Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

66. Страны нового зарубежья. СНГ

Текст урока

  • Конспект 1

                                                                   
                                                                                                   Андреева Надежда Петровна
                                                                         учитель географии МБОУ "Тимашевская ООШ"
    Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Страны нового зарубежья. СНГ
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 1
    Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе - 27
    Цели: Познакомить с новыми независимыми государствами - соседями России. Углубить знания о геополитическом положении России, сформировать представления о взаимоотношениях России с новыми независимыми государствами. Развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой. Воспитание толерантности.
    Оборудование: Карты Украины и Молдавии, Белоруссии, стран Балтии, Закавказья, Средней Азии, Казахстана). Иллюстрации - природа и достопримечательности стран
     
    Ход урока:
    I Организационный момент (Проверка готовности к уроку) 
    I I. Проверка домашнего задания Тест. Дальний Восток.
    1 вариант.	
    1. В состав района входят области: 
     А) Чукотская; Б) Курильская; В) Сахалинская; Г) Камчатская.
    2. Дальний Восток омывается морями Тихого океана:
    А) Японским; Б) Охотским; В) Желтым; Г)  Чукотским.
    3. На территории Дальнего Востока:
    А) преобладает городское население;
    Б) многонациональное население, но преобладают русские;
    В) характерен прирост численности населения за счет миграции;
    Г) плотность населения увеличивается с севера на юг;
    Д) на территории района нет городов-миллионеров.
    4. Отраслями специализации района являются:
    А) рыбная, машиностроение, лесная; В) рыбная, лесная, цветная металлургия.
    Б) горнодобывающая, лесная, цветная металлургия;
    5. Остров Сахалин отделен от материка проливом:
    А) Татарский; Б) Лаперуза; В ) Буссоль; Г) Лонга.
    6. Ведущую роль в хозяйстве района играет транспорт:
    А) морской; Б) железнодорожный; В) речной; Г) автомобильный.
    7. С какими странами Дальний Восток имеет сухопутную границу:
    А) Китай, США; Б) Япония, США; В) Китай, КНДР; Г) Китай, КНДР.
    
    2 вариант.
    1. В состав района не входят:
    А) Магаданская обл; б) Камчатский край; В) Иркутская обл; Г) Приморский край.
    2. На территории Дальнего Востока проживает народ, имеющий автономию на территории района….
    А) евреи; Б) русские; В) нанайцы; Г) карелы.
    3. Дальний Восток богат природными ресурсами:
    А) водными; Б) лесными; В) земельные; Г) агроклиматические.
    4. Морскими соседями района являются:
    А) Китай, США; Б) Япония, США; В) Китай, КНДР; Г) Китай, КНДР.
    5. Дальний Восток единственный район в России, где выращивают:
    А) рис; Б) сою; В) кукурузу; Г) чай.
    6. К неблагоприятным природным явлениям района не относятся:
    А) тайфуны; Б) цунами; В) рост оврагов.
    7. Проблемой Дальнего Востока не являются:
    А) опасные природные явления; В) отток населения, особенно из зоны Севера;
    Б) удорожание перевозок грузов из-за удаленности территории;
    Г) обострение межнациональных отношений.
    
     II. Изучение нового материала
    
    Работа в группах. 
    В группе - 6 человек. Каждый учащийся специалист по своей группе стран 
    1. Белоруссия; 2. Страны Балтии; 3. Европейский Юго-Запад; 4. Закавказье; 5. Азиатский Юго-Восток разделить на Казахстан и страны Средней Азии).
    На столах план изучения страны, атласы, картосхемы стран и др.
    
    План изучения страны:
    1. Показ на карте страны (стран) и столицы.
    2. Выгодность ЭГП страны (стран).
    3. Природные условия (климат, рельеф, воды, природные зоны и пр.) и их особенности.
    4. Природные ресурсы (оценка богатства страны (стран) отдельными видами ресурсов).
    5. Население (естественный прирост, миграции, урбанизация, религия, народы, обычаи, традиции).
    6. Специализация страны (отрасли специализации, продукция, центры).
    7. Экспорт и импорт страны с Россией.
    8. Сюрприз (стихотворение поэта страны прочесть, песню страны, рассказать о гербе, флаге, о достопримечательности и т. д.).
    Учащиеся пишут на листе (1/2 альбомного или ксероксного) название страны (группы стран), особенности которой они хотели бы узнать, и показывают другим группам. Таким образом, они делают заявку на знатока страны.
    Каждый ученик рассказывает о стране в своей первой группе, затем по приглашению во второй группе. Все учащиеся записывают краткую информацию о странах, по которым работали в группе.
    Запись может быть в виде краткого описания, перечня терминов, относящихся к стране (15-20 слов), вопросов (3-4 вопроса) о стране.
    Рассказ о стране длится (3 мин + 3 мин) 6 минут. Учащиеся оценивают содержание описания страны, картосхему, дополнительный материал. Оценки учащихся записывают на листках (оценочных) в группе.
    В конце урока учитель проводит тестовый диктант.
    Учащиеся за урок получают несколько оценок:
    1) за подготовку и выступление с сообщением в группе;
    2) за дополнительное сообщение в другой группе;
    3) за диктант.
    Средняя оценка выставляется в журнал.
    
    На этом уроке учащиеся чертят схему внешней торговли России со странами СНГ. 
    По мере выступления в группе учащихся в тетради или на контурной карте каждый ученик стрелочками чертит (и подписывает) и указывает состав экспорта в Россию продукции отраслей специализации и импорта из России.
    Схема (на контурной карте):
     
    
    
    
    
    Внешние экономические связи России
     
     
    Вывод: Наиболее активные экономические связи Россия имеет с Беларусью, Казахстаном и Украиной. 
    Тест
    1. Какие из этих государств не входят в Содружество Независимых Государств?
    а) Беларусь;          
    б) Украина и          Молдавия;
    в) Страны Балтии; 
    г) Страны Закавказья.
    2. Какая страна в 1999 году вступила в межгосударственный союз с Россией?
    а) Белоруссия;      
    б) Украина;
    в) Казахстан;        
    г) Молдавия.
    3. Определите страну по характерным признакам:
    а) Республика богата калийными и поваренными солями.
    б) Главная отрасль промышленности - машиностроение.
    в) Основные религии - православие, католицизм. (Беларусь.)
    4. Одна из этой группы стран имеет залежи горючих сланцев. На первом месте в структуре экономики - сфера услуг. Море сильно повлияло на размещение населения. (Страны Балтии.)
    5. Эта республика имеет широкий морской фасад. Природные условия благоприятны для ведения сельского хозяйства: плодородные почвы, достаточное количество тепла. Ресурсные базы России и этой республики дополняют друг друга. (Украина.)
    6. Это небольшая по площади сухопутная республика с высокой плотностью населения. Республика - сад. Главное звено экономики - АПК. (Молдавия.)
    7. Республика специализируется на черной металлургии, машиностроении и АПК. Машиностроение специализируется на производстве судов, тепловозов, автомобилей, металлургического оборудования. (Украина.)
    8. Важная природная особенность региона - горный рельеф. Территория защищена горами от вторжений арктического воздуха, что позволяет выращивать субтропические культуры. (Закавказье.)
    9. Это республика Закавказья, имеет месторождения нефти, религия ислам. Основа хозяйства топливно-энергетический комплекс. (Азербайджан.)
    10. В 1988 году в республике произошло сильное землетрясение, во время которого погибло более 25 тысяч человек. Республика не имеет выхода к морю. Старейшая отрасль промышленности - цветная металлургия. (Армения.)
    11. Это крупное государство Центральной Азии изменило местоположение столицы. Главная проблема - недостаток влаги. Страна обладает богатейшими природными ресурсами (особенно минеральными и агроклиматическими). (Казахстан.)
    12. Страны этого региона объединяет религия ислам. Значительная часть населения живет в оазисах. Страны региона аграрно-индустриальные. (Азиатский Юго-Восток.)
    Домашнее задание
    1. Повторить термины по курсу: список учащиеся записывают в тетрадь (учить по словарю терминов);
    2. Повторить принципы размещения предприятий и крупные объекты.
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                                                    
     

    Автор(ы): Андреева Н. П.

    Скачать: География 9кл - Конспект 1.docx
  • Конспект 2

     Андреева Надежда Петровна
                                                                    учитель географии МБОУ "Тимашевская ООШ"
    
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Страны нового зарубежья. СНГ
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 1
    Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе -  27
    
    Цель:  Показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической, политической и социальных сферах
    Задачи: 
    1. Познакомить учащихся с историей создания Содружества Независимых Государств, с достижениями стран СНГ в различных сферах общественной жизни.
    2. Формировать осмысленное отношение к межкультурным и межнациональным проблемам современного общества.
    3. Воспитывать толерантное, гуманное отношение и уважение к национальным различиям, стремление к культурному взаимодействию
    Оборудование: Буклет Страны СНГ,  карты: «СССР 1946-1991» и «Российская Федерация начала 21 века», политическая карта,  презентация,  музыка разных композиторов государств содружества, Гимн России, солнце-картинка, контуры человека (3), лучики Солнца, угадай-ка.
    Эпиграф урока:
    Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов);
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Изучение нового материала
    Эпиграф урока:
    Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов);
    
    1 слайд 
    1. Звучит песня: «Родина моя», муз. Д.Тухманова,  сл. А.Поперечный (2 мин.)
    Добрый  день! 
     2 слайд  Много стран на нашей планете. Разные люди живут в этих странах по своим собственным законам. А наша большая страна называется Россия. Много людей живет в ней, много народов. 
    3 слайд  Люди на свет рождаются разными, непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
    4 слайд   Все мы разные, все мы равные.
    Все народы живут единой семьей, помогая друг другу. 
    Потому что у нашей Родины такой закон – жить и работать вместе, помогать друг другу, уважать и любит друг друга.
    5 слайд 
    Таджики мы и русские,
    Грузины и карелы.	
    Мы черные и русые,
    Мы смуглые и белые.
    Пусть мы такие разные – 
    У нас одна семья!
    Дружба народов не просто слова.
    Дружба народов – счастливы дети!
    Колос на ниве и сила в расцвете.
    Дружба народов на все времена.
    
    2. Сравните карты: «СССР 1946-1991» и «Российская Федерация начала 21 века». 
    Посмотрите на карту нашей страны Российской Федерации 
    Посмотрите на карту СССР.  Есть ли изменения?
    Проведя сравнительный анализ, учащиеся  делают вывод об изменении геополитической ситуации, в результате которой на территории СССР созданы: Российская Федерация и новые государства, получившие название «ближнего зарубежья» или СНГ.
    6 слайд Сегодня мы проводим фестиваль народов и стран ближнего зарубежья или урок посвященный СНГ.
    3.Что такое СНГ? 
    7 слайд Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор) призванная регулировать отношения сотрудничества  между странами, ранее входившими в состав СССР. 
    СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
     
    Что вы знаете о Содружестве независимых государств?
     Какие страны входят в состав СНГ?  (показ по карте?)
    
    4. Когда возникло Содружество независимых государств? (сообщение ученика) 
    8 слайд Содружество Независимых Государств (СНГ)
    История создания и основные этапы развития
    8 декабря 1991 года – в Беловежской пуще в Вискулях  (Белоруссия)  руководители России – Президент Б.Ельцин  и Госсекретарь Г.Бурбулис, Украины — Президент Л.Кравчук и Премьер-министр В.Фокин и Белоруссии – Председатель Верховного совета БССР С.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич  объявили о прекращении деятельности СССР “как субъекта международного права и геополитической реальности”. Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств, а также подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 
    Основываясь на исторической общности народов, связях  между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
    В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через координирующие структуры Содружества. Договаривающиеся стороны обязались гарантировать все нормы, вытекающие для них из договоров и соглашений бывшего СССР.
    9 слайд 11 декабря 1991 года Киргизия и Армения заявили о присоединении к СНГ. 
    13 декабря 1991 года по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и 4 республик Средней Азии в Ашхабаде. Они также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства со сторонами, подписавшими Беловежские соглашения.
    21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы 9 республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Суверенных Государств. Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия — всего в СНГ вошло 12 республик из 15, входивших в СССР.
    В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».
    На последующих встречах их лидеров были созданы Советы глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, обороны, Координационно-консультативный комитет, Совет коллективной безопасности и т.д. Была образована Межпарламентская ассамблея. В отличие от прежних союзных органов они не имели властных функций, а могли лишь согласовывать интересы республик. 
    10 слайд 22 января 1993 года в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, в сфере межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. 
    В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий.
    
    2 ученик  Цели организации
    11 слайд  СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому, — все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
    Основными целями организации являются:
    12 слайд  сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
    13 слайд всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
    обеспечение прав и свобод человека;
    сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
    взаимная правовая помощь;
    мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.[28]
    К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
    обеспечение прав и основных свобод человека;
    координация внешнеполитической деятельности;
    сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
    сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
    охрана здоровья и окружающей среды;
    вопросы социальной и миграционной политики;
    борьба с организованной преступностью;
    сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
    14 слайд  эмблема СНГ и флаг СНГ (Символы –это знаки отличия)
    15 слайд Страны в составе СНГ
    В последнее время жизнеспособность и эффективность  существования СНГ находится под угрозой. 
    В новейшей истории стран — участниц СНГ не раз происходили  конфликты,  и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные. До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии (нетерпимость к какому либо чужому, незнакомому) и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например, между Белоруссией и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов, с резко обострились отношения между Россией и Грузией.
    После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть. 
    Чтобы было меньше разногласий, необходима продуманная и взвешенная политика. 
    Нужно уважать  друг  друга, уважать  обычаи, традициям и культуру разных народов поэтому 
    16 слайд 
    5. Сегодня  мы  рады  вас  приветствовать  на  фестивале  народов  и  стран.    Надеюсь, мы  узнаем  много  нового  и  интересного.  Представители  стран  познакомят  нас  с  культурой  и  историей  своего  народа и страны.  Будьте  внимательны,  в  конце  фестиваля  вас  ждет  викторина.
    6. Индивидуальная работа, изучить страну, по которой будет собрана  информация, руководствуясь вопросами.
    1.Выбрать страну СНГ собрать информацию
    2. Изготовить контур государства 
    3. Нанести символы (герб, флаг (можно рассказать что означают))
    4. Национальный состав (кто живет)
    5. Национальная одежда, национальные обычаи, традиции
    6. Природа и природные богатства
    7.Что производят (Какие производимые товары известны)
    8.Исторические и архитектурные памятники, музеи.
    9.Деятели культуры (писатели, художники, композиторы и т.д)
    10. Сюрприз (стихотворение поэта страны прочесть, рассказать о  песне, рассказать о гербе, флаге, достопримечательности  национальном блюде, рассказать о кухне страны и т.д (обязательно)
       
    Внимание!  Внимание!   Все  представители  стран  приглашаются  для  прохождения  почетного  круга.  Поднимите  проспект своей  страны  и  громко  назовите  ее.  
    7.  Представление  стран
    Сообщения учащихся, ответы на вопросы 
    Учащиеся представляют «визитную карточку» государств Содружества. 
    Используются мульти и слайд презентации, данные информационного буклета.
    
    Контуры государств  прикрепляются на доску. 
    
    8. Угадай-ка по странам СНГ от учащихся.  
    Проверим,  были  ли  вы  внимательны,  слушая  выступавших  ребят,  проведем  небольшую  викторину. 
    1. Эта небольшая по площади  сухопутная республика с высокой плотностью населения. Республика- сад. Главное звено экономики - АПК. (Молдавия)
    2. Это крупное государство Центральной Азии изменило местоположение столицы. Главная проблема – недостаток влаги. Страна  обладает богатейшими природными ресурсами. (Казахстан)
    3. Назовите столицу  Таджикистана. (Душанбе)
    
    9. Игра «Надо договориться»
    Цели: 
    развлечь группу; 
    сконцентрировать внимание участников; 
    осознать ценность сотрудничества; 
    показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; 
    сплотить группу. 
    Ход игры: 
    Участникам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. 
    Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. 
    Обсуждение: 
    как началась игра? 
    чего хотелось каждому сначала? 
    почему сначала ничего не получалось? 
    как удалось досчитать до десяти? 
    появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой? 
    чему нас учит эта игра? (что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия)
    А что вы можете пожелать Содружеству Независимых государств? 
    Объединяются изображением солнца с лучами. 
    Пусть всегда будет солнце между государствами содружества независимых государств.
    Напишите на лучиках солнца свои пожелания. 
    18 слайд  Песня: «Мы вместе», автор К.Ситник  
    
    Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите  руки друг другу на плечи, поднимите  правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: 
    Если каждый друг к другу будет терпим,
    То вместе мы сделаем дружным наш мир.
    19 слайд 
    В  каком  бы  государстве  люди  не  жили,  они  не  хотят  войны. 
    Миру  -  мир!   Пожмите  друг  другу  руки.  Мы  желаем  всем  мира  и  содружества. 
    
    20 слайд  Давайте  закончим  наш  фестиваль  песней  «Пусть  всегда  будет  солнце!»
    
     

    Автор(ы): Андреева Н. П.

    Скачать: География 9кл - Конспект 2.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку