыки самостоятельной деятельности в получении новых знаний.
    Воспитательные: воспитание  чувства патриотизма и толерантности.
    
    Средства обучения: политическая карта мира, политико-административная и физическая карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Экономико-географическое положение России», Приложение к уроку.
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Проверка знаний
    1. Дайте определение «экономическое влияние».
    2. Дайте оценку экономического влияния России в разные периоды (анализ таблицы).
    3. С какими экономическими категориями связано экономическое влияние? Дайте им определение (внешняя торговля, экспорт, импорт, торговый баланс)
    4. Работа по карточкам (Приложение)
    Актуализация знаний
    5. Вспомните, что называется физико-географическим положением?
    6. Дайте оценку ФГП России.
    
    
    III. Изучение нового материала
    
    1. Понятие «экономико-географическое положение»
    Вопрос: Вспомните, кто из учёных ввёл понятие «экономико-географическое положение»? (урок № 1)
    
    Определение по Н.Н. Баранскому 
    ЭГП страны - её положение на экономической карте:  положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение; транспортным путям, государст­вам, сырьевым базам и т. д.
    Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам
    транспортно-географическое
    политико-географическое
    промышленно-географическое
    агро-географическое
    рыночное
    демографическое
    рекреационно-географическое
    
    Выделяют следующие типы ЭГП:
    центральное;
    периферийное;
    пограничное;
    транзитное;
    приморское;
    глубинное.
    
    План характеристики ЭГП
    
    1) Положение по отношению к соседним объектам (странам, районам, городам)
    2) Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
    3) Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
    4) Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
    5) Изменение ЭГП во времени.
    6) Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны (региона).
    
    2. Характеристика ЭГП России.
    
    Вопрос: Какова площадь России? Сравните с другими странами мира, материками.
                  На каком материке и в каких частях света расположена наша страна?
        11.04.2014 года в состав Российской Федерации был включен Крымский полуостров после проведенного на полуострове референдума, в результате которого абсолютное большинство населения Крыма проголосовало за вхождение их полуострова в состав России.
        Таким образом, полуостров Крым - это часть территории огромной Российской Федерации. Население составило после вхождения Крыма в состав России 145,4 миллиона человек. Площадь Крымского полуострова - 28 тыс. кв. километров. Общая площадь России составила 17 126 тыс. квадратных километров.
    
    Работа по политико-административной и физической картам
    
    Задание 1. 
    Определите  границы России и пограничные государства. (сухопутные границы: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Польша, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, КНДР; морские границы: США, Япония)  
    
    Задание2. Определите:
    1) С какими государствами у России самая протяженная граница? (Казахстан, Монголия, Китай); 
    2) С какими странами у России граница проходит по горам и по рекам? (по горам - с Азербайджаном, Грузией (Кавказ); с Монголией (Алтай): по рекам – с Китаем (Амур с Уссури).
    3) Где проходят морские границы России с США и Японией? ( С Японией в Кунаширском проливе между о-вами Хоккайдо и Кунашир; с США в Беринговом проливе между о-вами Ратманова и Крузенштерна). 
    4) Какая территория  России граничит с Польшей и Литвой?  (Калининградская область); 
    5) В чём особенность положения Калининградской области?
    Анклав (фр. enclave от лат. inclavatus — «закрытый, запертый») — часть территории государства, полностью окружённая территорией другого государства. Части государства, полностью окружённые другой (одной) страной, называются полными анклавами. 
    Полуанклав — часть государства, окружённая территорией другого государства на суше, но имеющая выход к морю. Анклавы такого типа также называют прибрежными анклавами 
    Чистый эксклав — несуверенный регион, отделённый от основной территории страны и окружённый более чем одним государством (то есть не являющийся анклавом). Чистый эксклав не является анклавом относительно других государств, но является эксклавом относительно основной территории страны.
    Эксклав, не полностью окружённый чужой территорией, а имеющий выход к морю, называетсяполуэксклавом
    Калининградская область  окружена Балтийским морем, Польшей и Литвой, а значит, является российским полуэксклавом, но не является полуанклавом
    
    Понятие соседи I,  II, III порядка
    Соседи I порядка – соседние государства, с которыми страна непосредственно граничит.
    Соседи II порядка – соседние государства, с которыми страна может иметь связи через соседей I порядка.
    Соседи III порядка  – соседние государства, с которыми страна может иметь связи через соседей I и II порядка.
    
    Задание 1: по карте рис. 4 с.26 учебника распределите соседние страны по группам соседи I,  II, III порядка.
    
    Понятия  «государственная территория» и «экономическая зона» России.
    Вопрос: Как вы думаете, эти два понятия обозначают одно и то же? (работа по словарю)
    
           Ответ: Государственная территория  – часть земной поверхности
    (включая внутренние и территориальные воды, недра под ними, воздушное пространство над ними), на которую распространяется власть данного государства. 
    Пространство страны включает: воздушное пространство; морские пространства (Российский сектор Арктики), внутренние воды, 200 мильная экономическая зона, шельф. 
    
    Экономическая зона – 200 – мильная зона (370 км.) акватория прибрежных государств, в пределах которой они имеют суверенные права на экономическую деятельность, в том числе разведку, разработку и охрану природных ресурсов – на дне, в его недрах и покрывающих водах. В пределах этой зоны разрешается свободный проход иностранным судам.
    
    Задание. Что такое «Российский сектор Арктики»? Определите границы Российского сектора Арктики. («Российский сектор Арктики» - часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от о-ва Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско – норвежской границы по меридиану также до Северного полюса.) 
    
    3. Транспортно-географическое положение  России.
    
    1) Задание: По карте определите и назовите незамерзающие порты России.
    Северный Ледовитый океан – Мурманск
    Тихий океан – Петропавловск-Камчатский, Невельск, Холмск, Восточный, Владивосток, Находка
    Атлантический океан – Новороссийск, Туапсе, Анапа, Геленджик, Кавказ, Сочи, Тамань, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта, Евпатория (Чёрное море); Азов, Ейск, Темрюк (Азовское море); Калининград, Санкт-Петербург – ледокольный проход (Балтийское море). Из этого перечня большая часть портов – курортные.
    
    2) Северный морской путь
    Вопрос: Где начинается и где заканчивается СМП? Какое значение СМП имеет для хозяйства и населения России?
    
    Порты СМП: Мурманск, Певек, Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Хатанга, Провидения, Петропавловск – Камчатский, Владивосток.
    
    3) Сухопутные транспортные пути
    Задание: Куда проходят основные сухопутные транспортные пути России, покажите их на карте? 
     Ос­новные дороги проходят через западную границу России в страны зарубежной Европы. На юге России дорог гораздо меньше, т. к. Кавказские горы являются природным барьером, и железные дороги, ведущие в Грузию и Азербайджан, проходят по побережью Черного и Каспийского морей; густая сеть транспортных магистралей в Казахстан и страны Средней Азии, а также в Китай.
    
    4. Политико-географическое положение России 
    
    Вопрос: Как Вы думаете, от чего зависит политико-географическое положение?
    - отношении с соседними государствами
    
    Страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. 
    
    Соседние государства – члены НАТО: Латвия,  Литва, Эстония, Норвегия, Польша, США.
    
    Территориальные проблемы России
    
    5. Изменение ЭГП России во времени
    - в геополитическом положении
    - в транспортно-географическом положении
    (Приложение к уроку)
    - изменения в ЭГП, ПГП, ТГП после воссоединения Крыма и г. Севастополя с Россией
    
    
    6. Практическая работа № 1 «Экономико-географическое, политико-географическое и транспортно-географическое положение России»
    (Приложение 3 к уроку)
    
    IV. Закрепление
    Назовите положительные и отрицательные черты ЭГП России.
    I вариант – положительные черты, II вариант – отрицательные черты 
    Результат работы: 
    « +» 
     *Большая часть России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
    *Наличие морских границ, свободный выход в океан;
    *Выход к трём океанам обеспечивает внешнюю торговлю. 
    * Граница с 16 государствами обеспечивает экономическое сотрудничество.
     *Доставка грузов по Северному морскому пути в малодоступные районы Севера.
    * Наличие богатых рекреационных ресурсов.
    
    « - » 
    *Значительная часть России расположенная к северу от Северного полярного круга, получает крайне мало солнечного тепла, имеет экстремальные природные условия. *Многие районы малопригодны для жизни человека – ¼ часть России лежит за Северным полярным кругом (суровый климат). 
    *Климатические условия обширных территорий неблагоприятны для ведения сельского хозяйства.
    * Освоение природных ресурсов, добыча полезных ископаемых затруднены. Длительный холодный период требует дополнительных финансовых затрат. 
    *Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
     *Огромная территория требует больших транспортных расходов.
    *Протяжённая граница требует больших затрат на их обустройство и защиту.
    
    V.  Домашнее задание: § 5; оформить практическую работу; подготовить сообщение на тему «Территориальные споры России»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Семыкина И. М.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку