Андреева Надежда Петровна учитель географии МБОУ "Тимашевская ООШ" Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Дальний Восток. Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 4 Место урока в системе уроков по теме: 4, в разделе - 25 Цель: показать влияние особенностей экономико-географического положения на развитие экономики района. Дидактическая цель урока: создать условия для практикума по теме «Природа и население Дальнего Востока» на основе технологий ИКТ, технологий ИКТ, уровневой дифференциации, элементов проблемного обучения в форме заочного путешествия. Задачи: 1.Изучить особенности экономики Дальнего Востока. 2. Развивать умение добывать информацию в разных источниках географической информации; развивать картографические умения 3.Создать условия для развития духовно-нравственного воспитания, по отношению к природе Родины, раскрыть мировоззренческую идею взаимосвязи компонентов природы на примере Дальнего Востока. Оборудование: учебник, атлас, настенные карты, проектор, контурные карты, атласы, физическая карта России, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент: Проверка готовности к уроку школьных принадлежностей. Психологический настрой на урок. Учитель желает детям быть активными, упорными, целеустремленными в достижении цели. – -Упорными - Мудрыми - Настойчивыми - Искателями - Целеустремлёнными - Активными - Мыслящими – Интересующимися 2. Изучение нового материала Учитель: Знакомство с Восточной экономической зоной мы завершаем характеристикой последнего экономического района - это Дальний Восток. Наша задача дать оценку ЭГП района, но более подробно мы остановимся на оценке природных ресурсов Дальнего Востока. Почему? В конце урока нам предстоит решить учебно-географическую задачу. После оценки ЭГП и природных ресурсов Дальнего Востока, вы должны представить, что являетесь членами комитета по государственной безопасности при президенте РФ. Оценив ресурсный потенциал Дальнего Востока, ответьте на вопрос: возможно ли обособление данного округа. Выводы, свои аргументы по данному вопросу выскажет экспертная комиссия. Итак, перед нами Восточный форпост России. Чаще всего этот округ называют Дальним Востоком, хотя выражение «дальность» и «удалённость», не всегда вызывают положительные эмоции. Для жителя Москвы этот район где-то очень далеко на востоке, но мы также можем сказать, что москвичи живут на дальнем западе. Как вы думаете, логичнее было бы как назвать Дальний Восток? (Тихоокеанский) Работа в парах: С какими географическими объектами связано у вас восприятие Дальнего Востока? Подумайте и запишите принадлежность (не менее 3 объектов) Оценка ЭГП района по плану: 1.Положение района. (окраинное, пограничное). Доказать. 2. Состав района. ( Работа с контурной картой . Нанести субъекты в составе района.) Учитель: Вы видите, что помимо материковой части в состав Дальнего Востока входит полуостровная и островная часть. «Историческая страничка» У вас есть карточки с фамилиями землепроходцев исследовавших Дальний Восток. 1.Кто первым обогнул на парусном судне Чукотку? (Семён Дежнёв). 2.Кто впервые достиг берегов Охотского моря? (Иван Москвитин.) 3.Кто по Амуру вышел к Охотскому морю? (Василий Поярков.) 4. Исследовал Сахалин, открыл Татарский пролив? (Григорий Невельской.) Ученики по очереди прикрепляют карточки к нужным объектам. Учитель: Продолжаем изучать и оценивать ЭГП и ТГП района. Попробуйте самостоятельно дать оценку транспортной системе Дальнего Востока. Учитель: Осваивать столь редко заселённый округ с его экстремальными природными условиями без развитого транспорта невозможно. Юг региона, включая Сахалин, обслуживают: Транссибирская ж/д. магистраль и сооружённая в хх веке - БАМ протяжённостью 3000 т. км. ( работа с атласом и контурной картой). Учитель: Специалисты говорят о необходимости продолжения БАМА до Якутска, а возможно и до Магадана, впоследствии с выходом к портам Тихого океана. Учитель: Выскажите ваше мнение: Группы № 1,3, 5-положительные стороны такого строительства, группы № 2, 4- отрицательные стороны. Учитель: Дальний Восток имеет огромную по протяжённости береговую линию .Какие виды транспорта можно развивать и использовать в этом районе учитывая особенности географического положения? Выскажите ваше мнение: Группы № 1,3, 5-положительные стороны развития морского транспорта, группы № 2, 4- отрицательные стороны развития морского транспорта. Назовите крупные порты. В бухте Врангеля сооружён крупный глубоководный порт Восточный (рассчитанный на оживление навигации на Северном морском пути) Учитель: Дальний Восток удалён от Европейской части нашей страны. Какие виды транспорта можно ещё развивать и использовать в этом районе, чтобы приблизить его к « Большой земле»? (Ответы детей). Авиационный транспорт незаменим. Он сокращает большие расстояния при перевозке пассажиров, почты, при оказании срочной медицинской помощи и т.д. Учитель: Вспомните, какие новые виды транспорта помогут Дальнему Востоку перевозить необычные товары? (Ответы детей). Трубопроводный: начинает своё развитие.( Примеры строительства трубопроводов) Каковы перспективы развития этого вида транспорта?(сколько проложено, куда в дальнейшем будет проложен нефтепровод). Природные ресурсы изучены ещё недостаточно, но они явно велики и составляют богатство будущих поколений. (Сообщения учащихся: Оценка минерально - сырьевой базы Дальнего Востока.) Вывод: Природные ресурсы Дальнего Востока богатейшие, особенно рыбные и минеральные (золото, нефть , природный газ, алмазы.) Решение задачи поставленной в начале урока. Оценив природные ресурсы региона, экспертная комиссия должна высказать своё мнение о возможности обособления Дальнего Востока. (Ребята комиссии в начале урока сидят за отдельным столом и дают оценку выступлениям групп). Выступление экспертов. 1 ученик. Я считаю, что Дальний Восток , имея большие запасы золота, нефти , природного газа, алмазов может выжить самостоятельно. 2 ученик. Но этого не достаточно. Газа, нефти мало. Даже тот запас нефти, который сейчас есть - он идёт, в основном, на экспорт. 3 ученик. В регионе огромные запасы леса. Ведь экспорт леса приносит реальные доходы. Продукцию лесной промышленности район поставляет в Центральную Россию. 4 ученик. Трудно сказать сможет ли Дальний Восток выжить самостоятельно, но мы все понимаем, что экономика России пострадает. 5 ученик. В последние годы регион сократил экономические связи с европейской частью России, так как нам сейчас выгоднее закупать товар в Китае, Японии, США и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Вопрос от экспертов: Так может ли этот регион развиваться обособлено от России? Ответ: Соседи, с которыми мы поддерживаем тесные экономические связи, для нас и являются основной угрозой. Китай считает Приамурье своей территорией. Япония до сих пор претендует на группу Курильских островов. Китайцев на Дальнем Востоке уже больше, чем русских. Мы думаем, что окраинное положение района, удалённость от центра России, пограничное положение - всё это говорит о том , что выжить и в дальнейшем благополучно развиваться, район сможет и при тесном сотрудничестве и при поддержке нашей родины России. Работая с картой атласа « Политико-административная карта России» (стр. 10-11), 1.закрепляем знания субъектов Федерации. В рабочей тетради и синхронно на доске слева появляются записи: Площадь - 6 млн. 216 тыс. кв. км более 1/3 состав территории 2.Население Дальнего Востока размещается по территории крайне неравномерно. Работаем с картой атласа «Плотность населения» (стр. 12) « Размещение населения». 7 млн.150 тыс. чел. более 50 чел/км.кв. 0,1-0,5 чел./км.кв. 1,2 чел./км.кв. 3) Работая с картами атласа, выявляем « Закономерности размещения населения», (« Доля района в территории и населении России». Обучающиеся делают выводы по статистическим материалам:. 5,4 %,,90%) Учитель: « При абсолютном преобладании русскоязычного населения (около 90 %) , на территории района проживает более десятка титульных народов « малых народов Севера», в той или иной степени сохранивших свои национальные языки, обычаи и традиции. Национальный состав коренных народов отличается относительной пестротой» Работа с картой народов России (атлас, стр.13) Составление схемы «Народы Дальнего Востока». Один из учеников, подготовивших опережающее задание, выступает у карты с сообщением о малых народах. - Алтайская языковая семья (тюркская группа; тунгусо-манчжурская группа) - Палеоазиатские народы Задание: Работая с таблицей учебника на стр.57, текстом параграфа, приведите примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока». Работа в группах. Группа № 1:«Особенности современного населения». Ученики анализируют карту атласа, делают вывод. Группа №2. « Как расположены города Дальнего Востока». Ученики анализируют карту атласа, делают вывод. Группа № 3 « Крупные города Дальнего Востока». Ученики анализируют карту атласа, делают вывод. Группа № 4 Дальневосточный регион имеет свои особенности и проблемы. Группа № 5 « Специфические особенности Дальнего Востока». Запись в тетради Закрепление: Учитель предлагает детям продолжить фразы, школьники делают это по цепочке. Затем выполняется самостоятельная работа и сдается для проверки. Домашнее задание: .§ 59, подготовить сообщение по выбору
Автор(ы): Андреева Н. П.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Андреева Н. П.
Скачать: География 9кл - Презентация к уроку.ppt